Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания для прекращения дел оперативного учета





 

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Основаниями для прекращения ДОУ являются:

1) истечение сроков ведения дела, которые устанавливаются ведомственными нормативными актами;

2) решение конкретных задач ОРД, а именно ДОУ подлежит прекращению в случаях:

а) выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

б) розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также розыска лица, пропавшего без вести;

в) добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

3) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Представляется нецелесообразным и необоснованным ведение ДОУ в случаях установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач, в целях которых было заведено соответствующее ДОУ.

К ним относятся:

1) разобщение преступной группы, сформировавшейся с преступными целями, и отказ членов этой группы от совершения подготавливаемого преступления, для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные ими деяния не содержат состава иного преступления;

2) смерть лица, на которого было заведено дело;

3) пребывание лица в условиях, исключающих возможность совершения подготавливаемого преступления (арест и др.), для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные им деяния не содержат состава иного преступления;

4) неподтверждение данных, на основании которых заведено дело оперативного учета, или отсутствие в них признаков состава преступления;

5) акт амнистии, если он устраняет применение наказания за преступные деяния лица, на которого было заведено дело оперативного учета. Об объективной невозможности решения задач ОРД могут свидетельствовать, например, смерть лица, подозреваемого в совершении преступления и разрабатываемого по ДОУ, перемена таким лицом постоянного местожительства с выездом за рубеж и др.

Если в ходе проведения ОРМ обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то ДОУ подлежит прекращению.

 

44 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

 

Согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД – это сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших (ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно‑процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Согласно Инструкции о порядке представления результатов оперативно‑розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утв. Приказом МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147) к результатам ОРД предъявляются следующие требования:

1) результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления;

2) результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств;

3) результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно‑процессуального законодательства.

 

45 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УГОЛОВНО‑ПРОЦЕССУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В интересах полного и быстрого раскрытия преступления способами уголовного процесса следователю (лицу, производящему дознание) должна быть обеспечена реальная возможность знакомиться со всеми материалами, полученными при осуществлении ОРД, независимо от источников и способов их получения.

Возможны следующие ситуации, при которых оперативно‑служебные материалы представляются органам и должностным лицам, осуществляющим уголовно‑процессуальную деятельность:

1) когда такие материалы являются исходными для возникновения и развития уголовно‑процессуальных правоотношений. В таких ситуациях представленные органу дознания, следователю или прокурору сведения оперативно‑розыскного характера служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания некоторых видов доказательств;

2) когда уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и ОРД осуществляется параллельно с расследованием уголовного дела. В этих ситуациях орган, осуществляющий ОРД, может направлять следователю опера

тивно‑розыскные данные, которые могут быть использованы им только для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания отдельных видов доказательств; 3) когда оперативное подразделение как орган дознания самостоятельно возбуждает уголовное дело, по выполнении неотложных следственных действий передает следователю дело, но по нему не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (п. 18 Инструкции о порядке представления результатов оперативно‑розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).

В соответствии с действующим законодательством орган дознания продолжает принимать оперативно‑розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Но простым уведомлением о результатах ОРД, направленной на установление лица, совершившего преступление, ограничиваться нельзя. При получении определенных результатов орган, осуществляющий ОРД, также обязан представить следователю конкретные оперативно‑служебные материалы. Содержащиеся в них сведения могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, в качестве содержания отдельных видов доказательств.

 

46 ПРОЦЕДУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАН ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

 

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности).

Процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно‑розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Согласно Инструкции результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или в случае его отсутствия – к материалам специального номенклатурного дела (п. 10 Инструкции).

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД. Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо в случае их отсутствия приобщаются к материалам специального номенклатурного дела (п. 11 Инструкции).

Способ фактической передачи результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд выбирается органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства (п. 16 Инструкции).

 

47 ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО‑СЛУЖЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

 

По форме постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, о направлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд может быть приравнено к постановлениям, выносимым следователем в ходе производства по уголовному делу. Оно должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

В вводной части постановления должны быть указаны его наименование, место и время вынесения, фамилия, инициалы, должность и звание руководителя органа, а также отмечено, что послужило основанием для вынесения данного постановления.

В описательной части постановления необходимо обосновать наличие в распоряжении оперативного подразделения материалов, содержащих сведения, которые могут служить правовыми предпосылками для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных действий, а также могут быть использованы в качестве содержания отдельных видов доказательств.

Описательная часть рассматриваемого документа должна заканчиваться ссылкой на ст. 11 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», формулирующую правовое предписание, которое регламентирует представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Здесь же должно быть обосновано, почему результаты ОРД представляются конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа, осуществляющего оперативно‑розыскную деятельность, о направлении ее результатов конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Здесь же должны подробно перечисляться все оперативно‑служебные материалы, которые направляются определенному правоохранительному органу. При необходимости должно быть указано, в результате какого ОРМ были получены те или иные оперативные материалы.

Постановление подписывается должностным лицом, его вынесшим, и приобщается к делу оперативного учета, из которого были изъяты соответствующие оперативно‑служебные документы. Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, и его копия органу дознания, следователю, прокурору или в суд не направляются. Указанные в нем оперативно‑служебные материалы направляются в соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом. В нем указывается должностное лицо, которому направляются оперативно‑служебные материалы, констатируется наличие постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и подробно перечисляются направляемые оперативно‑служебные материалы.

 

48 ПРИНЯТИЕ, ОТКАЗ В ПРИНЯТИИ ОПЕРАТИВНО‑СЛУЖЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЕМ, ПРОКУРОРОМ ИЛИ СУДОМ

 

О представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд руководитель органа, осуществляющего эту деятельность, выносит постановление.

В результате представления результатов ОРД соответствующие оперативно‑служебные материалы изымаются из органа, осуществляющего эту деятельность, и передаются в ведение других правоохранительных органов. В результате этого они становятся доступными для определенного круга должностных лиц и граждан, вовлекаемых в сферу уголовного процесса. Данное обстоятельство не должно причинять ущерб интересам оперативно‑розыскной деятельности. Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, о направлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно стать важной гарантией, обеспечивающей эффективность ОРД в дальнейшем.

В постановлении руководителя органа, осуществляющего ОРД, о представлении оперативно‑служебных материалов органу дознания, следователю, прокурору или в суд содержится решение, которое является актом применения правовых предписаний. Перед принятием такого решения должен быть произведен тщательный анализ материалов ДОУ. В результате анализа устанавливается факт того, что результаты

ОРД вполне достоверны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использование в гласном уголовном процессе не причинит ущерба ОРД.

В случае представления органами, осуществляющими ОРД, каких‑либо оперативных материалов для использования в доказывании по уголовному делу следователь (орган дознания, суд) обязан принять представленные материалы либо мотивированно отказать в этом. Если дознаватель, следователь или судья как процессуально самостоятельные и независимые субъекты не считают представленные материалы относящимися к делу, они вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств.

Принятие представленных оперативных материалов может быть оформлено протоколом, в котором фиксируются обстоятельства и факт принятия предметов, документов и их краткое описание. В дальнейшем представленные материалы используются в соответствии с нормами УПК РФ.

Порядок принятия материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя (органа дознания, суда). Составления в данном случае специальных протоколов не требуется.

Если на проведение ОРМ было получено в установленном порядке разрешение суда, то результаты ОРД представляются вместе с соответствующим судебным постановлением.

 

49 НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Результаты ОРД не представляются:

1) если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

2) если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне. Исключения составляют случаи, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном законом.

Решение о непредставлении результатов ОРД оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. Постановление составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр приобщается к материалам дела оперативного учета, второй направляется органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

Постановление о непредставлении результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и дату его вынесения, фамилию, инициалы, должность и специальное звание руководителя.

В описательной части постановления указываются:

1) дата и номер поручения (указания, определения, постановления), в связи с которым должны были быть представлены результаты ОРД;

2) должность, фамилия, инициалы должностного лица, направившего поручение (указание, определение, постановление);

3) перечень результатов ОРД, которые не представляются, основания непредставления указанных результатов ОРД. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на ст. 11 и 12 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности».

 

50 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ГРУППЫ, ПОДГРУППЫ)

 

Согласно ст. 13 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Выделяют две основные группы уполномоченных государственных органов, которые связаны с ОРД.

Подгруппы государственных органов:

1) осуществляющие ОРД;

2) контролирующие ОРД и надзирающие за ней. В первую подгруппу входят:

1) оперативные подразделения правоохранительных органов и спецслужб России;

2) иные уполномоченные на то федеральным законодательством государственные органы или их подразделения.

Вторую подгруппу составляют:

1) осуществляющие вневедомственный надзор и контроль (парламент, правительство, суд и прокуратура);

2) осуществляющие ведомственный контроль (различные инспектирующие подразделения и т. п.).

В России насчитывается девять субъектов, компетентных проводить ОРД. В них структурно включены оперативные подразделения, правомочные проводить ОРД.

Оперативное подразделение – оперативно‑розыскное, поисковое, техническое, разведывательное или информационно‑аналитическое отделение, отдел, служба, управление и иное организационно‑штатное подразделение, входящее в структуру российской специальной службы или правоохранительного органа, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно‑розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральным законодательством.

В структуре органов внутренних дел ОРД в пределах своей компетенции осуществляют деятельность подразделения:

1) уголовного розыска;

2) по борьбе с экономическими преступлениями;

3) по борьбе с организованной преступностью;

4) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

5) по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

6) обеспечения собственной безопасности;

7) Национального центрального бюро Интерпола в России;

8) оперативного поиска;

9) оперативно‑технические;

10) по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

11) милиции общественной безопасности.

 

51 ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1) принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству. Такие поручения, указания и решения суда должны быть изданы в письменной форме и содержать ссылку на конкретное уголовное дело, находящееся в производстве у органа дознания, следователя, прокурора или суда;

3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

4) информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач ОРД и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов;

5) соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД. При помощи мер конспирации обеспечиваются эффективность ОРД, безопасность участников ОРМ, лиц, сотрудничающих с ОРО;

6) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Основаниями для оказания содействия могут быть обращения специализированного подразделения или указания руководства. Объем мер, необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки. Поводами для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц являются, как правило, их заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

 

52 ПРАВА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Согласно ст. 15 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1) проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 указанного Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности РФ;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД. Любой гражданин РФ, лицо без гражданства, а также гражданин или подданный другой страны могут сотрудничать с органами, осуществляющими ОрД. Органы, осуществляющие ОРД, могут конфиденциально сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой‑либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином;

3) использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Тактические цели подобного использования могут быть самыми различными – засада и т. п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества могут оплачиваться;

5) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД. Порядок создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским законодательством. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, влекут ответственность.

 

53 СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Гарантии правовой и социальной защиты! долж‑но‑стных лиц органов, осуществляющих ОРД, призваны обеспечивать эффективное выполнение ими стоящих перед ними задач.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

На должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно‑розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Согласно ч. 6 ст. 16 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

 

54 СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В структуре органов внутренних дел ОРД в пределах компетенции осуществляют:

1) подразделения уголовного розыска. Организация розыскной работы в органах внутренних дел регламентируется нормативными правовыми актами МВД России. Подразделения уголовного розыска осуществляют розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания. Деятельность подразделений уголовного розыска контролируется Департаментом уголовного розыска МВД РФ. Вся информация о розыске указанной категории граждан сосредотачивается в базе данных федерального розыска ГИЦ МВД России. В нее помещается другая оперативная информация, в связи с чем указанная база закрыта для свободного пользования гражданами и используется только сотрудниками правоохранительных органов;

2) подразделения Федеральной службы по борьбе с экономическими преступлениями. Руководит данной службой Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ, являющийся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ. Департамент является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет ОРД в соответствии с законодательством РФ;

3) подразделения по борьбе с организованной преступностью;

4) подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

5) подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте. Контроль и регулирование данных подразделений осуществляются департаментом обеспечения безопасности дорожного движения;

6) обеспечения собственной безопасности;

7) оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России. НЦБ Интерпола работает исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется в круглосуточном режиме. По каналам Интерпола осуществляется розыск лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких и тяжких преступлений, а так‑же преступлений средней тяжести;

8) подразделения оперативного поиска;

9) оперативно‑технические подразделения;

10) подразделения по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

11) оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

 

55 ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих ОРД, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, Федеральная пограничная служба. Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются:

1) контрразведывательная деятельность;

2) разведывательная деятельность;

3) борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40‑ФЗ «О Федеральной службе безопасности» под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая органами Федеральной службы безопасности и их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ (ч. 4 ст. 9 ФЗ «О федеральной службе безопасности»).

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

Согласно ст. 10 ФЗ «О федеральной службе безопасности» оперативные подразделения ФСБ осуществляют ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

 

Date: 2016-07-05; view: 4111; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию