Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера (О. Шпенглер «Закат Европы»).





традиционная тема в рамках философских и культурологическихисследований конца Х1Х-ХХ вв., развитие которой во многом определило становление культурологии какособой сферы гуманитарного знания. Культурологическая проблематика тесно связана с философскойтрадицией и первоначально развивалась в рамках философии истории, философии культуры. Во второйполовине XIX в. происходит усиление интереса к вопросам культуры, которое способствовало преодолениюабстрактного философствования, субъективистских и панлогистских установок и переходу к изучениюпроблем культуры как особых явлений. Однако только в XX в. назрела потребность исследования культуры врамках самостоятельной дисциплины - культурологии. Одним из центральных ее вопросов стал кризискультуры.

Тема культурного кризиса становится основополагающей в философско-культурологической литературе XXв. Сигналом величайшей тревоги стала в 1923 г. сенсационная книга О. Шпенглера (1880— 1936) «ЗакатЕвропы». Речь шла уже не о падении отдельной человеческой личности, а о неизбежности упадкасовременной западной культуры, в поступательное развитие которой прежде верили всецело. Культурапредставляется Шпенглеру живым организмом, который имеет свою индивидуальную душу. И таких культурон выделил и описал восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская(аполлоновская), византийско-арабская, культура майя и ныне существующая западноевропейская(фаустовская). Каждая из этих культур абсолютно неповторима и замкнута. Преодолевая традиционноечленение истории на Древний мир - Средние века - Новое время, Шпенглер не рассматривает всемирнуюисторию как планомерный, однонаправленный процесс в духе Гегеля и считает, что такие понятия какчеловечество, прогресс, цель, существуют лишь в головах выдумывающих их философов. У истории нетвсеобщей логики) она исчерпывается лишь рождением и умиранием культурных организмов. Каждая изкультур проходит фазы рождения, юности, старости и наконец гибели. Они могут просуществовать 1200-1500лет, в конечном итоге всегда впадая в стадию окостенения цивилизации, в период которой невозможнотворческое восприятие мира, невозможны достижения науки, искусства, философии, религии. На этойстадии происходит только выработка организации и техники, что приводит к гибели культуры. Схемарождения и гибели культуры непреодолима, Шпенглер рассматривает ее течение как судьбу, какнеизбежность. Следовательно, кризис культуры, в том числе и современной, фаустовской — закономерноеявление. Западная культура, пройдя стадии роста и расцвета, достигла стадии цивилизации, котораяхарактеризуется образованием «мирового города», в котором нет народа, а есть «масса», непониманиемтрадиций, борьбой против церкви, привилегией знати, холодной рассудочностью, всепроникающим духомденег. Единственно возможная философия на этой стадии — скептицизм.

Культуры умирают, пройдя стадию цивилизации, их гибель неизбежна, как гибель живых организмов.Шпенглер создает образное учение -«морфологию всемирной истории», опираясь на богатейший материал,заимствованный из истории науки, философии, искусства, религии, экономики, политики. Рассмотрениекультурно-исторического процесса как чередования и параллельного существования различных культур,проходящих через общие стадии зарождения, расцвета и упадка, определяется очень серьезной целью —найти закон существования и развития культур, которым можно не только оценивать прошлое культуры, но идать прогноз на ее будущее, сделать возможным предсказание судьбы культуры, в частности нынесуществующей западной. Вывод Шпенглера однозначен: рационалистическая цивилизация, в состояниикоторой находится европейская культура, есть деградация духовных ценностей, и такая культура обречена.

Однако пессимистические выводы Шпенглера явились не единственной точкой зрения в вопросе о кризисевеликой европейской культуры. Почти одновременно с «Закатом Европы» была опубликована статьявеликого гуманиста Д. Швейцера (1875-1965) «Распад и возрождение культуры». Само название этой работыуже говорит о выводах, противоположных Шненглеру. Декаданс европейской культуры осмысливаетсяШвейцером тоже как глобальная трагедия, имеющая мировой масштаб. Однако прогресс культуры им неотрицается. Европейская культура пришла к кризисному состоянию именно потому, что не имела достаточноэтического характера, этика стала оказывать лишь незначительное влияние на культуру. Происходит этопотому, что в поле ее действия оказались лишь наши отношения друг к другу, а не наши отношения ксущему, поэтому мы не можем достигнуть духовной связи с миром. Причина культурного кризиса, по мнениюШвейцера, в том, что материальная основа культуры развивалась интенсивнее, чем духовная. Этомуспособствовало успешное развитие науки и практики, что привело к переоцениванию материального начала.Но основа культуры - дух, а он остался без должного внимания. Вследствие общественного характерапроизводства человек оказался оторван от земли, городская жизнь все более травмирует его, широкаяспециализация разрушает его цельность. Достижения техники стали обращаться на разрушение мира,уничтожение людей. Несвободный, неуверенный в себе, разобщенный человек буржуазного общества,отмечает философ, утратил «оптимистическое мировоззрение», «благоговение перед жизнью», оннаходится под угрозой стать негуманным. Но падение культуры Швейцер не считает фатальным, оно имеетэтические причины, и культуру можно спасти, вдохнув в нес новую этику этику, основанную на«оптимистическом мировоззрении». Швейцер не приемлет пессимизм, для него культура -продукт«оптимистически-этического мировоззрения». Идеалы подлинной культуры может сформировать толькоединство этики, которая ориентирует человека и общество на нравственное и духовное совершенствование и«оптимистическое мировоззрение», которое утверждает мир и жизнь как само по себе ценное. Чтобыостановить кризис европейской культуры, последняя должна обрести прочную этическую основу, под которойШвейцер подразумевает «этику благоговения перед жизнью».

Date: 2016-11-17; view: 854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию