Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внеурочная деятельность по технологии





 

Помимо собственно учебной деятельности образовательными учреждениями также организуется дополнительное образование, внеурочная и внеклассная деятельность. Эти понятия имеют достаточно много схожих черт и часто употребляются некорректно. Рассмотрим их значение.

О.С. Гребенюк[37] отмечает, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:

•по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);

•по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

•по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Согласно этой логике внеклассная работа – это занятия, проводимые вне класса, в том числе и в рамках учебной программы (экскурсии, занятия в библиотеке, походы в театр и т.п.), а внеурочная – это деятельность, проводимая вне основной учебной программы. Однако если обратиться к определениям, представленным в словарях, можно увидеть, что термин внеклассная работа отождествляется с термином внеурочная работа и включает деятельность обучаемых, организуемую вне учебной программы по тому или иному предмету, как в классе, так и вне его.

Внеклассная (внеурочная) работа – организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, для развития самостоятельности и индивидуальных способностей.[38]

Внеурочная работа часто имеет много общего с дополнительным образованием, однако существует и ряд существенных различий. Основное отличие – это статус относительно основной образовательной программы. Так по определению, дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. То есть дополнительное образование осуществляется вне основной образовательной программы и не имеет обязательной привязки к стандарту, в то время как внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы.

Различаются формы организации внеурочной и внеучебной деятельности. Внеурочная деятельность может быть организована в таких формах как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Дополнительное образование реализуется через добровольные объединения учащихся: клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры или в форме индивидуальной работы.

Как видно из перечня, кружок может быть как формой внеурочной деятельности, так и формой получения дополнительного образования.

Кружок – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместной деятельности, совместных занятий.[39] Кружковая форма работ по сей день остается одной из наиболее популярных форм как внеурочной деятельности, так и дополнительного образования школьников. При этом, если цели и задачи кружка согласованы с федеральным государственным образовательным стандартом, а сама программа кружка включена в основную образовательную программу образовательного учреждения – такой кружок будет считаться внеурочной работой, даже если проводится на базе учреждения дополнительного образования по согласованию со школой.

Для кружков разрабатываются рабочие программы, идентичные рабочим программам основных курсов. Существенными отличиями являются отсутствие обязательных для применения примерных программ и свобода выбора в определении содержательного наполнения кружка. Временные рамки занятий регламентированы менее жестко и определяются исходя из особенностей программы и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10. Согласно этому документу рекомендуемая продолжительность занятий – не более полутора часов, что соответствует двум академическим часам. Количество занятий в неделю также определяется автором программы.

При разработке следует учитывать функции внеурочной деятельности, которые несколько отличаются от функций основной учебной работы:

образовательная – предполагает углубление, расширение знаний, полученных на уроках, а также приобретение новых знаний, не входящих в основную учебную программу. Внеурочная деятельность дает широкие возможности для междисциплинарной интеграции, реализации практико- и профессионально ориентированных курсов;

воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды. Дополнительные возможности внеурочной деятельности в реализации этой функции обусловлены возможностью создания разновозрастных групп, более неформальным характером общения между педагогом и учеником, возможностью привлечения социальных партнеров: родителей, учреждений дополнительного образования и т.п.;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. В отличии учебной деятельности, внеурочная менее регламентирована нормами отчетности, что позволяет отойти от необходимости обеспечения достижения всеми учащимися нормативно заданного уровня и простроить индивидуальные образовательные маршруты, актуализирующие творческие способности ребенка;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по технологии и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка. Внеурочная деятельность, как правило, организуется второй половине дня, когда физические и эмоциональные силы ребенка находятся на низком уровне. Ребенок нуждается в отдыхе, переключении на иной вид деятельности, эмоциональной подпитке, поэтому занятия во внеурочной деятельности строятся в максимально свободной форме и существенно отличаются от традиционных уроков. В противном случае внеурочная деятельность не только не будет достигать поставленных целей, но и поставит под угрозу здоровье ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование. Внеурочная деятельность позволяет ученику попробовать себя в разных видах деятельности, в том числе и не охваченных основным содержанием образования;

функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе. Эффективная реализация этой функции обеспечивается включением ребенка в различные постоянные и временные группы, в том числе разновозрастные, участием в конкурсной деятельности и т.п.;

функция самореализации – самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;

интеграционная – создание единого информационного и образовательного пространства школы. Данная функция является одной из важнейших, так как внеурочная деятельность во многом формирует внутренний климат образовательного учреждения, создавая новую систему связей между классами, отдельными учениками, выводя отношения «учитель-ученик» на новый уровень.

Составляя программу внеурочной деятельности учитель самостоятельно с учетом рекомендаций методического объединения и администрации школы определяет:

1. Цели и задачи программы. Они должны быть согласованы с требованиями стандарта соответствующей ступени образования и органично вписываться в основную образовательную программу образовательного учреждения.

2. Место программы в структуре ООП. Иными словами, на содержание каких дисциплин содержание программы опирается, изучение каких – предваряет. Как соотносится содержание кружка с курсами основной образовательной программы: углубляет и расширяет их содержание, формирует новые знания и т.п. Какова основная миссия курса – пропедевтика, коррекция, профориентация, социализация, творческое развитие и т.п.

3. Содержание курса – содержание курса определяется преподавателем полностью самостоятельно. Возможно использование готовых программ кружков или их элементов, в этом случае ссылка на первоисточник обязательна. При проектировании содержания необходимо опираться на принципы, перечисленные выше. Как правило программы внеурочной деятельности носят ярко выраженный практикоориентированный, творческий характер, что также необходимо учесть.

4. Сроки проведения. Как правило курс рассчитывается из нормы не более 1,5 астрономических часов в день (2 академических), не более 2х занятий в неделю (если обучаемые посещают по несколько кружков – не более одного). Общее количество часов зависит от количества четвертей, в ходе которых будет проходить курс, количества недель в четверти и предполагаемого содержания.

5. Возрастной состав. Группы могут быть как одного возраста, так и разновозрастные, предполагать выравнивание по уровню начальной подготовки или работу с учетом различного уровня готовности участников.

6. Формы и методы проведения занятий. Главным условием является уход от формата урока. Преобладают занятия практической направленности, хороший результат дают игровые формы, экскурсии, тренинги, мастер-классы, коллективные творческие дела и т.п. Большим развивающим потенциалом обладает участие в конкурсах, выставках, творческих отчетных концертах, соревнованиях.

7. Планируемые результаты и формы контроля. Хотя требования к уровню достижения результатов во внеурочной деятельности существенно ниже, чем в основной образовательной деятельности, тем не менее в курсе должны быть определены те результаты, которые планируются к достижению по окончанию курса, и запланированы формы контроля их достижения. Желательно отказаться от традиционных форм контроля: тестов, контрольных и т.п., в пользу более творческих форм: защиты проектов, выставок, творческих отчетов. Во внеурочной деятельности как нельзя кстати будет такая форма оценки и контроля, как портфолио.

Готовая программа проходит процедуру утверждения, аналогичную утверждению программы дисциплины, после чего курс включается в план работы школы. Посещение занятий происходит на добровольной основе по предварительной записи.

РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»

2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Цели:

1. Изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность учителя технологии.

2. Изучить требования к целям и результатам образовательной области «Технология».

3. Изучить структуру и содержание учебного предмета «Технологии» в соответствии с образовательным стандартом.

Date: 2016-05-25; view: 2371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию