Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки правомерного поведения





Правомерному поведению характерны такие признаки:

1) имеет огромное социальное значение, т.е. поведение людей с точки зрения интересов окружающей среды, оценивается как социально полезное или социально вредное;

2) имеет сознательно-волевой характер, т.е. предполагает осознание человеком своих действий и последствий, которые они порождают;

3) имеет правовую регламентацию, т.е. с помощью правовых норм внедряется в жизнь полезное поведение, а нежелательное, вредное поведение вытесняется;

4) о бладает способностью порождать юридические последствия, то есть любое правомерное поведение, исполняя роль юридического факта в механизме правового регулирования, влияет на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, в которых осуществляются субъективные права и юридические обязанности, реализуются мероприятия ответственности.

 

7. Понятие типа государства: теоретические основы и значение типологии государства; факторы, определяющие тип государства.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

 

8. Правонарушение: понятие и признаки, юридический состав правонарушения; виды правонарушений и их социальные корни.

Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное, деликтоспособное, то есть способно отвечать за свои поступки.

Признаки правонарушения:

1) вина лица

2) только те неправомерные действия, которые совершены деликтоспособным субъектом права

3) совершение действия или бездействия, то есть выражение деяния во вне. Мысли и намерения правонарушением не являются

4) противоправность – объективное нарушение правовых норм

5) общественно вредный характер деяния

Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:

1) субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.

2) объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.

3) объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.

4) субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.

Вина.

Вина – психическое отношение лица к своему правонарушению к общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить.

Вина определяется в двух формах:

1) в форме умысла, то есть это такая форма вины, при которой правонарушитель предвидит общественную опасность и противоправность правонарушения, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) или не желает, но сознательно допускает их или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

2) Неосторожность – форма вины, при которой правонарушитель предвидит общественно вредные последствия, но безосновательно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо вообще не предвидит общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть (преступная небрежность).

Невинное причинение вреда имеет место в том случае, если лицо не должно было или не могло осознавать общественной опасности в своих действиях, предвидеть наступление общественно опасных последствий или не могло предотвратить наступление этих последствий.

Виды правонарушения:

1. По степени общественной опасности (вредности) подразделяются:

1) преступление

2) проступки

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правонарушений и выражаются в неисполнении, в ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда личности или имуществу.

Административные правонарушения – посягают в основном на порядок государственного управления и общественный строй.

Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.

Уголовные правонарушения (преступления) – виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

 

9. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Власть как социальная категория – это способность и возможность одних лиц подчинять своей воли других лиц.

Характерные признаки власти:

· Власть всегда носит социальный характер

· Представляет собой особого рода общественное отношение. Должно быть наличие властвующего и подвластного субъекта.

· Власть всегда носит объективно-субъективный характер, т.е. и способность и возможность властвующего подчинять. Необходимо наличие и того и другого.

· Власть всегда носит волевой характер. Это проявление и отражение воли властвующего.

· Также она проявляется через силу (принуждение). В отсутствии воли сила бесполезна и наоборот.

Формы социальной власти:

1) Религиозная

2) Семейная

3) Корпоративная

4) Муниципальная

5) Государственная власть – особая разновидность власти. Это способность и возможность государства в лице его органов и должностных лиц подчинять своей воле общество и отдельных его членов.

Так-же государственная власть обладает рядом черт, которые делают её именно такой и отличают от других:

А) Она универсальна (действует на всей территории государства, распространяется на всех лиц независимо от гражданства. Непрерывность её осуществления.

Б) Носит публичный характер. (является властью, выделившейся из общества, структурно и организационно с ним не совпадающей, но действующей в его интересах)

В) Всегда носит политический характер. Т.е. основное её назначение – организующее управляющее воздействие на общество.

Как соотносятся государственная и политическая власть? Есть 4 точки зрения.

Правильная это когда государственная власть всегда политическая, а политическая не всегда государственная.

Г) Всегда носит легальный характер. Сама себя легализует.

Д) Носит легитимный характер. Признание и доверие со стороны общества.

Е) Всегда обладает монополией на издание законов

Ж) Монополия на государственное принуждение. Только государственная власть может осуществлять принуждение в наиболее жестких формах.

Методы осуществления государственной власти:

1) Убеждение – предполагает формирование у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего (обучение, пропаганда, агитация).

2) Принуждение – предполагает оказание физического, психологического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью принуждения его следовать воле властвующего.

Убеждение всегда более эффективно, но оно требует больше затрат. Принуждение себя не оправдывает, оно тоже работает на убеждение.

Также существуют другие методы государственной власти:

· Метод компромисса. Достижение взаимного согласия предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общего результата.

· Поощрение. Одна из форм убеждения.

 

10. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды.

Юридическая ответственность: понятие, основание и возникновение, виды.

Юридическая ответственность – представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия.

В современной юридической науке существует множество вариантов понятий юридической ответственности.

Характер и размеры юридической ответственности устанавливаются в санкциях правовых норм в соответствии с отраслями права.

Юридическая ответственность осуществляется от имени государства, государственными органами, носит правовой характер и выступает как правовое принуждение. Однако, не всякое правовое принуждение есть юридическая ответственность.

К мерам государственного принуждения, помимо юридической ответственности, относятся:

– мера защиты субъективных прав в указанных в законе случаях, государство применяет меры в целях восстановления нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности (виндикация, взыскания алиментов и т.п.).

– мера пресечения – это мера государственного принуждения, направленная на предупреждение, пресечения правонарушения (задержание, обыск, досмотр и т.п.).

– принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний, но не несут элементов наказания, т.к. в деянии отсутствует субъект правонарушения.

– меры медицинского характера – принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность определенной категории лиц.

Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, то есть виновное совершение деликтоспособным лицом противоправного общественно вредного деяния.

Существуют следующие виды юридической ответственности:

• уголовная ответственность возникает за совершение уголовных преступлений (т. е. деяний, имеющих наибольшую общественную опасность и прямо указанных в качестве таковых в Уголовном кодексе). Уголовная ответственность связана с сам1 суровыми правоограничениями, которые налагаются на лицо случае его привлечения к данному виду юридический ответственности;

• административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений — деяний, посягающих права и свободы других лиц, общественный порядок, но имеют, значительно меньшую общественную опасность, чем уголовного преступления. Правоограничения при административной ответственности менее суровы, чем при уголовной;

• гражданско-правовая ответственность — вид юридической ответственности, которая возникает при причинении имущественного, морального вреда. Неблагоприятные последствия выражаются в необходимости выплатить определенную денежную с) потерпевшему, восстановить нарушенное право;

• дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, за виновное неисполнение или не надлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Мерами дисциплинарного взыскания обычно являют замечание, выговор, увольнение. Инструкциями, правилами Внутреннего распорядка, действующими в данной организации иными документами могут также устанавливаться другие в виде дисциплинарных взысканий;

• материальная ответственность, как правило, возникает при причинении материального вреда организации работником дан­ной организации и выражается в обязанности возместить при­чиненный ущерб.

 

11. Формы государства: понятие и элементы формы государства; соотношение сущности, содержания и формы государства.

Соотношение сущности, содержания и формы государства.

Соотношение типа и формы государства.

Понятие и элементы форм государства.

а) Форма правления.

б) Форма государственного устройства.

в) Политический режим.

После того, как раскрыты основные характеристики государства, сформулировано его понимание, определено его социальное назначение, определенные отличительные признаки государства от догосударственной организации общества – возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует государство. Только после изучения формы, т.е. устройства государства, можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким и является государство.

Date: 2016-07-05; view: 2556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию