Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование внутренней позиции будущего школьника





 

Психологи показатели готовности ребенка к школе распределяют по степени их значимости в таком порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности. интеллектуальный, речевой [7, с. 114].

Выделяется три главных направления, по которым нужно вести подготовку детей к школе: развивать личность, воспитывать волевые качества, формировать мотивацию, направленную на желание добывать новые знания.

При этом акцент делается на три компонента школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [18, с. 125].

Интеллектуальная зрелость: умение выделять фигуры из реальной действительности; проводить синтез и анализ; логическая память [12, с. 23]; устойчивое внимание; умение воспроизводить образец, развитая тонкая моторика руки и сенсомоторную координацию [19, с. 122].

Эмоциональная зрелость в основном понимается как развитие волевых качеств, т. е. у детей должны быть сформированы нравственные мотивы поведения.

Социально-психологическая зрелость ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию статуса школьника [10, с. 134]. К социально-психологической зрелости относятся:

- учебная мотивация;

- умение общаться со сверстниками и взрослыми;

- умение принять учебную задачу.

К началу обучения в школе дошкольник должен обладать следующими качествами:

- развитая моторика руки [23, с. 54];

- хорошо ориентироваться в пространстве, иметь хорошую координацию движений;

- уметь соотносить движения глаз-рука (правильно переносить в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру; из книг, с доски);

- у него должно быть развито логическое мышление [9, с. 187];

- произвольное внимание;

- произвольная память [11, с. 34].

Личностная и социально-психологическая готовность [1, с. 61-63] проявляется в том, как ребенок относится к школе, учителю и учебе, к одноклассникам, родным и близким, к самому себе.

Если, названные компоненты хорошо развиты, то это поможет ребенку быстро адаптироваться к условиям школы.

К моменту поступления в школу будущий школьник должен уметь:

1. понимать и принимать задачу, ее цель;

2. планировать свою деятельность;

3. находить средства для достижения цели;

4. преодолевать возникающие трудности для достижения результата;

5. оценивать результаты деятельности;

6. в случае необходимости не отказываться от помощи взрослого в процессе выполнения задания.

У ребенка должно быть стремление к получению хорошего результата, т.е. выполнить задание как можно лучше. Если при выполнении задания появляются ошибки, то предложить ребенку самому найти их, это путь к развитию самоконтроля [21, с. 58].

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать у него самостоятельность, особенно в познавательной деятельности.

6-7-летний ребенок должен уметь:

1. работать самостоятельно и тогда, когда рядом нет взрослого;

2. в процессе работы ориентироваться на получение хорошего результата;

3. активно стремиться к незнакомым видам деятельности.

Личностно-мотивационная и волевая сферы - это единое целое, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), которые входят в структуру готовности к обучению в школе, имеют сложные взаимосвязи и не одинаково влияют на успешность школьного обучения.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются:

1. мотивы учения;

2. зрительный анализ (образное мышление);

3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

4. способность принимать учебную задачу;

5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

6. графический навык;

7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Учебными ведущими качествами (УВК) являются:

1. мотивы учения;

2. зрительный анализ;

3. способность принимать учебную задачу;

4. вводные навыки;

5. графический навык;

6. произвольность регуляции деятельности;

7. обучаемость;

8. вербальная механическая память.

Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие

этих качеств следует обращать внимание при подготовке старших дошкольников к школе.

Учебно-важные качества (Рисунок 1) имеют разный вес (цифра в круге обозначает вес УВК). Графически взаимосвязи учебно-важных качеств можно изобразить в виде условной схемы, на которой УВК обозначены в виде кружков, а их связи, соединяющими линиями (кружок со стрелочкой - ведущие УВК):

,

 

 

Рис. 1. Взаимодействие учебно-важных качеств в структуре

психологической готовности к обучению в школе

 

Расшифровка схемы, изображенной на рис. 1 представлена в таблице 1 (см. ниже).

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе следует выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Таблица 1

Date: 2016-07-18; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию