Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Области использования материала камень в художественных изделиях





 

Материал камень в зависимости от рассмотренных в предыдущий лекциях характеристик обычно используется в двух самостоятельных направлениях дизайна: в качестве вставок в ювелирные изделия и в качества материала для создания мелкой пластики и изделий утилитарно-художественного назначения. При использования ювелирных камней в качестве вставок в изделия из металла камнесамоцветное сырье подвергают специальной обработке, называемой огранкой. В зависимости от вида и качества обрабатываемого сырья: прозрачное, непрозрачное, дефектное, бездефектное, выбирают и способ огранки. Так, прозрачные, бездефектные кристаллы хорошего качества обычно гранят фасетной огранкой, нанося на поверхность камня различное количество мелких граней (фасет) под определенными углами, позволяющими усилить внутреннее отражение и световую игру минерала.

Выделяют большое количество видов и типов фасетной огранки, которые выбирают в соответствие с индивидуальными оптическими свойствами обрабатываемого камня. Известно несколько типов огранки: бриллиантовая, ступенчатая, розой, профильная («принцесса»), являющихся базовыми и множество их разновидностей, включая смешанную. Верхняя часть ограненного камня называется короной (коронкой), нижняя — павильоном или базой. Между короной и павильоном ограненного камня располагается поясок, именуемый рундистом. При нанесении граней камню могут быть приданы различные формы: квадрат, багет, восьмиугольник, французская, античная, овал, шар, панделок, челнок, капля, бриолет, бочка, трапеция, сердце, щит и др.

Варьирование углами наносимых граней, их количеством, формой, порядком сочетаний, а соответственно отражением и преломлением световых лучей, открывает в дизайне дополнительные возможности, позволяя слишком густо окрашенные камни сделать оптически более светлыми, и, напротив, сгустить окраску излишне светлых камней.

Прозрачные кристаллы с наличием некоторых дефектов (микротрещины, инородные включение, кристаллические двойники), все камни с оптическими эффектами (звездчатость, шиллеризация, лабрадоресценция и др.), а также все непрозрачные минералы обрабатывают кабошонной огранкой. Этот тип огранки предполагает придание камню выпуклой формы, которая при хорошей полировке выявляет природную красоту самоцвета. Шлифовка и полировка верхней части камня делается предельно тщательно, нижняя же часть обязательно полируется только у прозрачных и полупрозрачных камней, для непрозрачных в этой операции нет необходимости. На виде сверху кабошонная огранка может выглядеть круглой, овальной, квадратной или же камню может быть придана любая фантазийная форма. По соотношению верхней и нижней частей камня различают простые, плоские, полые, высокие, двойные кабошоны.

Полупрозрачные и непрозрачные ювелирные и ювелирно-поделочные камни кроме кабашонной огранки нередко галтуют, помещая в специальный вращающийся барабан, где они полируются абразивными материалами (песок, наждак, корундовая пыль, опилки, обрезки кожи) при «сухой» галтовке, или же к ним добавляют растворы мыла и щелочи при «мокрой» галтовке. В процессе такой полировки камни приобретают форму красивой блестящей гальки разного размера. Наиболее эффектно после галтовки выглядят камни с отчетливо проявленной текстурой.

Галтованные камни используются в дизайне так же широко, как и ограненные. Однако, если фасетная и кабошонная огранка являются предпочтительными для вставок в изделиях индустрального дизайна, базирующегося на промышленных технологиях изготовления ювелирных изделий, то галтовка, напротив, предпочтительна в концептуальном дизайне, в основе которого лежат «hand made» технологии, а также в производстве дорогой бижутерии.

Как бы ни были разнообразны возможности изготовления вставок, их использование в дизайне ювелирного изделия в целом нередко играет второстепенную роль. В то же время, потенциал использования камня в дизайне как самостоятельного материал чрезвычайно велик и его роль, в связи с ростом интереса к природным материалам в целом и индивидуальности изделий в частности, постоянно возрастает пропорционально этому интересу.

Если анализировать обработку камня в историческом аспекте, то необходимо отметить, что первые высокохудожественные изделия из этого материала появились более 5000 лет назад на территориях, занятых в настоящее время Индией и Китаем. Здесь, особенно в Китае, заложились и развиваются до настоящего времени традиции и технологии объемной резьбы по твердому и мягкому камню. В качестве материала используется преимущественно жадеит, нефрит, сердолик, но встречаются изделия и из других ювелирных и ювелирно-поделочных камней, в том числе и камней с низкой твердостью, таких как агальматолит (пагодит) и бовенит.

Обычно это сложные по исполнению многофигурные композиции. Их размер колеблется от первых сантиметров до первых десятков сантиметров, а тематика связана с китайским народным эпосом, религиозно-философскими учениями, такими как даосизм, буддизм, и с персонажами эпических литературных произведений XVIII-XIX вв. Принципы камнерезного дизайна остаются практически неизменными, а технологии камнеобработки, при всей их традиционности, заметно видоизменяются, благодаря появлению современных технических возможностей, вплоть до компьютерной лазерной обработки камнерезных изделий.

Немного позже камнерезное искусство возникло в Древнем Египте. Из лазурита, амазонита, сердолика, халцедона и других твердых камней здесь резали священных жуков — скарабеев и солнечные диски. Резные камни использовали либо как самостоятельный амулет без металлической оправы («сердечный скарабей»), либо применяли в качестве деталей в сложных, богато декорированных ювелирных украшениях типа пекторалей, ручных и ножных браслетов. Изображение скарабея — традиционная тематика древних египтян, связанная, как и удругих древних народов, с их религиозно-философскими воззрениями. В художественном отношении по характеру формообразования резные скарабеи на уплощенных камнях явились предтечей глиптики, появившейся двумя тысячелетиями позднее в Античной Греции.

Под глиптикой понимается древнейшее ювелирное искусство резьбы на цветных камнях, результатом которого является создание ювелирных миниатюр — гемм. Геммы режутся двух типов: с вогнутым внутрь камня изображением — инталии, или с выпуклым — камеи.

Инталии по художественной выразительности сродни графике. Их обычно создают на монохромных прозрачных минералах, таких как бериллы, топазы, аметисты, горный хрусталь, цитрин и др. Камеи, напротив, скорее сходны с живописью, воплощенной в камне. Для их создания используют полупрозрачные или непрозрачные минералы с полихромной или неоднородной окраской. Наиболее красивые камеи созданны, как правило, на многослойных камнях, таких как сардоникс — скрытокристаллический кварц (халцедон, агат) с несколькими чередующимися разноокрашенными слоями. Глиптика была одним из главных видов изобразительного искусства античного мира наряду со скульптурой. Для коллекций гемм создавались специальные хранилища: глиптотеки в Греции и дактилотеки в Риме.

Тематика глиптики античного мира очень точно отражает социально-ценностную ориентацию целых народов. Так, в Древней Греции излюбленными сюжетами были мифологические, изображались сцены с участием богов и героев, была допустима ирония, параллели с миром людей. В Древнем Риме тематика глиптики стала совершенно иной. Приоритетным стало изображение правителей и знати, портреты которых были выполнены с преувеличенным пафосом, а реальные люди резались похожими на неприступных небожителей.

Интерес к глиптике возрождался на протяжении истории многократнои в настоящее время она заняла прочное место в современном дизайне. Мастера отдают предпочтение инталиям, которые по-прежнему режут на топазах, аквамаринах, гелиодорах и др. прозрачных ювелирных камнях. В России центрами глиптики являются г. Москва и С.-Петербург.

В камнерезном искусстве древних цивилизаций особое место занимает Центральная Америка, где на территории современной Мексики, альмеками и другими народами создавались объемные миниатюры из нефрита, чаще всего фигурки божеств. Однако наиболее примечательным является феномен камнерезного искусства, связанный с культом мертвых. Для этого региона характерно создание посмертных масок, которые первоначально делались как слепки лиц умерших из глины, а затем сырая глина облицовывалась, инкрустировалась мелкими кусочками бирюзы и перламутра, декорировалась минеральными красками. Таким образом, более 1200 лет назад зародилась техника каменной мозаики.

Изготовление каменной мозаики, как вида монументальной живописи, известно в европейском искусстве с античных времен. Огромной популярностью она пользовалась в Древней Римской империи и ее фрагменты сохранились как на территории Италии, так и на территориях некогда покоренных Римом народов. Под мозаикой понимают рисунок, изображение, узор, составленный из кусочков какого-либо материала (камень, дерево, стекло), подобранных по цвету, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных цементом. В зависимости от техники исполнения среди видов каменной мозаики выделяют наборную (римская, византийская), когда собираемые кусочки камня, хотя и плотно подогнаны, но отстоят на некотором расстоянии, и пластиночную или штучную (флорентийская, русская), при выполнении которой пластинки камня настолько плотно и точно прилегают друг к другу, что стыки между ними разглядеть не всегда удается. Кроме того, выделяют мозаику объемную или накладную, когда вырезанные объемные элементы (плоды, листья, цветы), составляющие композицию, накладываются на пластину также из цветного камня.

В настоящее время мозаика из монументальной живописи пришла в ювелирное искусство. В пластиночной технике выполняются различные изделия: ювелирные украшения, шкатулки, мелкие вставки в элементы мебели, интерьерного декора и т.д. Кроме того, пластиночная мозаика используется в качестве инкрустаций (техника интарсии) при создании различных произведений искусства. Материалами служат ювелирные камни минерального и органического происхождения (кораллы, перламутр, амолит и др.).

В Европу камнерезное искусство пришло достаточно поздно. Начиная с конца XIX в., благодаря мастерам ювелирного дома К. Фаберже, в России появилась так называемая монохромная (моноблочная) миниатюра из прозрачных и полупрозрачных ювелирных и ювелирно-поделочных камней. Из единого куска камня вырезались небольшие фигурки птиц, животных. Мастерами делались, кроме того, каменные цветы на золотых и серебряных стебельках, помещенные в небольшие вазочки из горного хрусталя. Наиболее популярными камнями для монохромной миниатюры были халцедон, сердолик, бесцветный и цветной кристаллический кварц, топаз, берилл, обсидиан, для цветов использовалась бирюза, лазурит и другие минералы. Параллельно, главным образом на Урале и Алтае, резались различные по форме и размеру вазы, шкатулки, пепельницы, бонбоньерки и другие изделия.

На рубеже XIX — XX вв. искусство моноблочной миниатюры начало развиваться в европейском центре добычи агата в Идер-Оберштайне (Германия). Немецкие мастера в качестве предпочтительного материала использовали полосчатый многоцветный агат, отчего название «монохромная миниатюра» оказалось неуместным и этот вид резьбы по камню чаще называют «моноблочным». Тематика моноблочной миниатюры, традиционно анималистическая, сохранилась до настоящего времени и продолжает развиваться в Санкт-Петербурге (Россия) и Идер-Оберштайне (Германия). Отдельные мастера работающие во Франции, Италии, Латинской Америке предпочитают анималистике стилизованный портрет.

Вторым направлением, зародившимся в России, в XIX в. стала полихромная (блокированная) миниатюра. Она, также как и монохромная (моноблочная), появилась на свет в ювелирном доме К. Фаберже, хотя примеры более грубых и менее значимых по художественным достоинствам изделий были известны на Урале. Технология создания полихромной миниатюры более сложна и кропотлива. Ее суть заключается в том, что из небольших кусочков (блочков) камня режутся отдельные детали будущей миниатюры, а затем уже готовые собираются в одно изделие, откуда более точное название этой технологии — блокированная пластика. В одной фигурке иногда используется до десятка разновидностей ювелирно-поделочных, преимущественно непрозрачных, камней широкой цветовой гаммы. Наиболее популярны всевозможные яшмы, кварцит, кахолонг, лазурит, нефрит, обсидиан и др. Тематика блокированной миниатюры, сложившаяся в эпоху К. Фаберже — человеческие фигурки, своеобразные типажи времени: молочница, дворник, городовой, боярин, плясун и т.д.

Блокированная миниатюра продолжает жить в России и сегодня, причем только в России. Центрами ее развития являются С.-Петербург, Екатеринбург, Иркутск. Со времен К. Фаберже в камнерезной миниатюре произошли существенные изменения. Она стала сложнее по технике и точнее по художественному воплощению. Кроме моноблочной и блокированной появилась миниатюра в смешанной технике. Впервые в блокированной миниатюре появились изделия полностью выполненные из прозрачных ювелирных камней — технических чрезвычайно сложно воплощаемая идея, которую удалось реализовать иркутским мастерам. К традиционным анималистическим, флористическим и типажным добавились многоплановые сюжетные, в том числе шаржевые, композиции. В последние годы появилась эротическая миниатюра, которая достаточно быстро ушла от традиционной в скульптуре обнаженной натуры, впитала стилистику Рене Магрида, Сальвадора Дали, Джоржо де Кирко и других сюрреалистов, что позволяет этому направлению удачно и современно воплощать сюрреалистические сюжеты в камне.

В объемной каменной пластике появились совершенно не традиционные работы. Их нетрадиционность связана не только с сюжетом или техникой исполнения, но и с материалом. До недавнего времени не существовало камнерезных изделий, выполненных из почти необработанной крупной речной гальки гранитов или гнейсов — малопригодных для каменной пластики. Минискульптура японца Хиритоши Ито опровергает сложившееся отношение к дизайнопригодности этих горных пород. Из округлых «булыжников», к которым добавлены некоторые ювелирные элементы, выполненные в виде золотых и серебряных молний, замочков, часовых шестеренок, монет, пуговиц и т.д., мастер создает неожиданные, поражающие воображение композиции. У нас на глазах рождается совершенно новое направление камнерезной миниатюры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое минерал?

2. Чем отличаются породообразующие и акцессорные минералы?

3. Что измеряет шкала Мооса и какие градации она использует?

4. Какие главные характеристики пользуют для идентификации минералов?

5. Какие характеристики определяют дизайнопригодность минералов?

6. Назовите основные минералогические группы наиболее популярные в дизайне.

7. Охарактеризуйте минералогическую группу кварца и приведите примеры кристаллических, скрытокристаллических и аморфных разновидностей.

8. Что такое синтетические аналоги и имитации ювелирных камней? Чем они отличаются?

9. Что такое органические материалы? Охарактеризуйте с позиций дизайнопригодности наиболее популярные органические «камни».

10. Что такое горная порода?

11. Какие свойства горных пород обеспечивают их дизайнопригодность?

12. Охарактеризуйте свойства осадочных горных пород.

13. Приведите примеры осадочных горных пород используемых в дизайне.

14. Охарактеризуйте магматические горные породы.

15. Приведите пример магматических горных пород используемых в дизайне.

16. Охарактеризуйте свойства метаморфических горных пород.

17. Приведите пример метаморфических горных пород используемых в дизайне

18. Каковы критерии классификации камнесамоцветного сырья для целей дизайна?

19. Что такое фасетная и кабашонная огранка? Каковы их отличия?

20. Для каких камней предпочтительна фасетная огранка и каковы ее виды?

21. Для каких камней предпочтительна кабошонная огранка и каковы ее виды?

22. Какие материалы и виды мозаики используют в дизайне, в том числе в ювелирном?

23. Что такое инкрустация? Какой каменный материал предпочтителен для дизайна с использованием инкрустации?

24. Что такое моноблочная или монохромная миниатюра?

25. Что такое блокированная или полихромная миниатюра?

26. Каковы сюжеты моноблочной и блокированной миниатюры?

27. Какое камнесамоцветное сырье используется для моноблочной и блокированной миниатюры?

28. Каковы новые виды использования камня в дизайне?

 

Date: 2016-07-18; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию