Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понимающая социология М. Вебера1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни. 2. Идеальный тип как мыслительная конструкция. Типология социальных действий и типов политического господства. 3. Учение о рациональности.
1. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) известен как создатель «понимающей» социологии и теории социального действия, которое он считал клеточкой социального анализа (переход от макро - к микросоциологии). Огромна заслуга Вебера в ориентации на понимание и причинное объяснение социальных действий людей. В своих главных трудах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др. Вебер показывает, что только на основе анализа социальных действий индивидов могут быть глубоко осмыслены такие сложные емкие понятия, как «народ», «общество», «государство». Социальные явления должны быть не только описаны, но и поняты с точки зрения их мотивации. 2. Вебер опирался в своей методологии на введенное им понятие «идеальный тип» (мыслительная конструкция для соотнесения с ней конкретных явлений с целью определения степени отклонения от данного «идеального типа»). Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Целерациональное действие предполагает четкое осознание цели и соотнесенность ее с рационально осмысленными средствами их достижения (например, коммерческая деятельность). Ценностно-рациональное действие ориентировано на определенные ценности (религиозные, моральные, эстетические и прочие), значение которых, возможно, преувеличивается. Индивид не считается с возможными негативными последствиями таких действий и поступает в соответствии со своими убеждениями, чувством долга, религиозными предписаниями и т. д. Традиционное действие основано на традициях и привычках. Аффективное действие обусловлено эмоциональными состояниями индивида и направлено на немедленное удовлетворение страсти, жажды мести и проч. (это действие наименее социально). По степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере эпохи. В древних обществах доминируют аффективные и традиционные действия. В индустриальных – ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия. С опорой на типологию социальных действий Вебер создает типологию политического господства: легальное, традиционное и харизматическое господство. Интересным и актуальным является его изучение феномена бюрократии как самого «чистого» типа господства (в смысле профессионализма), формулирование ряда требований к чиновникам, чтобы они не потеряли эффективности и полезности для общества. 3. Исторический процесс в теории Вебера предстает как растущая рационализация всей жизни. Это воплотилось в развитии античной науки, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой, появлении рационального римского права, рационального способа ведения хозяйства в эпоху Нового времени и проч. В его трудах содержится сравнение различных типов рациональности, самый высший тип которой – формальная рациональность, основанная на массовости целерациональных действий. Такой тип рациональности получает интенсивное развитие в индустриальном обществе. Вебер не признавал однофакторного подхода к анализу общества (в частности, экономического детерминизма Маркса), показав влияние протестантской религиозной этики с культом трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости (кальвинизм) на развитие предпринимательства («духа капитализма»). Ученый разработал современную теорию стратификации, сделав главными критериями расслоения богатство, престиж, власть.
|