Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т е м а 4.1. Статус философии в новоевропейской культуре





Социокультурные предпосылки философской мысли Нового времени. В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступают в полосу радикальных перемен. С этого периода начи­нается бурное развитие мануфактурного производства, нацио­нального рынка, происходит становление гражданского общест­ва и новых форм публичной власти. Европейские державы не­уклонно превращаются из феодальных княжеств в централизо­ванные буржуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают уделять развитию науки и техники все больше внимания.

Формирование капиталистической системы хозяйства усили­вало потребность в научных исследованиях прикладного, практи­ческого характера. Мануфактура, в отличие от средневекового ре­месла, представляла собой тесную кооперацию работников, выпол­нявших точно определенные функции в расчлененном на отдель­ные операции процессе производства. Рациональность мануфакту­ры измерялась значительным ростом ее производительности. Не­смотря на то, что от промышленной революции мануфактуру XVII в. отделяло целое столетие, роль механизмов в производстве неуклонно возрастала. Появились пружинные и маятниковые ча­сы, позволявшие более точно показывать время, было усовершен­ствовано водяное колесо мельницы — основного двигателя ману­фактурного производства. В этих условиях возникают новые фор­мы организации научной деятельности (научно-исследовательские общества и академии наук), ориентированные на опытное позна­ние природы с целью достижения новых, практически значимых истин — Академия тайн природы в Неаполе (1560), Лондонское королевское общество (1660), Королевская академия естественных наук в Париже (1666).

Развитие научных знаний осуществлялось преимуществен­но по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатыва­лись принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел. Ее основоположниками были Г. Галилей, который наряду с выдающимися открытиями в области астрономии выдвинул идею относительности движе-


ния, установил законы инерции и свободного падения тел, определил изохронность колебаний маятника; а также И. Нью­тон, сформулировавший основные законы классической меха­ники, в частности закон всемирного тяготения и теорию движе­ния небесных тел.

Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы матема­тического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, И. Ньютон, Г. Лейбниц). Согласно образному выражению Г. Галилея, язы­ком «книги природы» становится язык геометрии, ее буквами служат треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры. Великий ученый, полностью по­рвавший с качественным истолкованием бытия, которое было присуще средневековой схоластике и натурфилософии Ренессан­са, утверждал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения…»17.

Успехи классической механики и математики приводили к тому, что натурфилософский гилозоизм мыслителей Возрожде­ния, в основе которого лежала аналогия между живым организ­мом и природой, уступил место опытно-аналитическому выявле­нию конкретных причин изменения материальных тел. Сформи­ровалась геометрико-механистическая, количественная картина мира, в которой устройство Вселенной рассматривалось по ана­логии с устройством гигантского часового механизма. К концу XVII в. европейская наука окончательно приобрела вид экспери­ментально-математического естествознания, а классическая ме­ханика стала образцом рационального объяснения всех явлений универсума, включая общество и человека.

Научные знания и технические изобретения стали оцени­ваться с позиций непосредственной пользы для государства и благосостояния людей. Соединение естественных наук с запроса­ми производства, практической жизнью общества привело к де-сакрализации образа природы. Стремление господствовать над ее силами, опираясь на достижения научно-технического про­гресса, подчинять их воле и интересам человека приобрело вид

Галилей Г. Пробирщик // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. Ев­ропейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М., 1970. С. 225.


доминирующей ценностной ориентации европейского сознания XVI—XVIII вв.

Предмет и задачи новоевропейской философии. В сознании передовых мыслителей этого времени нарастало понимание принципиального отличия достижений новоевропейской фило­софии и науки от античного рационализма и средневековой схо­ластики. Знаменитые ученые и философы XVI—XVII вв. — Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Пас­каль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц — заложили основы нового понимания философии, ее предмета, структуры, места и роли в системе наук. Были сформулированы важнейшие прин­ципы новоевропейского философского мышления, разработана рационалистическая методология, отвечающая поставленным перед философией задачам.

Прежде всего произошел пересмотр отношений философии и религии. Несмотря на то, что в XVII в. схоластика господствовала в большинстве европейских университетов, рост технических зна­ний, математики и естественных наук стал мощным фактором трансформации религиозного мировоззрения. В условиях последо­вательной секуляризации общественной жизни, борьбы за веро­терпимость философия стремилась во всем опираться на науку. В новоевропейской культуре большой популярностью пользовалась концепция деизма — морально-философской доктрины, в которой роль внеприродного Бога была сведена к минимуму (Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Толанд, Д. Юм, Г. Лейбниц, Ф. М. Вольтер и др.). Согласно деистическому мировоззрению, Бог, единожды сотворив мир, больше не принимает в его судьбе никакого участия и не вме­шивается в естественный, закономерный ход событий. Филосо­фы-деисты прибегали к интеллектуалистической трактовке Бога как сверхмудрого мастера, сотворившего гигантский космический механизм Вселенной и однажды приведшего его в движение. В фи­лософии Нового времени деизм приобрел особое звучание, по­скольку позволял согласовать креационистскую доктрину с меха­нико-математической моделью универсума, отвергающей религи­озную телеологию.

Критикуя схоластику, мыслители Нового времени постави­ли перед философией светские, практические задачи. Филосо­фия должна способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. При этом целью философии является систематиза­ция разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; созда­ние методологии опытного исследования природы; определение


будущих путей развития науки. Созерцательному идеалу фило­софского познания, господствовавшему в античной и средневе­ковой традиции, была противопоставлена идея его практической эффективности. Так, Ф. Бэкон отмечал: «Что в действии наибо­лее полезно, то и в знании наиболее истинно»18.

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Но в его трактовке обозначились новые акцен­ты. Если для средневековых мыслителей смыслообразующей осью философских рассуждений был Бог и сфера божественного, для античной традиции и философии Ренессанса — космос и че­ловек как средоточие мироздания, то для философов Нового вре­мени центром философствования стала природа, а также позна­ющий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект — творец техники, культуры и государственности.

Все человеческое знание, или науку, как выразился сам Ф. Бэкон, он разделил на теологию и философию. Под «теоло­гией» в собственном смысле слова мыслитель понимал бого-вдохновенное, священное знание, результат божественного от­кровения, источник которого на небесах. Философию же делил на естественную теологию (или учение о божестве), физику (или учение о природе) и антропологию (или учение о челове­ке). Все разнообразие наук ученый представлял в виде дерева, ствол которого, как единое основание знания, называл первой философией (или «матерью всех наук»). «Первая философия» («мудрость»), согласно Ф. Бэкону, «отличается от остальных наук скорее своими границами, чем содержанием и предметом, рассматривая вещи лишь в самой общей форме»19. Она являет­ся основой единства и порядка знаний. «У философии, — пи­шет Ф. Бэкон, — троякий предмет — Бог, природа, человек и сообразно этому троякий путь воздействия. Природа воздей­ствует на интеллект непосредственно, т. е. как бы прямыми лу­чами; Бог же воздействует на него через неадекватную среду (т. е. через творения) преломленными лучами; человек же, ста­новясь сам объектом собственного познания, воздействует на свой интеллект отраженными лучами. Следовательно, выхо­дит, что философия делится на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о человеке»20.


 

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 82.

19 Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Там же. Т. 1. С. 200.

20 Там же. С. 199—200.


При классификации знания Ф. Бэкон использовал антропо­логический критерий, исходя из трех интеллектуальных способ­ностей человека: памяти, воображения, рассудка21. Ф. Бэкон считал, что история соответствует памяти, поэзия — воображе­нию, философия — рассудку. Отождествляя историю с опытным знанием (experientia), он делил ее на естественную и граждан­скую. Первая должна описывать явления и факты природы, как естественно существующие («история обычных явлений»), так и создаваемые человеческим трудом («история искусств»), а вто­рая — рассматривать деятельность людей. При этом история за­нимается изучением единичных предметов, явлений и событий, которые рассматриваются ею в определенных условиях места и времени, поэзия как субъективный род познания, говоря о еди­ничном, представляет его в произвольной, воображаемой форме. Философия же имеет дело с абстрактными понятиями, которые она выводит из чувственных впечатлений от единичных предме­тов и которые соединяет и разделяет «на основе законов природы и фактов самой действительности»22. Философия, по мысли Ф. Бэкона, не должна погружаться в туман утонченных и возвы­шенных спекуляций, ее задача — помогать людям в преодоле­нии трудностей и невзгод их жизни. Полезность философии определяется ее прогностическим потенциалом, способностью предвосхищать дальнейшие пути развития науки, а также тем, что она, соединяя наблюдения разных наук, может использовать достижения одной из них для пользы другой, что приводит к по­лучению нового знания.

Мыслители Нового времени осознавали, что, хотя филосо­фия и наука одинаково опираются на силу разума и тесно связа­ны между собой в познании устройства мироздания, они имеют различную область применения. В своем знаменитом произведе­нии «Новый Органон» (1620) Ф. Бэкон следующим образом опи­сал отношения между ними: «Таким образом, исследование форм, которые (по смыслу и по их закону) вечны и неподвижны, составляет метафизику, а исследование действующего начала и материи, скрытого процесса и скрытого схематизма (все это ка­сается обычного хода природы, а не основных и вечных законов) составляет физику. Им и подчиняются подобным образом две

21 См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. Т. 1.
С. 150—155.

22 Там же. С. 149.


практики: физике — механика, метафизике (в очищенном смыс­ле слова) — магия вследствие ее обширных путей и большей власти над природой»23.

Опираясь на развитую в позднем средневековье концепцию «двух истин» (аверроизм), мыслители XVI—XVII вв. предприня­ли решительные шаги в направлении автономизации философ­ского знания (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс). Разра­ботав учение о «двух книгах» — Природы и Писания, они окон­чательно разделили функции философии и религии, обосновав идею их невмешательства в дела друг друга. Истины веры не подвержены никакому рациональному анализу, они опираются на авторитет Священного Писания и богооткровенную теологию, основанную на «воле Божьей». Поскольку все максимы морали так или иначе ориентированы на них, то основной задачей рели­гии становится выполнение нравственно-регулятивных функций в целях консолидации общества и поддержания в нем порядка и уважения к власти.

Философия и наука имеют земное происхождение, опираются на разум человека, который в деле познания природы не уступает божественному. Основанная на опыте и рациональном анализе на­ука может и должна игнорировать библейские сказания о чудесах. К философии и науке, которые отождествляются по сути, в ново­европейской культуре предъявляются единые требования.

Во-первых, философия и наука как свободные формы позна­ния должны критически относиться к религиозным догматам и авторитету традиции. Но при этом, в отличие от схоластики, они подчиняются строгим критериям рационального мышления, без которых невозможно отличие истины от вымысла или про­извольной субъективной интерпретации изучаемых явлений. Во-вторых, они не измышляют гипотезы, а вводят их не иначе как в виде предположений, справедливость которых подлежит исследованию. И хотя философия и наука Нового времени так же, как и предшествующая философская традиция, стремятся вывести причины всего сущего из наиболее простых начал, они ничего не принимают за начало, кроме того, что подтверждается экспериментальным исследованием. Поэтому важнейшей их ха­рактеристикой является опора на рационально организованный научный опыт. В-третьих, они подвергают анализу собственные методологические основания и пользуются двумя методами —

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. С. 87.


аналитическим и синтетическим. Силы природы и простейшие законы их действия они выводят аналитически из наблюдаемых в опыте явлений, а затем синтетически получают законы су­ществования остальных природных тел. Таким образом, филосо­фия и наука во внутреннем единстве и взаимосвязи должны бы­ли образовать прочное здание критически и методологически выверенного, позитивного знания о Вселенной.

В соответствии с утвердившейся еще в античности класси­фикацией философия делилась в Новое время на теоретическую и практическую части. Теоретическая философия, представлен­ная физикой, антропологией и метафизикой, ориентирована на разработку целостного и предельно обобщенного знания о Все­ленной. Причем метафизика как «первая философия» призвана прояснить сущее как независимое от божественной воли внут­реннее субстанциальное основание и первопричину всякого при­родного бытия. Физика же должна раскрыть конкретные фор­мы, причины и законы существования материальных тел, вклю­чая планеты и звезды, живую и неживую природу Земли, самого человека как особого вида живых существ.

Практическая философия включала в себя механику, полити­ку, этику, искусство и музыку, педагогику, медицину, атлетику и ряд более частных направлений исследования практических видов человеческой деятельности и форм общественной жизни.

Для философии Нового времени характерен новый, по срав­нению со средневековьем и Возрождением, подход к проблеме человека. Прежде всего человек рассматривается как часть при­родного универсума, естественный механизм, тело в ряду других природных тел. В этом качестве он является предметом физики и антропологии (philosophia humana). Исходя из общих принци­пов теоретического (физико-механического по существу) пости­жения человеческой природы разрабатывались этика (philoso-phia moralis) и политика (philosophia civilis), в которых предме­том исследования являлся человек как существо моральное, ду­ховное, обладающее разумом, членораздельной речью, способ­ностью к целенаправленной деятельности по созданию многооб­разных искусственных тел (цивилизации).

В своей знаменитой работе «Начала философии» Р. Декарт подчеркивал, что философия, или мудрость, как «познание ис­тины по ее первопричинам» предполагает не только благоразу­мие в делах, но «также и совершенное знание всего того, что мо­жет познать человек; это же знание, которое направляет самую


жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках»24. При этом великий французский мыслитель осо­бое внимание обращал на внутреннее единство всего рациональ­ного знания (философии и науки): «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящи­еся к трем главным: медицине, механике и этике. <…> Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии

зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»25.

Еще более радикально формулирует эту идею крупнейший представитель философского рационализма Нового времени Г. Лейбниц, который полагал целью своего философского твор­чества создание единой, универсальной науки, которая охваты­вала бы собой и систематизировала все достоверное знание, до­бытое человечеством в процессе его длительной истории. Отож­дествляя философию с такой всеобщей, универсальной наукой, Г. Лейбниц определяет ее как высшую мудрость, доступную че­ловеческому разуму: «Мудрость — это совершенное знание прин­ципов всех наук и искусство их применения. Принципами я на­зываю все фундаментальные истины, достаточные для того, чтобы в случае необходимости получить из них все заключе­ния… Словом, все то, что служит руководством для духа в его стремлении контролировать нравы, достойно существовать всюду (даже если ты находишься среди варваров), сохранять здоровье, совершенствоваться во всех необходимых тебе вещах, чтобы в итоге добиться приятной жизни. Искусство применять эти принципы к обстоятельствам включает искусство хорошо судить или рассуждать, искусство открывать новые истины и, наконец, искусство припоминать уже известное своевременно и когда это нужно»26.

Таким образом, основной задачей философии Нового време­ни было создание целостной системы знаний о Вселенной и от­крытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действен-

Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвеще­ния. М., 1970. С. 232—234. Там же. С. 236. Лейбниц Г. В. О мудрости // Соч. В 4 т. Т. 3. М., 1984. С. 97.


ным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Date: 2016-11-17; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию