Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Элективные курсы, типы, цели и задачиСтр 1 из 6Следующая ⇒ Управление образования Администрации города Екатеринбурга МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
Структура и содержание учебных программ Элективных курсов
(Методические рекомендации по разработке и оформлению)
Г. Екатеринбург Составители: В.И. Нифонтов, начальник отдела мониторинга качества образования МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», кандидат химических наук Е.В. Шмыглева, начальник учебного отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Нифонтов, В.И. Структура и содержание учебных программ элективных курсов: методические рекомендации по разработке и оформлению / В.И. Нифонтов, Е.В. Шмыглева. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. – 19 с.
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом материалов работы секции «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: условия, результаты и перспективы работы ОУ г. Екатеринбурга» Городской научно-практической конференции «Инновационная среда профессионального самоопределения школьников Екатеринбурга как условие роста человеческого потенциала города», проходившей 14 декабря 2011 года. Они адресованы педагогам и руководителям ОУ, принимающим участие в разработке и оформлении учебных программ элективных курсов в рамках реализации профильного обучения.
© Составители: В.И. Нифонтов и О.В. Шмыглева, 2012 © МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012
I. Элективные курсы, типы, цели и задачи В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы. Элективные курсы – важный элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, общей целью которых является профессиональная ориентация учащихся, поскольку они связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника, его жизненных планов. Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) из компонента общеобразовательного учреждения (в учебном планет расположены за пределами обязательной учебной нагрузки). В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г., № 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана. Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента общеобразовательного учреждения. Аналогично курсам предпрофильной подготовки в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г., № 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы профильного обучения также становятся элементом вариативной части учебного плана. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным, желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Таким образом, набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов обеспечивает индивидуальный выбор учащимся содержания обучения, то есть обеспечивает его индивидуальную образовательную траекторию. Элективный курс (курс по выбору учащегося), играет важную роль в структуре предпрофильной подготовки и профильного образования старшей ступени школы и является для учащихся обязательным для посещения. В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных курсов», № 58 от 06.04.2010 г. на ступени основного общего образования могут быть организованы элективные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: 1. Ориентационные элективные курсы, которые проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы, и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Такие курсы должны помочь выстроить проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию ее выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. 2. Пробные элективные курсы, которые создаются для того, чтобы ученик утвердился или отказался от ранее сделанного им выбора направления дальнейшего обучения. Пробные элективные курсы в свою очередь подразделяются на два подвида: 2.1. предметно-ориентационные пробы, которые направлены на проверку готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне и создают условия для его подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля); 2.2. профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения; таковыми являются курсы, связанные с практическим экспериментированием, работой с архивными документами, оригинальными текстами, с аспектным переводом и т.п. деятельностью, организуемой на базе различных типов предприятий, организаций, учреждений На ступени среднего (полного) общего образования могут быть организованы следующие виды элективных учебных курсов профильного обучения: 1. Предметные элективные курсы, которые решают задачи углубления и расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе: v элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета; v элективные спецкурсы, направленные на углубленное изучение отдельных разделов учебного предмета; v элективные спецкурсы для расширенного или углубленного изучения отдельных разделов базового курса, не входящих в обязательную программу. 2. Межпредметные и надпредметные элективные курсы с целью общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане. 3. Прикладные элективные курсы, обеспечивающие знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. К прикладным элективным курсам относятся социальные практики (волонтерское движение и патронат, шефство над воспитанниками учреждений дошкольного образования, участие в инициативах, имеющих социально значимую ценность для общества). Список литературных источников, посвященных вопросам проектирования элективных курсов и перечень примерных программ всех типов элективных курсов приведены в Приложении 1 в виде перечня рекомендуемой для изучения литературы. Основные требования, предъявляемые к комплекту элективных курсов школы: 1. Актуальность целей и содержания программы курса в современном мире. 2. Реалистичность изучения с учетом имеющегося кадрового потенциала школы и других ресурсов. 3. Мотивирующий и развивающий потенциал, многообразие, обеспечивающее максимально полный учет интересов учащихся. 4. Рекомендуемый объем – от 34 до 68 часов. 5. Логичность построения и технологичность изложения содержания программы курса. 6. Дидактическая обоснованность выбора форм, методов и технологий изучения содержания, ориентация на их здоровье сберегающие характеристики. 7. Наличие в учебной программе итоговой работы (проекта, творческого сочинения и т.п.), выполняемой учащимися после завершения курса. 8. Наличие системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся, предусмотренной рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в письме № 58 от 06.04.2010 г. «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных курсов».
Основным нормативным документом, обязательным для выполнения в полном объеме, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки процесса и результата обучения конкретного элективного курса, является учебная программа, имеющаястандартную структуру.
|