Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения





Вопросы для подготовки к государственному экзамену по Теории государства и права

1. Предмет и методология изучения теории государства и права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет ТГП изучает характеристику государства и права в целом, признаки присущие любому обществу, всем правовым системам, независимо от их временных и пространственных характеристик.

Предмет теории государства и права включает следующие особенности:

1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм гип, осуществление функций гип, развитие правосознания и правовой культуры граждан, развитие юридической науки тгп).

2. Система основных понятий юриспруденции, т.к. специфика предмета ТГП заключается в том, что гип разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, законотворчество, правонарушение, юридические коллизии, правовые привилегии и иммунитеты, механизм правового регулирования и воздействия, правовой режим и правовая политика.

Особенности предмета ТГП является и то, что гип исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Предмет ТГП следует отличать от объекта ТГП. Объектом ТГП являются гип, государственно-правовая действительность.

Предмет ТГП называют двуединым, в него входят два основных феномена – государство и право. Единство предмета тгп обусловлено неразрывным единством гип, поскольку они:

-возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов

-взаимодействуют в процессе своего функционирования

Методология ТГП - это система всех методов, то есть приемов, средств, принципов и правил, с

п омощью которых изучается предмет науки.

Методы ТГП можно разделить на общенаучный, частнонаучный, специально-юридический.

Общенаучный метод:

-логический (описание, анализ и синтез, определение и классификация, доказывание и опровержение.
-системно-структурный (явление исследуется, как часть системы)

-функциональный (состоит из изучения функций одних государственно-правовых явлений по отношении к другим)

Частнонаучный метод:

-социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки)

-математические методы (измеряется уровень законности и эффективности норм права, в том числе в процентном соотношении)

-статистический (учет совершенных правонарушений за определенный период)

-кибернетический (позволяет с помощью системы понятий технических средств познать

государственно-правовые явления)

Специально-юридические методы:

-формально-юридический метод (толкование юридических терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии)

-сравнительно-правовой метод (сопоставляет различные правовые системы, например Германия и Россия, данный метод привел к возникновению сравнительного правоведения)

2. Современные правовые системы (семьи) и их характеристика.

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, а иногда и уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем можно назвать четыре основные семьи национальных систем права: романо-германская, англо-американская, религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Их различие зависит от экономических и социально-политических условий развития общественной жизни.

Для облегчения сравнительного изучения правовых систем все их разнообразие сведено в науке сравнительного правоведения в ограниченное количество правовых семей. Тем самым, не входя в детали каждой правовой системы, внимание исследователя акцентируется на общих характерных чертах основных правовых семей.

Очевидно, что различия в праве прежде всего определяются содержанием входящих в его состав норм. Но было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Право - это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального устройства, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Однако различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в особые группы или семьи.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделяемых на основе общности различных признаков. Обычно выделяют три правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью религиозного права.

Романо-германская правовая семья включает страны (в том числе и Россию), в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. Право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья общего права (common law) включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права, в частности, США. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до нынешнего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Религиозно-общинные юридические системы — это системы юридического регулирования, которые в силу особых экономических, политических, духовно-нравственных условий функционируют на основе связанности регулирующими формами, такими как религиозные, традиционные, обычно-общинные и др. Для этой правовой семьи характерно переплетение права и религии.

Правовые системы при авторитарных режимах — группа правовых систем по структуре весьма близка к вышерассмотренной семье. Отличие заключается в том, что для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной юридической, правовой культуры, институтов правосудия и законодательства. При этом отрицается юридическая значимость прав человека и отсутствует действительно независимое правосудие.

 

3. Происхождение государства: причины и формы возникновения государства; общее и особенное в происхождении государства; признаки государства.

Причины происхождения государства:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

Современные политологи выделяют такие формы государства:

1. Монократическая форма. В таком государстве действует принцип единовластия. Власть сконцентрирована в руках одного субьекта (монарх, партия, государственный орган). Для такого государства характерны однопартийность, а также идеологический монизм. Яркими примерами монократической формы государства являются все существующие ранее тоталитарные державы, в том числе СССР.

2. Поликратическая форма. В таком государстве власть представлена отдельными ветвями, исполняющих определенную политическую функцию, зачастую это законодательные, исполнительные и судебные органы. Управление территорией децентрализованное. В государственном режиме преобладают классические демократичные методы (регулярные прозрачные выборы, защита прав и свобод граждан). Примерами поликратических государств являются страны США, Япония, Франция, Норвегия, Чехия, Польша и т. д.

3. Сегментарная форма. Власть в государстве принадлежит правящей элите, но никогда не узурпируется в одних руках. Сегментарная форма государства может иметь либеральный тип (приближенный к поликратческим государствам) или авторитарный тип (смягченная форма тоталитаризма). Сегментарная форма государства присуща Марокко, Венесуэле, Иордании, Сенегалу и Нигерии.

Теории происхождения

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции, была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др. рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-Пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда).

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

4. Законность: понятие и принципы; нормативные и социальные основы; права человека и гражданина и законность.

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.
Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.
К принципам законности относят:

1) единство законности;
2) верховенство законности;
3) связь законности с культурой;
4) связь законности с целесообразностью;
5) всеобщность законности;
6) гарантирование прав и свобод личности;
7) неотвратимость наказания за нарушение закона.
Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.
Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.
Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.
Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.
Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.
В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.
Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов.
Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.

 

5. Сущность государства: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности; эволюция сущности и социального назначения государства.

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении.

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1.то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2.то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Date: 2016-07-05; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию