Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание и образование
До 11 лет воспитывался в родительском доме, а с 17 лет в Свято-Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Архиереев Петербургкого и Московского и Андреевских кавалеров Гавриила Петрова и Платона Левшина. Кто мог бы в ту пору предугадать судьбу этих лиц, которых Промысл незримо приготовлял, под сению мирной обители преподобного Сергия, к высшему управлению делами Российской Церкви, поручив им кормило ее на целые полвека? По окончании курса, в 1764 году, Амвросий проходил учительские должности, при той же семинарии, в разных классах и был несколько времени библиотекарем.
Принятие пострига
В 1768 году, 12 (25) февраля, пострижен в монашество, а в августе того же года переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию, в звание проповедника, которое три года проходил с отличною похвалою. В особенности обратили на него внимание и доставили ему известность две проповеди, сказанные по случаю известного печального происшествия 1771 года. Во время усилившейся в Москве моровой язвы, возмутившаяся чернь Московская дерзнула поднять убийственные руки на своего Архипастыря, Преосвященного Амвросия (Зертис-Каменского), превратно поняв пастырские усилия его к прекращению суеверий. Возвратившись с неистовством в церковь Донского монастыря, она извлекла его оттуда с поруганием и безчинно убила пред самыми воротами Святой обители. При погребении мученика, Амвросий произнес надгробное слово, а при годичном поминовении его — -другое. Проникнутый мрачным величием события, при виде крови, обагрившей Святую обитель, — смерти, нанесшей народу стыд пред целым светом, — преступления, совершенного в то время когда ангел смерти невидимо приходил из одного дома в другой и поражал равно ожидавших и не ожидавших его грозного посещения, проповедник то поражается человеческим ничтожеством, то склоняется в прах перед силою Божиею и не испытанными судьбами Провидения, то изрекает грозный суд злодеям, то проникается скорбию и сожалением о их слепоте и заблуждении. С 1771 по 1774 годы, Амвросий проходил при академии должность префекта и учителя сперва философии, потом богословия. В это время он составил «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета» в котором предложил изъяснения о надписи и сочинителе каждой библейской книги, месте и времени ее написания, с подробным и обстоятельным показанием особенно замечательных глав и стихов в каждой книге. В 1779 году Святейший Синод издал его на свой счет, для учебного в духовных школах и народного употребления. В 1803 году, при втором издании, сочинитель дополнил ее новою статьей «О псалтири Давидовой». Между тем, духовное начальство делало Амвросию некоторые ученые поручения. Еще в 1769 году Московский Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский предположил издать свои переводы: Посланий Игнатия Богоносца, Огласительных поучений Кирилла Иерусалимского и Книги о вере, Святого Иоанна Дамаскина — «в общую пользу Святой Церкви, наипаче же для исправления раскольников, коих никакие пастырские наставления и увещания не могут толь сильно от закоснелых их мнений отвратить, как издаваемые таковых Святых Отцов сочинения», — совершил уже половину своего труда, когда неожиданная мученическая смерть пресекла его труды. Племянники его, Н. Н. и К. Н. Бантыш-Каменские, окончили издание первых двух книг, собрав, в остатках разрушенной библиотеки покойного, предисловия и пояснения к сему изданию. Но книга Иоанна Дамаскина, так же приготовленная к изданию, еще не была, напечатана. Святейший Сунод разрешил издание этой книги, после предварительного разсмотрения ея префектом Московской академии, Амвросием. В 1774 году Амвросий определен был ректором академии. Немного спустя, бывший наставник его Платон наименован Московским Архиепископом. Так встретились на служебном пути знаменитые наставник со своим воспитанником, в которых преимущественною склонностью была, любовь к просвещению и благоустроению духовных училищ. Амвросий был верным и усердным исполнителем полезных предположений просвещенного Архипастыря, а. сей последит, по званию законоучителя Наследника престола, приближенный к Высочайшему Двору, пользовался этою близостию для достойного награждения своего сотрудника. В начале 1775 года Императрица Екатерина II Алексеевна, отправляясь в Москву, проездом чрез Тверь вручила Платону указ, которым он был наэначен Московским Архиепископом. Платон сопровождал Государыню в столицу, куда вскоре прибыли также Их Высочества, Наследник престола с супругою. Амвросию поручено было приготовить проповедь на День рождения Государыни Цесаревны Великой Княгини Натальи Алексеевны (14 (27) июня), и сказать ее в Высочайшем присутствии. Проповедник говорил о пользе благочестия, утверждающего Царства и престолы, назидающего благосостояние народов и ограждающего их безопасностию и твердостию против внешних врагов, и заключил свое слово обращением к Императрице. Государыни наградила проповедника бриллиантовым крестом, а сверх того повелела, при первой епископской вакансии, представить его кандидатом.
Епископский чин
В первой половине 1778 года открылась епископская вакансия в Севске. Амвросий представлен был от Святейшего Синода кандидатом на оную, вместе с Иверским Архимандритом Тарасием Вербицким. Императрица избрала Амвросия, повелев Высочайшим Указом (6 (19) мая) вызвать его для хиротонии в Петербург. По прибытии, июня 27 (10 июля) Амвросий был наречен и 5 (18) июля, на, день обретения мощей преподобного Сергия, рукоположен во Епископа в Троицкой Сергиевской пустыни, при Высочайшем присутствии Ее Величества Государыни Императрицы, которой принес благодарность краткою речью, за что получил от Монарших щедрот бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3,000 рублей денег. В бытность в С. Петербурге Амвросий приобрел отличную благосклонность Наследника престола, Великого Князя Павла Петровича и его супруги, Великой Княгини Марии Феодоровны, и пользовался Их расположенностию до самого конца своей жизни. В новой должности Преосвященный Амвросий проявил особенно энергичную просветительскую деятельность, открыв два духовных училища и семинарию. 14 (27) февраля 1781 года он назначен был членом Московской Синодальной конторы.
|