Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика научных революций в гуманитарном познании.





Постановка этого вопроса должна быть конкретизирована прежде всего через классификацию научных дисциплин, охватываемых термином «обществознание». Входящие в него такие социальные дисциплины, как социология, политическая экономия, имеющие дело с объективными закономерностями развития и функционирования общества, во многом близки к естественным наукам, в то время как гуманитарные дисциплины, имеющие дело с индивидуализированным описанием духовной жизни человека, представляют иной тип знания, далеки от естественных наук. Можно предположить, что соответственно и применение понятия научной революции в этих науках существенно меняется. Сегодня в гуманитарных науках, особенно в связи с внедрением компьютеров, происходят изменения, меняющие сам статус этих наук, в определенном смысле приближая их к наукам естественным и даже техническим.

Необходимо учесть и другую особенность обществознания: многие науки начали оформляться достаточно поздно, после оформления дисциплинарности в естествознании. Соответственно, перенос парадигм, принятых и апробированных в естественных науках, в различные области социально-гуманитарного знания стал одной из главных форм революционного преобразования в обществознании. Пример: Становление картин соц-ой реальности, отличных от первоначально заимствованных из естествознания парадигмальных образцов, происходило во второй половине XIX — начале XX века. В этот исторический период Спенсером, Марксом, Зиммелем, Вебером были предложены варианты дисциплинарных онтологий социально-гуманитарных наук. Каждый из них развивал свои представления об обществе, соотносясь с конкурирующими исследовательскими Все это свидетельствовало о завершающем этапе научной революции, которая началась переносом естественнонаучных парадигм на область соц-ых процессов, а закончилась их перестройкой и формированием социально-гуманитарных дисциплин.

Наряду с «парадигмальными прививками», революционные преобразования осуществляются путем глобальных изменений предпосылок и оснований научного знания, стиля мышления, идеалов и норм исследования, а также философско-мировоззренческих принципов и понятий. Это в полной мере относится и к революционным изменениям в социально-гуманитарном знании.

Например, к революционным преобразованиям в истории политэкономических учений относятся фундаментальные исследования К. Маркса, разработанный им в XIX веке вариант политической экономии. Он создал теорию, включающую новый понятийный аппарат, осуществил перестройку оснований и предпосылок политэкономии; на основе диалектико-материалистической методологии разработал новые методы и способы познавательной теоретической деятельности, в частности метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Иные, специфические проблемы встают при рассмотрении изменения способов и средств познавательной деятельности в гуманитарном знании. С этой точки зрения, безусловно, интересны и значимы процессы, происходящие, в частности, в лингвистике в связи с применением математических методов и использованием компьютеров. Ответ на вопрос: можно ли рассматривать создание инженерной лингвистики как начало революционных преобразований – должны дать, разумеется, сами лингвисты, проанализировав ситуацию в языковедении в целом. Но есть в этой проблеме и общеметодологические аспекты для гуманитарных наук, использующих компьютерные программы и подверженных «парадигмальным прививкам» из других наук, в частности кибернетики, теории информации и семиотики. Одновременно меняются методы и способы деятельности, что в целом может стать основой революционных преобразований.

 

40. Специфика «парадигмальных прививок» одной науки на другую.

Ответ:

Научные ре­волюции возможны не только как результат внут­ридисциплинарного развития, когда в сферу ис­следования включаются новые типы объектов, освоение которых требует изменения оснований научной дисциплины. Они возможны также бла­годаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на «парадигмальных прививках» – переносе представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм исследо­вания из одной научной дисциплины в другую.

Примеры «парадигмальных прививок»:

Перенос в химию из физики фундаментального принципа, согласно которому химические процессы преобразования молекул могут быть представлены как взаимодействие ядер и электронов. На этом основании химические системы могут быть описаны как квантовые системы, что привело к возникновению квантовой химии, ознаменовало революцию в современной химической науке и появление в ней принципиально новых стратегий исследования.

Расшифровка структуры молекулы ДНК. М. Г. Ярошевский указал, что «трое ученых со­вершенно различного научного профиля, имея общую сферу знаний и интересов, добились в не­посредственном общении взаимопроникновения категориальных схем физики, химии и биологии, следствием чего стало величайшее научное до­ стижение – установление структуры носителя наследственности»

 

 

41. Доклассический, классический и неклассический типы рациональности и их проявление в социально-гуманитарных науках.

Ответ:

Под рациональностью понимают разумность, разумную обоснованность, оправданность суждений и действий. Иначе говоря, рациональность — это характеристика (оценка) суждений и действий с точки зрения их логичности, расчетливости, целесообразности, эффективности, экономности.

Важным элементом существования научной рациональности является многообразие ее форм.
Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли не­сколько этапов. Принято выделять до классический, классичсекий и неклассический этапы.

Доклассическая

Большинство современных исследователей истории науки считает, что становление доклассической рациональности имело место в Древней Греции в VII − VI вв. до н.э. Важнейшие компоненты доклассической рациональности – математика, логика, опытная наука. Доклассическая рациональность прошла в своем развитии три подэтапа: рациональность Античности, Средневековья, Возрождения.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе – Фалес, Пифагор, Анаксимандр. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания.

В средние века (V – ХI вв.) Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. В основе средневекового мировосприятия лежит догмат о творении и тезис, о всемогуществе Бога.

В науке Возрождения имеет место возвращение ко многим идеалам античной науки и философии. Возрождение стало эпохой больших перемен: открытия новых стран и цивилизаций, появления культурных, научных и технических новаций. (Коперник, Кеплер, Бруно, Галилей)

Переходу от доклассической к классической рациональности способствовали социально-экономические изменения, произошедшие в культуре Западной Европы на рубеже XVI – XVII вв.

Date: 2016-11-17; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию