Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты и объекты социально - обеспечительных правоотношений





Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган или учреждение, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений[20].

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента - правоспособность и дееспособность. В различных отраслях права указанные элементы имеют разное сочетание. В одних отраслях (например, административное, трудовое право) правоспособность и дееспособность выступают в неразрывном единстве. Для других отраслей (например, гражданское право) возможно разъединение этих элементов. Правосубъектность граждан в социальном обеспечении также следует отнести ко второй группе[21].

Под правоспособностью обычно понимается неотъемлемое юридическое качество субъекта, отражающее возможность индивида иметь, в силу норм права, субъективные права и юридические обязанности. В связи с тем, что права и обязанности субъектов закрепляются в нормах различных отраслей права, в юридической литературе было введено понятие отраслевой правоспособности, под которой имеется в виду общая возможность обладания правами и несения обязанностей в определенной сфере правового регулирования, в частности, в области социально-обеспечительных отношений[22].

Специальная правоспособность возникает с возникновением юридического факта, с которым законодатель связывает возможность вступления в социально-обеспечительное правоотношение определенного вида.

Кроме того, нередко правом на получение определенного вида обеспечения законодатель наделяет отдельные категории граждан в зависимости от характера осуществляемой деятельности, общественных или государственных заслуг и других обстоятельств. Специальная правоспособность перечисленных категорий граждан определяется их, так называемой, правовой ролью, под которой понимается правовое положение гражданина, которое он занимал до установления ему социально-обеспечительного статуса. Таким образом, следует выделять в праве социального обеспечения как отраслевую, так и специальную правоспособности.

Для уяснения специфики дееспособности в праве социального обеспечения необходимо иметь в виду, что она состоит из двух видов:

1. дееспособность в процедурных правоотношениях;

2. дееспособность в материальных правоотношениях.

Дееспособность (в качестве элемента социально-обеспечительной правосубъектности) как правовое явление, отражающее способность своими действиями осуществлять принадлежащие нуждающемуся права в сфере социального обеспечения, может быть реализована не в любое время и не при любых обстоятельствах, а лишь при соблюдении различных требований (в том числе к управомоченным субъектам), очерченных социально-обеспечительным законодательством. Дееспособность и правоспособность в праве социального обеспечения в силу действия юридических фактов возникают одновременно и образуют единое качество социально-обеспечительной правосубъектности[23].

Субъективная дееспособность представляет собой совокупность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.

Во многих случаях субъекты правоотношений по социальному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходимые действия. Эти действия за них совершают представители. В частности, представительство интересов детей в большинстве правоотношений по социальному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид до 16 лет, имеющий право на социальную пенсию, обладает только правоспособностью[24]. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Это относится и к лицам, признанным душевнобольными. Исключением из этого правила следует считать дееспособность детей и душевнобольных на участие в правоотношениях по медицинскому и социальному обслуживанию. Пользоваться натуральными видами социального обеспечения через представителя невозможно. В данном случае услуги предоставляются правоспособным лицам независимо от состояния их дееспособности.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития; органы министерств и ведомств обороны, внутренних дел и др.; органы муниципальной власти; медицинские учреждения и учреждения социального обслуживания.

В общей теории права под объектом правоотношения понимаются разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить потребности субъектов, в конечном счете – интерес управомоченного[25].

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

В зависимости от типа правоотношения (активного или пассивного) выделяется две разновидности объектов. Если в активном правоотношении объект выступает в виде действия (например, услуги) или его результата (материального объекта) обязанного лица, то в пассивных правоотношениях объектом выступает материальное или нематериальное благо, на которое направлены положительные действия управомоченного лица.

В большинстве случаев в литературе по социальному обеспечению отмечается, что объектом социально-обеспечительного правоотношения является то, на что направлено действие правовой нормы и в чем состоит интерес субъекта, а именно: пенсии, пособия и иные виды обеспечения в денежной форме, т.е. материальные блага[26].

В системе социального обеспечения существует огромный пласт процедурных правоотношений, объектами которых являются не материальные блага, а непосредственно действия субъектов (нуждающихся и органов социального обеспечения), связанные с обращением за назначением того или иного вида социального обеспечения и рассмотрением этих обращений и принятием по ним решения правообязанными субъектами, а также с установлением фактов, имеющих значение для установления права на отдельные виды обеспечения[27].

Специфика социально-обеспечительного правоотношения заключается в том, что его содержание, как правило, определяется законодательством и вытекает из содержания правовых норм.

Так, в материальном правоотношении нуждающийся обладает преимущественно правами, а орган социального обеспечения – обязанностями, поэтому структура взаимных прав и обязанностей для такого рода правоотношения может быть выражена более или менее универсально в следующем виде[28]:

1. Нуждающийся имеет право в соответствии с юридическими нормами требовать предоставления ему соответствующего вида социального обеспечения в установленных законом форме, объеме (размере) и в определенные сроки, а другая сторона должна в полном объеме выполнить нормативные предписания и предоставить соответствующее обеспечение;

2. Нуждающийся имеет право требовать индексации (перерасчета) денежных сумм, в том числе несвоевременно выплаченных по вине социального представителя, переходить с одного вида социального обеспечения на другой, а контрагент обязан при наличии к тому законных оснований выполнить требования нуждающегося;

3. Нуждающийся имеет право на информацию, связанную с реализацией своих правомочий на тот или иной вид социального обеспечения, и защиту своих интересов, а субъект, осуществляющий функции социального обеспечения, должен обеспечить доступность информации и не препятствовать в осуществлении права на защиту.

Неверно, однако, считать, что нуждающиеся не несут обязанностей. Их исполнение происходит в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений, призванных обслуживать материальные. В большинстве случаев эти обязанности связаны с представлением юридических документов (заявлений, больничных листов, трудовых книжек и других) и реже – с совершением юридических действий Так, нуждающийся обязан[29]:

1. Предоставлять достоверные сведения, надлежащим образом оформленные документы в подтверждение своих притязаний на отдельные виды социального обеспечения;

2. В установленный срок и в полном объеме уплачивать страховые взносы для целей социального обеспечения;

3. Своевременно извещать правообязанного субъекта об обстоятельствах и условиях, которые могут повлиять на объем (размер) предоставлений (например, сообщить об изменении группы (степени) инвалидности, об увеличении совокупного дохода семьи, известить службу занятости об устройстве на работу и т.п.);

4. В установленные сроки проходить регистрацию в государственных органах, освидетельствование в МСЭК (ВКК) и в других экспертных учреждениях, выполнять их заключения, рекомендации и т.п.

5. За нарушение обязанностей в рамках процедурного (но не материального) правоотношения к нуждающемуся органом социального обеспечения могут быть применены меры юридического воздействия (меры защиты) в соответствии с нормативными правовыми актами.

Таким образом, субъекты права социального обеспечения - это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения.

 

Глава II.Содержание, предмет и юридические факты основания возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений

Содержание и предмет социально-обеспечительных правоотношений

Кроме объекта, субъекта, иногда юридических фактов, в правоотношения выделяют еще содержание или субъективные права и юридические обязанности. Относительно содержания как элемента правоотношения высказывались различные мнения. Одни из правоведов указывали на материальный, волевой и юридическое содержание, другие - только на материальный и юридический. Подчеркивалось, что правоотношения могут иметь политический, нравственный и другое содержание.

Под волевым содержанием некоторые авторы понимают государственную волю, что воплощенное в правовой норме и через нее в правоотношение, а также волевые акты субъектов этих правоотношений. По моему мнению, о государственной волю может идти лишь о объективного права (норм права), а в субъективном праве волевые акты являются составной фактической поведения по реализации надлежащих субъектам юридических прав и обязанностей. И потому нецелесообразным является выделение в правоотношение как самостоятельного компонента волевого содержания.

Содержание правоотношения имеет двойной характер. И поэтому в нем различают материальное (фактическое) и юридическое содержание. Фактическое образуют конкретные действия (бездействие) субъектов правоотношения. Юридическое содержание составляют закрепленные в правовых нормах субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. Последний более насыщенный, поскольку содержит неопределенное количество возможностей, а фактический - лишь один из выбранных вариантов поведения[30].

Относительно составляющих содержания правоотношения в правовой литературе высказано несколько мнений. Одни ученые к ним относили поведение сторон правоотношения, другие - правомочен и обязанности его субъектов, а третьи - поведение, правомочен и обязанности участников правоотношения. Последняя точка зрения ныне распространенная, поскольку объединяет фактический и юридический смысл правоотношения[31].

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование[32].

В учебной литературе по праву социального обеспечения указывается, что содержанием основного материального правоотношения является субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации, услуги, и обязанность второго субъекта - соответствующего органа - предоставить данный вид обеспечения в установленном размере. Содержанием процедурного правоотношения является субъективное право гражданина на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид обеспечения и вынесения решения о его назначении, и обязанность второго субъекта провести эту процедуру и назначить пенсию или иной вид обеспечения, что является объектом данного правоотношения. Содержанием процессуального правоотношения является процессуальные действия субъектов по поводу рассмотрения спора о социальном обеспечении и вынесения решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, когда нет правонарушениях[33].

Анализ существующих точек зрения привел автора данной публикации к выводу, что компонентами содержания социальное обеспечивающих правоотношений являются: субъективные права в сфере этого обеспечения; субъективные юридические обязанности участников правовых отношений в сфере социального обеспечения; реальные действия (поведение, поступки) субъектов указанных правоотношений при реализации принадлежащих им прав и соблюдении возложенных на них обязанностей. Исходя из этого, под содержанием правоотношений в сфере социального обеспечения следует понимать совокупность конкретных субъективных прав и обязанностей и реальных действий субъектов социально обеспечивающих правоотношений[34].

Предмет права социального обеспечения - это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения[35]:

1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества;

2) безэквивалентно, но нормированно, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности;

3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно;

4) за плату;

5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Исходя из этих способов распределения жизненных благ, понимаемых в экономическом смысле, можно различать три типа распределительных отношений, которые качественно разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. Сюда же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. К трудовому праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения[36].

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

1. денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);

2. социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы[37]:

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий - по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.);

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений[38]:

1. правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

2. правоотношения по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

1. правоотношения по государственному социальному обеспечению;

2. правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения[39].

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

1. назначения всех видов социального обеспечения;

2. установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде[40].

Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Таким образом, содержанием правоотношений в сфере социального обеспечения следует понимать совокупность конкретных субъективных прав и обязанностей и реальных действий субъектов социально обеспечивающих правоотношений.

 

§2. Юридические факты основания возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений

При изучении возникновения правоотношений по социальному обеспечению следует выделять общие и частные предпосылки. К числу общих предпосылок относятся правовые нормысоциального обеспечения, закрепляющие права нуждающихся на отдельные виды социального обеспечения и наличие у них отраслевой правоспособности и дееспособности. Если целью материальных норм права социального обеспечения является закрепление правового положения субъекта, наделение его материальной правоспособностью в отношении вида социального обеспечения, то цель процедурных норм заключается в регламентации так называемой «позитивной» процедуры, сущность которой состоит в «закреплении наиболее целесообразного порядка реализации предписаний материальных норм».

Структура нормы права социального обеспечения традиционна и включает гипотезу, диспозицию и санкцию. В большинстве случаев в норме можно обнаружить только два первых элемента (гипотезу и диспозицию), причем по форме выражения диспозиции нормы права социального обеспечения преимущественно являются управомочивающими и обязывающими[41].

В качестве частных предпосылок следует рассматривать определенные жизненные обстоятельства, отраженные в нормах права социального обеспечения, и с которыми эти нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере социального обеспечения, т.е. юридические факты.

Возникновением же социальных правоотношений являются такие юридические факты, как:

1. Достижение лицом определенного законом возраста (мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.);

2. Пенсии по старости на общих основаниях Закона[42];

3. Получение инвалидности любой группы в соотвествии с Федеральным Законом[43];

4. Потеря кормильца в соотвествии с Федеральным Законом[44];

5. За выслуга лет в соотвествии с Федеральным Законом[45]по определенной специальности предусмотренной законом;

6. Рождение ребенка и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет[46];

7. Уход за ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет[47];

8. Уход за лицом, достигшим 80 летнего возраста и др. юридические факты, предусмотренные в законе “О гос. пенсиях в РФ” и иными нормативно правовыми актами в отрасли права связанной с социальным обеспечением нуждающихся в нем лиц.

Большое теоретическое и практическое значение при изучении юридических фактов в праве социального обеспечения имеет их классификация. Одной из наиболее известных группировок юридических фактов является их деление на факты-события и факты-действия. К фактам- события относятся явления действительности, на которые человек не в силах повлиять, т.е. объективно существующие обстоятельства, не зависящие от воли и сознания людей (достижение определенного возраста, смерть и др.). Факты-действия (волеизъявление нуждающегося о переходе с одной пенсии на другую, трудоустройство безработного и другие), напротив, всегда связываются с сознательной активностью субъектов, являются результатом их деятельности[48].

Социально-обеспечительные правоотношения связываются только с правомерными действиями субъектов, неправомерные же действия (например, предоставление подложных документов, влияющих на размер или длительность предоставления социального обеспечения), если они положены в основание возникновения социально-обеспечительного правоотношения, должны рассматриваться как порочные (ничтожные) юридические факты, порождающие аналогичные последствия для данного правоотношения в целом[49].

Применительно к данной классификации своеобразное место в ряду юридических фактов в праве социального обеспечения занимает такой юридических факт, как стаж (трудовой, страховой). С одной стороны, стаж всегда связан с течением времени и поэтому представляет собой объективное явление, в связи с чем его следовало отнести к фактам-событиям. В тоже время, поскольку стаж имеет социально-экономическое содержание, т.е. в основе его лежит не само время (его течение), а как правило, деятельность (активность) лица, распределенная в этом времени, есть все основания говорить о стаже если не как о факте-действии, то как о явлении, имеющем смешанную (объективно-субъективную) природу[50].

В зависимости от правовых последствий авторы делят юридические факты в праве социального обеспечения на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

К правообразующим фактам относятся такие, как достижение возраста, наличие стажа, рождение ребенка, установление инвалидности, временная нетрудоспособность и др.

Правоизменяющими фактами являются изменение группы инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), увеличение дохода семьи, волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсии и т.п.

Правопрекращающими фактами следует считать, например, смерть нуждающегося, восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного и др.

С точки зрения характера действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия (рождение, смерть) и факты-состояния (инвалидность, иждивение, родство и т.п.).

Однако специфика социально-обеспечительного правоотношения заключается в том, что оно, как правило, возникает на основе сложного юридического состава, когда норма права связывает возникновение правоотношения с несколькими юридическими фактами (системой юридических фактов). По мнению B.C. Андреева, Структуру юридического состава составляют основной юридический факт (совокупность основных фактов) и другие юридически значимые обстоятельства[51].

Система обязательного социального страхования базируется в настоящее время на том, что в качестве предпосылок, обеспечивающих действие юридического факта-события (страхового случая), выступают предполагаемые обстоятельства, способные повилять на материальное и (или) социальное положение гражданина (виды социальных страховых рисков), и факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. Отсутствие предпосылок (вида социального страхового риска или факта и стажа уплаты страховых взносов) приводит к тому, что факт-событие не может породить социально-значимых последствий даже при наличии волеизъявления гражданина.

Иначе дело обстоит с государственным социальным обеспечением. В частности, даже если нуждающийся в течение всей своей жизни не осуществлял трудовой деятельности или не может подтвердить периоды работы по найму, эти факты не влияют на его субъективное право на социальную пенсию и не препятствуют обращению за ней по достижении установленного возраста либо в случае установления инвалидности[52].

Общая структура юридического состава возникновения социально-обеспечительного правоотношения выглядит следующим образом (приложение №1).

Следовательно, социально-обеспечительное правоотношение, как правило, возникает и существует в дальнейшем только при условии наличия всех элементов юридического состава (элементарных правоотношений).

Что касается элементарных правоотношений в составе сложного, то, основываясь на предложенной схеме, необходимо обратить внимание на два обстоятельства[53].

Во-первых, не следует считать, что само наличие субъективного права на тот или иной вид социального обеспечения (например, на пенсию по возрасту) непосредственно порождает элементарное материальное правоотношение.

Во-вторых, всякое притязание на социальное обеспечение должно быть не только установлено, но и подтверждено, следовательно, материальному правоотношению, как правило, предшествуют процедурные правоотношения. Следует, однако, иметь в виду, что наличие процедурного правоотношения с необходимостью не влечет возникновения материального правоотношения, поскольку обратившееся за назначением обеспечения лицо может в любое время отказаться от его предоставления[54].

Основанием для прекращения социальных правоотношений является – смерть физического лица, снятие инвалидности, признание гражданина в установленном законом порядке умершим или безвестно отсутствующим и др. обстоятельства предусмотренные нормами права, при наступлении которых прекращаются любые правоотношения[55].

Таким образом, содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение.

 

Заключение

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о предмете права социального обеспечения было сделано два важных вывода, характеризующих специфику отношений по социальному обеспечению населения.

Во-первых, в сфере действия права социального обеспечения существуют социально-обеспечительные отношения и отношения, непосредственно с ними связанные.

Во-вторых, социально-обеспечительные отношения не могут существовать вне правовой формы.

Поэтому социально-обеспечительное отношение всегда выражается в форме социально-обеспечительного правоотношения, которое в самом общем виде может быть определено как индивидуализированная правовая связь между субъектами, возникающая в связи с предоставлением конкретного вида социального обеспечения или совершением действий, имеющих юридическое значение для установления (подтверждения) субъективного права на него, возникшая на основе юридического состава и представленная в виде определенного сочетания взаимных прав и обязанностей.

В действительности не существует единого, универсального социально-обеспечительного правоотношения. Вызвано это сложной, двойственной структурой основных социально-обеспечительных отношений, которая включает:

Материальные отношения, связанные с предоставлением и получением отдельных видов социального обеспечения;

Процедурные отношения – вспомогательные, тесно связанные с материальными, отражающие порядок обращения за предоставлением социального обеспечения либо установления юридических фактов, имеющих значение для определения (подтверждения) права на отдельные виды социального обеспечения.

Однако недостаточно дать определение и выделить общие признаки социально-обеспечительного правоотношения. Необходимо определить истоки формирования этого явления, его правовую природу, структуру, особенности. Поэтому важно исследовать структуру не только общего (системного), но и элементарных (материальных и процедурных) социально-обеспечительных правоотношений, а именно:

Основания возникновения;

Субъекты правоотношения;

Объекты правоотношения.

Так как социально-обеспечительные отношения имеют двуединую природу, то и возникающие на их основе конкретные правовые связи субъектов (правоотношения) не могут быть идентичными, т.е. должны обладать специфическими свойствами.

 

Date: 2016-07-05; view: 1897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию