Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средневековой ЕвропыОсобенности средневековой философии, ее задачи и основные функции. Средневековая философия зарождается в недрах античной цивилизации по мере распространения христианской религии в первые века новой эры по всему Средиземноморью. Кризис рабовладельческого строя в сочетании с нашествиями варваров привели в V в. н. э. к падению Западной Римской империи. Это было событием мирового значения. На развалинах античной цивилизации поднималась феодальная Европа, стержнем духовного развития которой стало христианство. Римская Церковь постепенно заняла господствующие позиции не только в духовной, но и социально-политической жизни европейских государств. Хаосу разрозненных феодальных владений она противопоставила строго централизованную организацию с Папой Римским во главе (институт папства оформился в Западной Европе уже в V в.). Подобно этому в духовной культуре европейских государств Библия стала играть роль универсального закона, регулирующего основные сферы общественной, семейной и индивидуальной жизни человека. Богословие лидировало во всех областях интеллектуальной деятельности, что определило статус философского знания в культуре средневековья, задачи и функции философии, среди которых важнейшими можно считать апологетическую и экзегетическую, а также функцию систематизации античного знания, корпуса священных текстов и комментаторской литературы к ним. Определяя в целом положение философского знания в духовной жизни средневековой Европы, можно утверждать, что философия являлась «служанкой богословия». Это было своеобразным условием возможности ее существования, учитывая полное господство религиозного мировоззрения в культуре того времени. Священные тексты, прежде всего Библия, служили вечной и непреходящей по ценности опорой для философии. Богословие всегда исходило из абсолютности предмета Евангелия, из божественной мудрости Неизреченного. Философствование в средние века последовательно превращается в религиозную экзегетику. Оно становится герменевтической процедурой, имеющей безусловное онтологическое основание, которое выходит за пределы рационального, не подвергается сомнению и критике. Тексты Священного Писания, сочинения Отцов Церкви рассматриваются в качестве центрального предмета философии, призванной правильно истолковывать их смысл. Строгая релевантность философских рассуждений максимам Писания выступает как необходимое условие философского познания. На ранней стадии развития христианской религии, ввиду отсутствия единого канона, средневековая философия по преимуществу сводилась к защите христианских максим от всевозможных еретических учений, откровенно враждебных христианству языческих верований, а также к апологии христианского мировоззрения перед лицом римской культуры и детально разработанной светской философии эллинов. Формируя корпус канонических Евангелий, первые средневековые мыслители опирались на хорошо знакомую им античную традицию рационального мышления. Они определяли круг священных текстов, обосновывали их аутентичный характер и подлинность. Уточняя жанровые характеристики библейских текстов, они закрепляли за ними определенные функции, вводя в обиход богословского образования, культовой практики, миссионерской и проповеднической деятельности Церкви. При этом логические нормы философствования являлись основанием для достаточно жесткой регламентации изучения данных текстов, а также методов их интерпретации. Так, Евангелия и другие разделы Священного Писания надлежит почтительно толковать, не изменяя смысл сказанного, не привнося ничего от себя, и не подвергая сомнению догматы христианского вероучения, поскольку они имеют сверхчеловеческий, боговдохновенный характер. В отличие от Библии тексты античной философской традиции, а также всевозможные научные трактаты цитировали в полемических сочинениях, используя в качестве тезисов и аргументов, которые можно и должно опровергать. Поскольку библейская литература признавалась сверхрациональной, а потому неопровержимой, то сама философия мыслилась лишь как своеобразная пропедевтика к истинам религии, обретаемым посредством веры и откровения. Философская рациональность в комментаторской практике учителей Церкви проявлялась в формах толкования священных текстов. Поскольку Библия наполнена множеством иносказаний и символов, то перед философией стояла задача правильно изъяснить смысл боговдохновенных истин, согласовать комментарии с каноникой, разработать правила толкования Писания, используя для этого свои рационально-дискурсивные возможности. Благодаря философскому разуму создавались универсальные системы богословского знания, включающие в себя весь спектр мировоззренческих проблем. По мере утверждения христианства философия все более сближается с религиозной идеологией, по существу подменяя последнюю. Уже в позднем неоплатонизме философия явным образом соотносится с теологией и теургией, что способствует почти полному их слиянию в средние века. В результате метафизическая традиция, восходящая к Пармениду, Платону и Аристотелю, практически растворяется в систематической христианской теологии, а этико-антропологические учения античности оказываются поглощенными христологией и сотериологией. На данном этапе своего исторического развития философия как род духовной деятельности полностью утрачивает самостоятельное значение, поскольку разум более не мыслится высшим божественным началом в человеке. Характерно, что, отбирая античные философские тексты с точки зрения их соответствия христианскому мировоззрению, средневековые мыслители безоговорочно отвергают греко-римское мифологическое наследие, высмеивая античную мифологию как ложное и безнравственное начало в культуре. Они отказывают древним мифам не только в познавательном, но и воспитательном значении и, как следствие, предают забвению ту часть античной философской традиции, которая апеллировала к мифологическим сюжетам и образам (пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм и др.). В средневековой культуре выстраивалась строгая ценностная иерархия знания, в которой высшим аксиологическим ста- тусом наделялись теология и теургия, но не философия, как это было в античной классике. Подножие ценностной пирамиды составляли всевозможные практические науки (например, метеорология, астрономия, медицина, механика), которые, расширяя горизонты познания и избавляя от мифологических измышлений, должны предварять философию. Над ними возвышались такие науки, как физика и математика, непосредственно входящие в состав философского знания. Далее располагались практическая и теоретическая философия, которые венчало богословие, понимаемое либо как высшая и наиболее ценная часть философского знания, либо как особый, божественный род духовной деятельности, стоящий над ней. Наконец, вершиной пирамиды, ее предельным аксиологическим основанием являлся корпус священных текстов и опирающаяся на них религиозная практика. Хотя философское знание по-прежнему делилось на теоретическую и практическую составляющие, их назначение было иным по сравнению с античностью. Перед практической философией ставились воспитательные задачи, на первый план выдвигалась дидактическая функция философского знания, поскольку оно было призвано утвердить в сознании образованных мирян необходимость религиозного образа жизни, соблюдения христианских заповедей. Посредством рационального убеждения и наставления в добродетелях практическая философия должна была подготовить индивида к благочестивому богопознанию. Умозрительное «восхождение к горнему» составляло задачу теоретической философии. Последняя обязана черпать силы в божественном откровении, без которого, согласно средневековым мыслителям, абстрактные рассуждения утрачивают внутреннюю связь и критерий истинности. По образному выражению св. Григория Богослова, они уподобляются «корням, не утвержденным в почве и носящимся в воде»12. Положение философии на различных исторических этапах средневековой культуры было неоднозначным. Во многом оно определялось трактовкой соотношения веры и разума в авторитетных богословских концепциях того времени. Можно выделить три основные модели понимания статуса и роли философии, доминирующие в тот или иной период средних веков. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., б.г. С. 115—116. В ранней христианской апологетике (II—III вв.) декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым и ограниченным человеческим разумом — «верую, ибо абсурдно». Следствием данной максимы явилось открытое неприятие античной философии (особенно стоицизма и неоплатонизма) как наследницы языческого прошлого с его демоническим культом разума и интеллектуалистской трактовкой безличной Мировой Души. Знаменитый латинский апологет христианства Квинт Сеп-тимий Флорент Тертуллиан, отстаивая безусловный авторитет веры в истинность Священного Писания, писал: «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно»13. В полемическом сочинении «Что общего у Академии и Церкви?» Тертуллиан подчеркивает пропасть между верой и разумом, религией и философией. Отягощенный парадоксами и затемненный материей, абстрактный теоретический разум не способен проникнуть в смысл боговдохновенных истин. Компетенция философии должна ограничиться сферой морали и учением о природе, а ее опорой в деле эмпирического познания естественных вещей является рассудок. Философская рациональность в период апологетики и ранней патристики использовалась лишь в качестве инструмента опровержения еретических доктрин, защиты идей и положений христианства, их систематизации, что было особенно актуальным ввиду отсутствия единого христианского канона. Спекулятивно-теоретическое знание, восходящее к Платону и Аристотелю, не играло существенной роли в сочинениях ранних средневековых мыслителей, хотя все они были хорошо образованными людьми, глубоко знающими античную философскую традицию. На первом месте должны быть вера и Евангелие, а не отвлеченное умозрение, ибо разум без веры не способен к истинному бого-познанию. Подлинное знание есть результат доверия и любви к Богу. Сама эллинская философия оценивалась негативно, как орудие разрушения, скепсис, подрывающий основы веры. Для христианских богословов был характерен практицизм, тесно связанный с элементами римского юридического мышления, они вся- Тертуллиан К. С. Ф. О плоти Христа // Избр. соч. М., 1994. С. 166. чески подчеркивали жизненно-практическую ориентацию религии, ее социальную роль в обществе. Крупнейший представитель средневековой патристики — Аврелий Августин (IV—V вв.) писал в своих сочинениях, что философия позволяет человеку обрести блаженство в вечной жизни, поскольку, указывая путь к истине, отделяет надежные блага от ненадежных. Позднее, в период институализации христианства и сближения духовного авторитета церкви с государственной властью, когда было достигнуто официальное признание и осуществлена канонизация христианского вероучения, возникла установка на гармоничное совмещение философии и религии, согласно которой философская рациональность целиком подчинялась авторитету Священного Писания и церкви. Максима «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия». Предпосылкой такого понимания соотношения разума и веры послужила идея знаменитого александрийского богослова Тита Флавия Климента, согласно которой христианскую религию надлежит объединить с философией эллинов. Климент Александрийский объявляет философию своеобразной пропедевтикой к истинам религии. Философское знание способствует совершенствованию христианского учения и является необходимой ступенью на пути богопознания, которое полностью осуществимо только благодаря вере. Его преемник Ориген, эксплицировав значение герменевтической функции философии по отношению к христианству, выделил в смысловой структуре Священного Писания три уровня: «телесный», или буквально-исторический; «душевный», или нравственно-назидательный; и «духовный», или анагогический. Поскольку Библия имеет боговдохновенный характер, то основные догматы вероучения не подлежат рациональной рефлексии. Задача философии — истолковывать Священное Писание в духовном смысле, анализируя при этом основания и правила толкования, поясняя эти правила примерами. В патристике IV—X вв. проблема взаимодействия философии и религии получает развернутое решение. Особое значение имело творчество североафриканского епископа Аврелия Августина, прозванного богословами Блаженный. Философию Августин отождествляет с богословием. Путь ее, подобно теологии, лежит через мистическое самопознание к божественному откровению. Девиз сократической философии, провозгласивший цен-79 ность критической рефлексии и самопознания, последовательно теологизируется Августином. Философская рефлексия понималась как особый способ богопознания, осуществляемого посредством доказательства самодостоверности человеческого мышления. Так, богопознание и самопознание Августин рассматривал как взаимоопределяющие стороны интеллектуальной деятельности и считал их единственно достойными целями философского познания. При этом великий мыслитель полагал, что бытие Бога можно непосредственно вывести из самодостоверности человеческого мышления. Вера понималась им как необходимая предпосылка всякого знания. Опирающееся на веру философствование есть путь восхождения от знания священных текстов к умозрительной интуиции, в акте которой озарение и мышление неразделимы. Наконец, в поздней средневековой философии была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. В духовной жизни Европы X—XIV вв. складывается отчетливая тенденция к автономизации философии, выделению ее в качестве специальной области знания (аверроизм). Культура рационального мышления проникает и в само религиозное познание. В богословских трактатах и диспутах мыслители позднего средневековья опираются не только на авторитет Библии и труды Отцов Церкви, но и на доводы рассудка, формально-логические рассуждения. Распространяется концепция «двух истин» (Ибн Рушд), согласно которой философия, основанная на «естественном» разуме, имеет дело с естественным порядком вещей, а теология занимается сверхъестественным, опираясь на веру и откровение. Согласно максиме «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), философия призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык рациональных понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь не могла открыто согласиться с подобной позицией, поэтому в рамках позднего средневековья философия свой рационально-теоретический потенциал растрачивала преимущественно на бесполезные схоластические диспуты, далекие от проблем развития науки, общества и человека. Таким образом, роль философии в рамках европейской средневековой культуры в конечном итоге сводилась к разработке и обоснованию религиозной идеологии. Целиком подчиняясь авторитету Церкви, философия не могла претендовать на познание божественных истин. Ее назначение ассоциировалось исключительно с защитой и распространением христианского мировоззрения, утверждением религиозного образа жизни и характерной для него системы ценностей. Основные этапы развития средневековой философии. Философия средних веков в европейской культуре охватывает значительный исторический период (II—XIV вв.), хотя в узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, сформировавшиеся после утверждения христианского канона (Ни-кейский собор христианских церквей 325 г.; Халкедонский собор 451 г.), поскольку в V в., вследствие падения Западной Римской империи под ударами варварских племен, античное культурное наследие в значительной степени оказалось утраченным, а эллинская философия в ее греческом варианте предана забвению. Как следствие, в духовной жизни западноевропейских народов всецело утвердился католицизм. С середины II до конца III в. в средиземноморских провинциях Римской империи происходит быстрое распространение христианства. В результате возникает специфический социокультурный феномен: параллельное сосуществование традиционной языческой религии, поддерживаемой политической властью, и новой, христианской культуры, распространяющейся благодаря самоотверженной деятельности первых религиозных общин. Первоначально христианство было непризнанной религией, преследуемой большинством римских императоров. Оно самоутверждалось в чуждой культурной среде, поэтому деятельность ранних христианских мыслителей была направлена на защиту молодой религии от всевозможных языческих верований и культов. В борьбе против мифологического мировоззрения, а также разнообразных ересей (гностицизм, манихейство, герме-тизм) происходило становление христианского вероучения, отстраивался религиозный канон. Поэтому начальный период в развитии средневековой философии получил название апологетики (от греч. apologetikos — защитительный) (II—III вв. н. э.). Первые богословы в силу обстоятельств были апологетами. Их сочинения адресованы языческой аудитории, что подразумевало широкое использование интеллектуально-понятийных средств античной культуры. Христианские идеи и положения объяснялись языком греческой философии, что неизбежно порождало множество ересей в толковании Священного Писания. В результате апологеты вынуждены были не только по- лемизировать с внешними идеологическими оппонентами, вести активную проповедническую деятельность с целью распространения учения, но также уделять большое внимание разработке самого христианского канона. В апологетике выделяют две ветви — западную и восточную. Среди грекоязычных (восточных) апологетов наиболее известны Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил, Мели-тон. Крупнейшим апологетом восточного направления, а также ранним систематизатором христианского учения по праву считается Ориген. Первым латинским апологетом является Тертуллиан. Огромное значение в этот период имели также труды еще одного западного апологета — св. Иринея Лионского, написавшего знаменитые «Пять книг против ересей», в которых была дана систематическая критика гностицизма и других религиозно-мифологических учений, получивших распространение в II—IV вв. н. э. Защитники христианского мировоззрения отстаивали важнейшие положения новой религии, среди которых ведущее место занимали догматы о Троице, о богочеловеческой природе Христа, о бессмертии и бесплотности души, о воскресении во плоти, на которые опиралась вся христианская идеология, учение о спасении и Спасителе, о человеческой личности и свободе выбора и т. д. Без них христианская религия утратила бы влияние в народной среде, а также свое неповторимое лицо среди множества религиозно-мифологических культов Средиземноморья. К наиболее значимым религиозно-философским проблемам этого периода следует отнести спор вокруг догмата о Божественной Троице. Основным противником христианства по данному вопросу являлось арианство. В IV в. в Александрии — крупнейшем центре богословской и философской мысли — пресвитер Арий выступил с логическим обоснованием принципа суборди-национализма в трактовке лиц Святой Троицы, согласно которому абсолютным бытием и совершенством является только Бог-Отец, в то время как Бог-Сын, порожденный Богом-Отцом, не может быть полностью равным ему и является не единосущным, а только подобносущим. Так сложилась чрезвычайно опасная для христианского вероучения ересь, поставившая под сомнение полноценность божественного воплощения Бога во Христе, а следовательно, и единоспасающую роль христианской Церкви. Кроме того, ариане пытались сочетать христианские идеи с мистической онтологией неоплатонизма, в частности с идеей безличной эманации космоса. Подчинение Бога-Сына и Святого Духа первому лицу Троицы — Богу-Отцу — позволяло им трактовать два последующих лица как нижестоящие по космологической иерархии эманирующие сущности. Споры вокруг данного вопроса привели к установлению на Никейском соборе основного догмата христианского вероучения относительно Бога. Будучи нематериальным и сверхприродным, единым и единственным, Бог одновременно существует в трех лицах: как Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой. Три лика Троицы единосущны, существуют нераздельно, но неслитно, и рассматриваются как ипостаси непостижимого, единого и единственного Бога. Единство и абсолютность Бога одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. В результате арианство было окончательно осуждено как ересь на Втором вселенском соборе христианских Церквей в Константинополе в 381 г. Данный догмат стал основанием для развития креационистской доктрины и учения о бессмертии души. Период разработки Отцами Церкви (patres ecclesiae) основ христианской догматики обычно называют патристикой (IV—X вв.). На этом этапе полемически фрагментарное философствование сменяется работой над систематизацией церковной доктрины. В патристике также выделяют два направления: западную патристику, или латинскую (Тертуллиан, Аврелий Августин), и восточную патристику, греко-византийскую (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама). Развитие проблемного поля философии в период патристики связано с разработкой трех важнейших частей религиозного миропонимания: теологии как учения о Боге и его атрибутах, христологии как учения о богочеловеческой личности Христа и христианской антропологии, учения о человеке и судьбе его личной души. Противопоставление души и тела составляло фундамент христианской антропологии. В отличие от интеллектуалистиче-ской, безличностной трактовки духа в античной философии (неоплатонизм), библейско-христианская традиция представила духовное начало как личностный абсолют и личную волю Бога, сотворившего «из ничего» весь мир. Душа человека понималась как бессмертная и совершенно бесплотная субстанциальная форма тела, благодаря которому она достигает полноты своего осуществления. Центральное положение средневековой христологии о том, что во Христе обе природы (божественная и человеческая) соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», стало идеологическим фундаментом средневековой антропологии. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. Исходная для всей христианской антропологии трактовка человека как сотворенного по образу и подобию Божьему воспринималась в средние века сквозь призму идеи «обожения». «Обо-жение» (или богоуподобление) рассматривалось как драматический и многотрудный процесс освобождения человека и человечества от всевозможных наслоений «неподобия», обусловленных материей. Это предполагало аскетическое ограничение плотских желаний, отказ от материальных благ и редукцию жизненных потребностей к необходимому минимуму, воспитание нравственной чистоты деяний и помыслов на основе моральных заповедей и через просветление духа в молчании и молитве. Человек мыслился как существо греховное, плотское, отпавшее от Бога и потому лишенное божественного образа. Его задача — осознать, что он венец творения, вспомнить о том, что человек есть образ Божий, и восстановить его изначальную чистоту. Преодоление трагической раздвоенности человека как путь преодоления всякого зла — высшая цель человеческого существования. На этом пути тело человека просветляется и уподобляется храму, а вместе с ним вся природа, весь тварный мир преобразуется, «обоживается». Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на духовное и телесное, то космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Таким образом, оппозиция духа и тела в человеке в рамках средневековой философии имела аксиологический, а не онтологический характер. Телесная природа человека не рассматривается как субстанциальное основание зла. Согласно учениям Отцов Церкви, человек есть Святая Церковь Божья; алтарь в ней представляет душу, жертвенник — ум, а храм — тело. В процессе обожения человек телом своим, словно храмом, добродетельно украшает душу, осуществляя заповеди в соответствии с моральной философией. Выдающимся представителем западной патристики считается Аврелий Августин, заложивший основы христианской философии и разработавший основные принципы средневекового фи- лософского мышления на основе синтеза христианских идей с основоположениями платонизма, приемлемыми для христианского вероучения. В качестве основных проблем философии патристики, подробно рассмотренных Августином, необходимо назвать следующие: проблема Бога и его отношения к миру; проблема соотношения времени и вечности; проблема бессмертия человеческой души и ее отношения к телу; проблема свободной воли; проблема добра и зла; проблема соотношения веры и разума; проблема равенства людей и социальной иерархии; проблема государственной и церковной власти; проблема периодизации человеческой истории, ее целей и смысла. Следует отметить, что для развития средневековой философии большое значение имела разработка в этот период двух важнейших проблем, не заслуживших внимания со стороны античной философии. Благодаря Августину в патристике закладываются основы представлений о моральной автономии и самоценности личности, о структуре и смысле человеческой истории, о духовном прогрессе человечества. По мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин), средневековая философия вступает в новую полосу своего развития. С XI—XIV вв. в духовной жизни Западной Европы господствует схоластика (лат. scholastica — школьный, ученый). Для этого типа средневековой философии было характерно соединение церковной догматики с рационально-дискурсивным методом ее обоснования и интерпретации. Схоластическая философия противостояла религиозной мистике с ее стремлением «узреть истину» в экстатическом сверхразумном созерцании, она была ориентирована на гармонию веры и разума. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное знание, получаемое в откровении, и естественное — отыскиваемое человеком при помощи естественного рассудка. Интеллектуальный оптимизм схоластической философии объясняется тем, что она складывалась в условиях подъема феодальной цивилизации и роста авторитета папской власти. В истории средневековой философии выделяют раннюю схоластику (XI—XII вв.), находившуюся под влиянием августинов-ского платонизма (Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин); зрелую схоластику (XII—XIII вв.), для которой характерна логико-философская традиция аристотелизма (Сигер Брабант-ский, Альберт Великий, Фома Аквинский); и позднюю схолас- 85 тику (XIII—XIV вв.), пытавшуюся разделить сферы влияния философии и религии на основе идеи автономного человеческого разума (Уильям Оккам). Успехи науки не могли не отразиться на отношении религии к рациональному познанию, ценность которого, в связи с интересом к техническим усовершенствованиям, была осознана и церковью, и государством. Схоластика являлась основой университетского образования. Центром философского развития в эти столетия был Парижский университет, в котором оттачивалось искусство рационально-логической интерпретации религиозных догматов. Схоластика ставила своей целью вывести из текстов Священного Писания всю полноту их логических следствий. Для этого использовалась цепь правильно построенных дедуктивных умозаключений (силлогизмов). Схоластика была ориентирована на жесткие схемы и правила мышления, и хотя не способствовала расцвету естественных, опытных наук, но оказала благоприятное влияние на развитие формально-логической проблематики в философии. К числу основных проблем схоластической философии можно отнести следующие. Центральной проблемой в этот период была проблема универсалий, или природы общих понятий, в основе которой лежал вопрос о том, существуют ли роды и виды самостоятельно в качестве особых, бестелесных сущностей, или же они находятся только в мыслях, представляя собой имена, названия предметов. Если они обладают самостоятельным бытием, то какова их природа? Телесны они или бестелесны, обладают отдельным бытием, или пребывают внутри чувственно-материальных предметов? Ответы на эти и другие вопросы, опираясь на логико-символическое истолкование Писания, искали крупнейшие философы и богословы данного периода. Еще одной значимой проблемой схоластики была проблема доказательства бытия Бога. Сохранила актуальность проблема соотношения разума и веры, которая в схоластике решалась на основе принципов гармонии философии и религии. Характерен интерес схоластики к логико-гносеологической проблематике, диалектика и формальная логика получают новый импульс развития. Кроме того, не утратили своего значения креационистская проблема, проблема субстанциальности и личного характера души, проблемы соотношения пространства, материи и движения и некоторые другие. В качестве основных философских направлений схоластики можно выделить: августинианство, томизм, мистицизм, реализм и номинализм. Августинианство (Бонавентура, Иоанн Дунс Скот) — одно из основных направлений развития схоластической философии, для которого характерно обращение к философскому наследию Аврелия Августина и ориентация на неоплатонизм. Это выразилось в присущем августинианству предпочтении онтологического доказательства бытия Бога, в отождествлении философской рефлексии с богопознанием, в проведении аналогий между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя лицами Троицы. Для философии августинианства характерна также безусловная вера в силу божественного провидения, спири-туализация истории, предпочтение веры разуму и акцент на интуитивном постижении истины, нисходящей к человеку благодаря божественному откровению. Томизм (Фома Аквинский, Иоанн Капреол, Суарес) — направление, для которого характерно стремление соединить христианскую ортодоксию со здравым смыслом и требованиями логики, что определило присущее данному направлению предпочтение философского реализма Аристотеля мистическому идеализму Платона. В результате томизм обосновывал принцип гармонии веры и разума, отдавал приоритет космологическому доказательству бытия Бога перед онтологическим, рассматривал человека как единство души и тела, которому душа придает субстанциальную форму. Мистицизм (Бернар Клервосский, Гуго Сен-Викторский, Иоахим Флорский, Иоганн Экхарт) — философское направление, связанное своими корнями с апофатическим богословием и мистицизмом Псевдо-Дионисия Ареопагита, религиозным спиритуализмом Августина и неоплатонизмом Эриугены, с характерным для последнего противопоставлением духовного телесному. Христианский мистицизм этого времени настаивал на возможности экстатического, сверхразумного и вневременного единения души верующего с Богом, который мыслился как трансцендентный, непостижимый и «безымянный» Абсолют. Согласно представителям мистицизма, богопознание возможно лишь на пути аллегорического истолкования смысла божественных символов, заключенных в природе вещей и скрытых за видимой реальностью человеческой истории. Выдающимся явлением в философской жизни схоластики был спор номинализма с реализмом. Диспуты между представителями данных направлений длились несколько столетий и бывали довольно ожесточенными. Предметом спора была природа общих понятий, или универсалий. Представители реализма (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Гильом из Шампо, Фома Аквинский) утверждали реальное существование универсалий как неких духовных сущностей, или прообразов, предшествующих единичным вещам. Основная идея данного направления состояла в признании реального существования идеальных объектов — общих понятий. Постулируя объективность существования родов и видов вне и до вещей, до познающего человеческого ума, сторонники реализма полагали, что общее, в отличие от единичного, представляет собой нечто самостоятельное и первичное, в силу чего они отождествляли понятийную конструкцию действительности с самим бытием. Реализм был своеобразным средоточием рационального обоснования важнейших догматов христианского вероучения — догмата о Троице, о Богочеловеческой природе Христа, о первородном грехе, об искупительной жертве Иисуса. Вера в абсолютную объективность и внечувственный способ бытия идеальных объектов, вне и независимо от телесных предметов, позволяла оправдать иррациональный с точки зрения здравого смысла характер основных положений религии. Реалисты считали, что Бог обладает в своем уме извечными понятиями, представляющими собой его вневременные мысли. В них изначально содержится бесконечное многообразие тварных вещей. Чем более общим является понятие, полагали сторонники данного направления, тем реальнее, объективнее его существование в качестве особой, автономной сущности. В результате выстраивалась иерархия бытия, в которой Бог как абсолютная и максимально общая идея, абсолютная бесконечность и совершенство, являлся подлинной вершиной мироздания. Реализм предполагал не только существование общего вне вещей, но также признавал универсалии в качестве неизменных сущностей, наличествующих во всех единичных предметах определенного класса. Представители номинализма (Иоанн Росцелин, Уильям Ок-кам) настаивали на реальности лишь единичных, индивидуальных предметов, считали универсалии простыми названиями, именами (лат. — nomina), которые люди присваивают отдель- ным вещам и явлениям. В отличие от реалистов, сторонники данного направления отрицали онтологически независимый статус общих понятий, полагая, что действительным бытием могут обладать лишь единичные вещи («res singulares»). Универсалии же существуют не в объективной действительности, а в субъективном человеческом мышлении, обнаруживаются в реальности лишь как имена, даваемые вещам, и как звуки человеческого голоса. Роды, виды, философские категории являются средством классификации терминов и поэтому не выражают никакого объективного смысла. Сводя универсалии к терминам языка и логическим классификаторам, номиналисты отрицали возможность достоверного познания действительности, полагая, что постижение конкретной вещи во всей полноте ее свойств доступно лишь Богу, в уме которого уже заключено полное и совершенное знание. Выдающимся представителем реализма и крупнейшим систематизатором схоластики был итальянский монах-доминиканец Фома Аквинский. Возведенный в ранг святых римско-католической церкви, Аквинат в своих трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» стремился построить на основе религиозных догматов целостную философско-теологическую систему. В сочинениях Фомы Аквинского теология определялась как фундамент онтологии, в результате чего философское учение о бытии оказалось ценностно окрашенным: сущее отождествлялось с благом. На этих же принципах строилась физика и космология. Подобно тому, как природа получает свое завершение в благодати, философия, по мысли Фомы Аквинского, получает свое завершение в откровении. При этом высший божественный закон не противоречит «естественному», заложенному в человеческом сердце. На этом положении базировалась этическая концепция Аквината. Его философско-теологическая концепция включала в себя разветвленную систему практической философии, к которой он относил не только этику и политику, но также экономику и право. Разработанные в схоластике мыслительные схемы, как способы организации знания, последовательно применялись им при решении различных философских проблем — от пяти онтологических доказательств бытия Бога до разработки правил финансовой деятельности. Безусловной заслугой Фомы Аквинского явилось развитие культуры интеллектуальной деятельности, опирающейся на «естественный» разум. Хотя Аквинат и говорил о примате любви к Богу над богопознанием, но относил это требование исключительно к жизненно-практической проекции человеческого бытия. В философии же вероучение должно было обрести рациональную форму «здравого смысла». Проникновение в западноевропейскую философию воззрений арабского философа XII в. Ибн Рушда (Аверроэс), представляющих собой натуралистическую версию концепции Аристотеля, сформировало особое философское направление — аверро-изм, согласно которому наряду с Богом вечно существуют материя и движение. Причем Бог выступает в аверроизме лишь как первопричина сущего, своеобразный первотолчок, а последующее зарождение вещей, предметов, живых существ осуществляется в недрах материи согласно естественно-природной необходимости. Последователи данного направления отвергали идею тварности и бессмертия души и полагали, что душа есть изначальная форма материи. Человеческий интеллект, вливаясь в божественный разум, составляет с ним единую и общую для всех понятий идеальную субстанцию. Развитие аверроизма привело к возникновению теории «двух истин», согласно которой истины философии и истины религии не могут противоречить друг другу в силу их принципиальной независимости. Они различны по истокам, путям и способам получения знания. Философия, призванная изучать естественный ход вещей в природе и обществе, опирается на логику и силу абстрактного разума, в то время как теология в качестве предмета рассматривает область сверхъестественного. Поэтому для нее характерны образный, метафорический язык, опора на авторитет Священного Писания, вера в безусловность божественного откровения. Аверроизм был значимой попыткой отстоять автономность философского знания, его независимость от догматов христианской религии, но стал преследоваться церковной цензурой. Вместе с тем его влияние оказалось решающим в формировании образа и предмета философии в новоевропейской культуре. Распространение концепции «двух истин» свидетельствовало о приближающемся духовном кризисе средневековья, о необходимости пересмотреть отношения между философией, наукой и религией, что стало задачей следующего исторического этапа в развитии классической философской традиции. Принципы средневекового философского мышления. Вера как основа религиозного мировоззрения оказала мощное воздействие на характер философского мышления этой эпохи. Догматы христианского вероучения стали основанием развития проблемного поля и определения принципов средневековой философии. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, провиденциализм и эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий. Теоцентризм средневековой философии был связан с идеей единого и единственного Бога как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Бог выступал как исходный и конечный пункт всех человеческих суждений и действий, как основание решения всех философских проблем, как руководящий принцип построения системы богословского и философского знания. Поэтому проблема Бога и его атрибутов, а также вопрос об отношении Бога и мира рассматривались как центральная и основная проблема средневековой философии. Онтология была полностью теологизирована и развивалась в двух направлениях богословского дискурса. Катафатическая теология наделяла Бога положительными атрибутами и описывала его как средоточие благости, справедливости и всемогущества; апофатическая теология опиралась на идею принципиальной неописуемости и непознаваемости Бога, который в силу своей абсолютности не имеет атрибутов, находится за пределами всякого бытия, природы и качественности. Теоцентризм как основа монотеистического вероучения получил дальнейшее развитие и конкретизацию в идеях креационизма и супранатурализма. Согласно принципу креационизма, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Строение космоса качественно неоднородно и подчинено строгой иерархии. Бог, будучи абсолютной Личностью, создал мир из «ничего», исходя из своей доброй воли, и этот мир, будучи «твар-ным», стоит бесконечно ниже своего творца. Созданная Богом материя («прах земной») может быть преодолена, поэтому весь природно-космический универсум рассматривался как подножие небесного, божественного царства. Принцип креационизма предполагал наличие в природе трансцендентной, божественной целесообразности, сообщенной всему «тварному» миру Богом, предопределяющим индивидуальное развитие каждого существа. В соответствии с учением Фомы Аквинского, все в мире расположено по ступеням иерар- хической лестницы, начинающейся в области неодушевленных вещей и возвышающейся — через человека — до ангелов, святых и, наконец, до самого Господа Бога. Каждая нижележащая ступень стремится к высшей, как к своей цели; вся же природа в целом устремлена к Богу. Принцип супранатурализма означал, что Бог, обладающий сверхприродным бытием, абсолютно не зависим от природы и человека, природа же, как и человек, напротив, полностью зависит от Бога. Бог никогда не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром. Однако он пронизывает универсум божественным светом (энергией), поддерживая и контролируя его существование, порядок и целостность. Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм, привнесенный в христианскую философию Псевдо-Дионисием Ареопагитом из неоплатонической мистики. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, хотя не все они в одинаковой мере прозрачны. Природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Космос трактовался как иерархия символов, в которой низшие ступени мировой иерархии символически воссоздавали образ высших, открывая человеческому уму возможность интуитивного постижения скрытой, духовной природы мира через его материально-телесные проявления. Развитие человеческого общества рассматривалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения человечества». Бог распространяет свою власть не только на природу и индивидуальную судьбу человека, но и на область человеческой истории. Все события и повороты истории соответствуют божественному провидению. Развитое Аврелием Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому Царству Божьему составило краеугольный камень всей средневековой историографии. Главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение. Люди — только актеры драмы, автором которой является Бог. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» — вечности. Индивидуальное спасение рассматривалось как часть всемирной истории, поскольку наступление «бу- дущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников. Ключевым событием мировой истории считалось рождение Христа. Основные события его жизни рассматривались как символы единства исторического и космического процессов. Рождением Христа история делилась на период подготовки воче-ловечивания Бога, истекший в момент рождения, и на период подготовки обожения человека. Главным достижением средневековой философии истории, вытекающим из принципов провиденциализма и эсхатологизма, была идея исторического прогресса, рассмотренного во всемирно-историческом масштабе. Прогресс этот мыслился в расширении и углублении Царства Божьего, в непрерывном духовном совершенствовании мира и единении праведников. Таким образом, проблематика средневековой философии как в структурном, так и содержательном отношении воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.
|