Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историография. Н. Н. Кочмар. Писаницы ЯкутииАвтор: К. Е. РОГОВ Новосибирск. Институт археологии и этнографии СО РАН. 1944. 264 с. В издаваемой Сибирским отделением Российской Академии наук серии "История и культура востока Азии" вышла содержательная монография кандидата исторических наук, директора Музея археологии и этнографии, преподавателя Якутского государственного университета Н. Н. Кочмара. Книга посвящена святилищам и наскальным изображениям на территории Якутии. В предисловии В,Е. Ларичева справедливо подчеркивается, что работа написана на основе превосходной источниковой базы, сложившейся в результате многолетних полевых изысканий в долинах Лены, Амги, Алдана, Олекмы, Чары и Токко, где автору "посчастливилось обнаружить более трех десятков местонахождений с наскальными изображениями" (с. 5). Следует согласиться с автором предисловия и в том, что благодаря тому, что якутские археологи не только накопили уникальные материалы по культурам каменного века и эпохи металла, но и осмысления их, перед исследователями древней Восточной Азии предстала яркая и многообразная картина эволюции культуры дописьменной эпохи в этом регионе. Особенно привлекает стремление автора постичь духовную сферу, интеллектуальную деятельность первобытного человека, представления об окружающем мире, о своем месте и роли в природе. Книга содержит подробный очерк истории изучения писания Якутии, который повествует о разнообразии и совершенствовании методики исследования наскальных изображений. Особую ценность этому изданию придает обилие иллюстраций, чертежей, рисунков, таблиц, занимающих более половины всего объема книги. Тем самым исследователи могут сами, непосредственно приобщиться к тем оригинальным материалам, которые собрал автор, и использовать их в своих работах, особенно в сравнительно-исторических штудиях. Автору удалось предложить убедительную схему датировки писаниц - от палеолита до позднего средневековья. Обращает на себя внимание и то, что определяя возраст конкретной писанины, автор стр. 170 использует материалы жертвенников и аналоги писаниц из прилагающих к Якутии территорий. При этом Кочмар исходит из того, что Якутия представляла собой своеобразную провинцию писаниц Сибири, связанную с. Прибайкальем, Забайкальем, Амуром; Существенное значение, имеют соображения автора о классификации наскальных изображений, культовых святилищ и шенкенов (идолов). Первые наскальные изображения появились в Якутии в период позднего палеолита. В неополитическое время, в эпоху бронзы и в условиях раннего железного века и средневековья это творчество получило дальнейшее развитие и семантически усложнилось (с. 146). Автор сумел установить связи с конкретными приленскими культурами - дюктайской, сыалахской, белькачижжой, ымыяхтахской (каменный век), а также с культурами бронзового и раннего железного века. Писаницы железного века характерны и тем что в них особое, место занимают всевозможные антропоморфные и зооморфные изображения, исчезают сюжеты с фантастической и потусторонней тематикой, хотя и сохраняются шаманская атрибутика, сцены камлания, определенная стилизация изображений, зачастую носящих культовый характер. стр. 171
|
постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/6559368 |
|