Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрацептивныхсредств10.1. Введение Отделение сексуальности от деторождения стало нормой в современном обществе. Однако часто забывают, что это отделение представляет собой проект на всю жизнь, который требует все новых решений и учебных процессов и при котором действует сложный комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Проект «Предупреждение беременности» начинается обычно в подростковом возрасте. При этом контрацепция является формой поведения, которую следует освоить юношам и девушкам. Проект согласуется с другими процессами, направленными на приобретение знаний и опыта (Bitzer, 1973), такими, как: • изменение тела; • изменение семьи; • приобретение новых связей; • первые опыты интимности; • школьное и профессиональное обучение; • поиск идентичности. В этом смысле консультация по вопросам контрацепции является уже не передачей информации о методах предупреждения зачатия, а представляет собой рабочий союз, при котором юноша или девушка и специалист желают достичь определенных целей, связанных с поддержанием здоровья. Причем следует отличать всеохватывающие, глобальные цели от конкретных, частных. Глобальные цели • Развитие удовлетворительной самодетермини
• Самостоятельное регулирование и сохранение плодовитости. • Формирование и развитие осознанного «здорового» поведения. Частные цели • Предупреждение нежеланной беременности с минимальным риском для здоровья. • Профилактика болезней, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции. • Защита от сексуального насилия. • Оказание помощи, поддержки и лечение в тех случаях, когда возможно вынашивание беременности (Bitzer, 1992). 10.2. Эпидемиологические данные о сексуальном поведении девушек и применении контрацептивов Для достижения обозначенных выше целей необходимо иметь некоторые знания о восприятии, установках, убеждениях и намерениях, связанных с сексуальностью, риском заражения ВИЧ-инфекцией и применением средств защиты (Bitzer, 1994). В связи с этим в Швейцарии было проведено исследование, в котором приняли участие 2075 девушек и 2208 юношей в возрасте от 16 до 20 лет. Оно было основано на компьютеризированном опросе, построенном по модульному принципу. Ниже приводятся результаты этого опроса.
Сексуальные переживания и сексуальный опыт К моменту проведения опроса 52,6% девушек и 50,4% юношей в возрасте 16—20 лет имели опыт половых сношений. Однако это не означает, что те, у кого отсутствовал такой опыт, не испытывали сексуальных переживаний. У большинства из них имелся тот или иной опыт. Формирование сексуальности происходит ступенчато, в соответствии с индивидуальным ритмом. Возраст первого опыта половой жизни зависит не только от степени развития индивидуума, но и от особенностей воспитания. Учащиеся, рано сталкивающиеся с миром взрослых и более независимые в финансовом отношении, раньше начинают половую жизнь по сравнению со сверстниками и сверстницами в школе. К разнице в поле следует подходить дифференцированно. Что касается подростков, которые к 17 годам приобретают опыт половой жизни, то уже несколько лет как наметилась тенденция выравнивания между юношами и девушками и в целом стабилизации или снижения их доли. Однако интересно другое различие: девушки ведут более упорядоченную половую жизнь, чем юноши. Так, регулярную половую жизнь ведут 62% девушек и 39% юношей из числа имеющих опыт половой жизни. Количество половых партнеров у юношей больше, чем у девушек: более 4 половых партнеров имели 9% опрошенных девушек и 23% юношей. Постоянный половой партнер имелся у 53,7% девушек и 41% юношей. Из этого можно заключить, что юноши более склонны переживать сексуальные ощущения как приключение, в то время как в сексуальных отношениях девушек важное место занимают чувства и нежность. В связи со сказанным выше примечательно, что 13,8% девушек и 3,1% юношей указывают, что стали жертвами сексуального насилия. Но лишь половина из них имела возможность сообщить об этом кому-либо. Особое внимание в этом исследовании было уделено ситуативным факторам, связанным с первым половым сношением. В отличие от юношей девушки чаще имеют более старшего полового партнера. Примечательно, что при первом половом сношении, которое не переходит в прочную связь, половой партнер, как правило, бывает старше девушки. Из этого следует, что существует асимметрия в «соотношении сил» и что мужчины чаще оказываются инициативнее. Четверть юношей впоследствии не может точно вспомнить обстоятельств первого полового акта. Не последнюю роль в объяснении этого факта играет употребление алкоголя или наркотиков во время полового контакта, особенно когда юноша при этом не старше 15 лет. Половина девушек и три четверти юношей бывают довольны первым половым актом. Однако немалая часть молодых людей испытывает разочарование. У 4 из 5 девушек первый половой контакт происходит на фоне прочной связи, в то время как она имеет место лишь у 3 из 5 юношей. При случайной связи более двух третей юношей и девушек испытывают трудности в общении с половым партнером как до, так и после полового акта. Применение контрацептивов и принципы безопасного секса 86% опрошенных девушек сообщили, что при первом половом сношении использовали мини-пили или презерватив либо и то и другое. 20-25% юношей и девушек, имеющих опыт половой жизни, не прибегали к средствам безопасного секса один раз или более. Далее мы увидим, что девушки во время полового акта с новым половым партнером менее строго придерживаются правил безопасного секса: если при первом половом акте презервативом пользуются 75% девушек, то при последнем половом акте этот показатель составлял уже 60%; среди юношей презервативом пользовались 76%. Особое значение имеют данные, касающиеся применения презерватива. Трудности при надевании презерватива испытали 23,9% девушек и 11,3% юношей, примерно 7% опрошенных сообщили о разрыве презерватива или его соскальзывании, а 7—10% — о трудностях в приобретении. О «таблетках следующего дня» знали 89% девушек и 75% юношей, однако применяли их в исключительных случаях. Результаты исследования показывают, что девушки ценят такие качества, как близость, верность, познание другого человека, в то время как юноши больше ищут удовлетворения сексуального желания, спонтанного полового акта. В жизни девушек важное место занимают чувства, в то время как юноши больше ценят сексуальное наслаждение. Не следует, однако, забывать, что как для девушек, так и для юношей в половых отношениях на первом месте находятся чувства, нежность и эмоциональная связь.
10.3. Подростковый период как индивидуальный процесс Девушки переживают типичные конфликты, связанные с развитием, которые оказывают влияние на применение ими контрацептивов. К таким конфликтам относятся: • Основной конфликт, связанный со стремлением к независимости и автономии. С одной стороны, подростки существенно зависят от семьи, своего социального и рабочего окружения, с другой — они стремятся к самоутверждению, самостоятельности, от них требуют самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за свои решения и поступки. • Конфликт идентичности, обусловленный несоответствием мнения окружающих о подростке его собственному мнению о себе. Из семьи подростка исходят установки и примеры для отождествления. Родители были для подростка моделью идентификации. Они дают подростку план действий в виде высказываний типа «ты станешь врачом», «ты будешь самостоятельным», «тебе лучше сделать так» и т. д. Наряду с этой предписанной идентичностью возникает новая, которая основана на наблюдениях подростка за окружающим миром, на собственном опыте и мыслях. • Конфликт между собственным телом и идеалом. Под влиянием внутренних и внешних факторов у подростка формируется представление о том, каким должно быть тело, какие формы и особенности оно должно иметь, о некоем идеале. В то же время они переживают, видя реальные изменения, происходящие с их телом, и таким образом возникает конфликт между идеалом и реальностью. Этот конфликт может повлиять на поведение подростка, стать причиной различного воздействия на свое тело. Развитие этой «субъективной анатомии» оказывает решающее влияние на отношение подростка к методам контрацепции. 10.4. Применение контрацептивов Цель консультирования девушек по вопросам контрацепции заключается в том, чтобы помочь им найти оптимальный метод предохранения от беременности. Для осуществления этой цели врач должен уметь выстроить функциональную связь между подростком как личностью, ситуацией и методом. • Во-первых, врачу предстоит выяснить желание девушки и ее представление о методах контрацепции. Кроме того, следует составить представление о соматическом и психосоциальном риске, связанном с предупреждением беременности (личность). • Во-вторых, следует получить по возможности больше информации, связанной с половой жизнью девушки (ситуация). • В-третьих, необходимы знание о методах контрацепции и достаточный опыт их применения, особенно у девушек (метод). Индивидуальные потребности и особенности юных пациенток Девушки обращаются за консультацией с различными ожиданиями и различным уровнем знаний. Иногда они приходят к врачу, уже решившись на тот или иной метод, а иногда бывают полны сомнений и вопросов. Выяснить желание девушки и ее представление о контрацепции можно, задав ей следующие вопросы: • Какие методы контрацепции известны паци • Решилась ли пациентка на какой-либо конкретный метод? • Каковы представления пациентки о преиму • Каковы ощущения и оценки пациентки, какие • указание на сердечно-сосудистые заболевания и тромбоэмболический синдром у членов семьи и близких родственников; • указание на опухолевые заболевания у членов семьи и близких родственников; • перенесенные инфекции половых путей и другие инфекционные заболевания; • беременность в прошлом, ее течение; • особенности менструального цикла. После получения этих сведений приступают к осмотру. Определяют массу тела, артериальное давление, цвет кожи, особенности развития тела, наличие признаков инфекции и т. д.
Далее обращают внимание на когнитивные особенности, особенности поведения, выясняют психосоциальный анамнез: • происхождение, образование; • знания о сексуальности и методах контрацепции; • стрессовые ситуации в семье, школе, в отношениях со сверстниками; • тип поведения (спонтанный, импульсивный, устойчивый, предсказуемый).
|