Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память. Виды и индивидуальные особенности. Условия эффективности мнемических процессов.





Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Память обеспечивает накопление индивидуального опыта человеком, т.к. составляет необходимую предпосылку любого обучения.

Виды памяти (по 4 критериям)

I. Содержание запоминаемой информации ==> 4 вида памяти:

а) двигательная (память на движения);

б) образная (память на образы) - эйдетическая;

в) эмоциональная (память на эмоции) – Фрейд считал, что лучше запоминаются + эм,т.к. – вытесняются; Блонский – прочнее закрепяются- эм. Это зависит от типа личн (вытеснение чаще у истероидов);

г) словесно (вербально) – логическая (память на мысли).

II. По длительности хранения информации в памяти.

Отличаются по времени хранения информации и объему памяти. Выделяют:

а) кратковременная – основана на одноразовом предъявл инф-и, инф хранится отнеск сек до неск мин;

б) долговременная – основана на многокр предъявл инф-и, время хранен практич не ограничено;

в) оперативная – обслуживает текущую деят-ть.

III. По механизму запоминания:

а) механическая – на основе многократного шаблонного повторения;

б) логическая – основано на осмыслении инф-и.

IV. По цели запоминания:

а) произвольная – преднамеренное запоминание, есть цель - запомнить;

б) непроизвольная – запоминание без предварит поставл цели

Каждый вид представляет сложную мнемическую деятельность, включающую 3 основных компонента процессов памяти:

1. Запоминание – закрепление новой информации в памяти. Виды запоминания соответствуют основным видам памяти. Условия успешности запоминания информации (факторы эффективности):

Мнемическая установка – система требований, которой должно удовлетворять запоминание информации; Это цель запоминания ==> возникает произвольная память (произвольное запоминание).

При прочих равных условиях эффективность произвольного запоминания выше, чем непроизвольного запоминания.

Типы мнемической установки

1) на точность (с какой точностью надо запомнить: наизусть, пересказ);

2) на полноту (определить: все ли надо запоминать: сплошное запоминание, выборочное);

3) на прочность (т.е. на какой промежуток времени);

4) на последовательность (в какой последовательности происходит запоминание);

5) на время воспроизведения (когда надо воспроизводить эту информацию).

Пример: Опустить письмо. Проходя мимо почтового ящика или отнести на почту.

Участие мышления в процессе запоминания ==> логическое запоминание.

Чем выше роль мышления, тем выше логическая память. Использование логических рациональных приемов делает память логической.

Приемы логического запоминания

1. Осмысление, понимание информации.

2. Смысловая группировка материала (разбить материал на смысловые блоки).

3. Выделение опорных пунктов (заголовки частей – блоков; краткие тезисы; рисунок; образ; схема).

4. Определение последовательности опор (план).

5. Сравнение новой информации с уже знакомой (ассоциации).

Использование логических проемов повышает эффективность запоминания: ибо продуктивность логической памяти всегда выше, чем продуктивность механической памяти.

Повторение. - Существуют некоторые требования к повторению материала:

* повторять необходимо сразу же в первое время после предъявления информации

* повторение не должно быть механическим ==> в каждом новом повторении должна быть поставлена особая цель ==> осмысление, выделение важных моментов, отдельных частей и т.п.

*распределение повторения во времени – закон Йоста. Закон Йоста: при прочих равных условиях распределенное во времени повторение (отдельные повторения чередуются с периодами отдыха) является более эффективным, чем концентрированное (без отдыха) повторение. Рациональное распределение во времени отдельных повторений способствует более экономному (требуется меньшее количество повторений) заучиванию и более прочному запоминанию

* комбинированный способ повторения (чередование повторения всего объема и отдельных частей)

* разные части материала требуют разного количества повторений (необходимо чаще повторять середину, чем начало и конец материала).

Мотивация (мотив).

- степень заинтересованности в запоминании = сила мотивации. Между силой мотива и продуктивностью запоминания криволинейная связь, соответствующая закону Йеркса-Додсона

Очень сильная мотивация сопровожд. Эмоциями, волнениями, кот мешают запоминать.

Непроизвольное запоминание.

Факторы, определяющие успешность непроизвольного запоминания:

1) интерес

2) частота встречаемости информации (реклама и т. д.);

3) связь информации с выполняемой деятельностью (место информации в структуре деятельности человека ==> ее значение для него). Лучшее запоминается то, что связано с целью деятельности;

4) степень трудности информации. Непроизвольно запоминается трудный материал ==> повышается степень самостоятельной мыслительной активности в процессе обработки информации. Включение информации в активно мыслительную деятельность улучшает запоминание.

Date: 2016-11-17; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию