Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 9. Глобальные проблемы современной цивилизации и их отражение в философии (интерактивная форма проведения занятия).





Основные категории и понятия по теме: "человек", "индивид", "личность", "деятельность", "труд", "рефлексия", "речь", "язык", "смысл жизни", "потребность", "интерес", "ценность", "свобода, "общество", "общественные отношения", "государство", "сфера общества", "общественно-экономическая формация", "цивилизация", "культура", "экология".

 

Вопросы для обсуждения:

1. Идея общественного прогресса в истории философской мысли.

2. Природа и сущность человека.

3. Общество и его структура.

4. Человек в системе общественных отношений.

5. Круглый стол: «Философское осмысление глобальных проблем современности».


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При подготовке к аудиторным занятиям, а также в ходе самостоятельной работы студенты могут пользоваться учебной литературой, Интернет-ресурсами, учебно-методическими материалами. Самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы по проблемам философии и ориентирует студента на умение применять полученные теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих видах:

- отработка текущего материала по конспектам и рекомендованной литературе;

- выполнение домашних заданий;

- подготовка к семинарским и практическим занятиям;

- выполнение контрольных заданий.

При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Таким образом, в ходе подготовки студент не только закрепляет ранее полученные знания, но и приобретает новые. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем, ведущим данную дисциплину, и учитываются при допуске студента к зачету или экзамену.

В качестве дополнения к традиционному семинарскому занятию предлагается использование интерактивных элементов в виде проведения «ролевых игр», «круглых столов», а также, использование в ряде семинаров метода кейсов (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций).

Для подготовки ролевой игры при участии преподавателя определяется тема, назначаются участники, которые ее разыгрывают в ходе семинара, а также координатор или руководитель подготовки и проведения сцены. Уточняется историческая и проблемно-философская ситуация, предмет дискуссии; участники, образуют группы (как правило – две), между которыми произойдет дискуссия. Лидер (координатор) в эти группы не входит, что позволяет ему соблюдать регламент сцены.

Круглый стол проводится по проблемам, определенным заблаговременно. При участии преподавателя назначаются докладчик (по центральной теме) и содокладчики (3-5 студентов), делающие сообщения по основным вопросам круглого стола; остальным участникам круглого стола (а ими должны быть все студенты группы) предлагается готовиться; определятся временные рамки доклада, содоклада, выступлений, повторных выступлений.

Метод кейса используется на семинарском занятии без предварительной подготовки. Метод состоит в исследовании и анализе конкретных ситуаций, специально разрабатываемых на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций студенты учатся действовать в «команде» и проводить анализ. Метод используется в отношении проблем, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.


Основная литература

- Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М., 2005

- Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010

- Борисов С.В. Основы философии: учебное пособие. М., 2010

- Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов средних профессиональных заведений. М., 2010

- Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов. М., 2013.

- Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006.

- Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001.

- Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

 

Дополнительная литература

- Алексеев П.В. История философии. М., 2005

- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003

- Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону, 2004.

- Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.

- Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000.

- Рассел Б. История западной философии. М, 2003

- Словарь философских терминов. М., 2004.

Интернет-ресурсы

- Институт философии РАН: http://iph.ras.ru/

- Философский портал: http://www.philosophy.ru/

- Русский гуманитарный интернет университет:http://www.iu.ru/biblio/archive/aver_xrbfilosofy/

- Философская база Радула: http://filosbank.narod.ru/literatura.htm

- Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/

- Все о философии: http://clarino2.narod.ru/phylosophy.htm


Вопросы для подготовки к итоговой аттестации

1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Сущность и структура философского знания.

3. Функции философии.

4. Место и роль философии в культуре.

5. Основные направления и школы философии.

6. Развитие философской мысли в Древней Индии.

7. Основные философские учения Древнего Китая.

8. Античная философия, ее особенности и этапы развития.

9. Сократ и его вклад в философию.

10. Философия Платона.

11. Аристотель и его философская система.

12. Особенности философии Средневековья.

13. Августин Блаженный и его учение.

14. Теологические и философские идеи Фомы Аквинского.

15. Основные черты и представители философии эпохи Возрождения.

16. Философские взгляды Н.Кузанского.

17. Характерные черты философии Нового времени.

18. Философское учение Ф.Бэкона.

19. Философия Т.Гоббса. Договорная теория государства.

20. Философия эпохи Просвещения.

21. Основные представители философии Просвещения.

22. Основы философского учения И.Канта.

23. Особенности философской системы Г.Гегеля.

24. Иррационализм философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона.

25. Основные идеи философии марксизма.

26. Основные этапы развития русской философии.

27. Славянофилы и западники в русской философской мысли.

28. Русская религиозная философия.

29. Основные направления современной западной философии.

30. Философский смысл проблемы бытия.

31. Философское учение о материи. Формы и уровни бытия материи.

32. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.

33. Закон единства и борьбы противоположностей.

34. Закон перехода количественных изменений в качественные.

35. Закон отрицания отрицания.

36. Сущность и признаки системы. Мир как иерархия систем.

37. Самоорганизация как механизм развития природы.

38. Сущность и генезис человека: основные подходы.

39. Личность как субъект и объект общественной жизни.

40. Проблема смысла жизни человека.

41. Соотношение свободы и ответственности.

42. Сознание: его происхождение и сущность.

43. Структура и функции сознания.

44. Познание, его уровни и формы.

45. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии.

46. Истина и ее критерии. Практика как критерий истины.

47. Наука, ее особенности и социальные функции.

48. Методы научного познания.

49. Понятие общества. Структура общества и его типология.

50. Сущность и типы социальной регуляции (мораль, право, религия).

51. Природа и общество. Проблема экологии.

52. Понятие культуры, ее структура и функции.

53. Основные сферы общественной жизни.

54. Экономическая сфера жизни общества.

55. Социальная сфера жизни общества.

56. Политическая сфера жизни общества.

57. Духовная сфера жизни общества.

58. Понятие цивилизации, развитие идеи цивилизации.

59. Ценности в жизни человека и общества.

60. Глобальные проблемы современности.

 


[1] Для подготовки к семинарам следует использовать литературу, представленную в настоящем учебно-методическом комплексе.

[2] Формы интерактивных занятий, особенности проведения и требования к подготовке изложены в разделе «Методические рекомендации по организации изучения дисциплины» данного учебно-методического комплекса на стр. 23.

 

Date: 2016-11-17; view: 244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию