Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Накопительные системы оценивания





 

На сегодняшний день, в связи с изменением структуры планируемых результатов процесса обучения, набирают популярность накопительные системы оценивания, которые предполагают накопление учениками оценки в течении всего процесса обучения, многофакторную оценку, сочетание количественных и качественных критериев, учет сложности и значимости здания и варьирование в связи с этим его влияния на итоговый балл. Накопительные системы предполагает принципиально иную логику получения баллов, нежели предусмотрена существующей системой учета (журнал, дневник), поэтому в качестве основной в школе практически не применима. Однако необходимость оценки наряду с предметными метапредметных и личностных результатов сделали накопительные системы весьма актуальными. Они могут вводиться как дополнительные оценочные системы, позволяющие отслеживать те результаты обучения, которые на отражаются в традиционных оценках. Наиболее популярными накопительными системами являются портфолио и рейтинговая система оценивания.

Портфолио – это собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области. Позволяет не только отслеживать прогресс ученика в определенной области, но и служит документальным подтверждением данного прогресса. В зависимости от целей формируется либо портфолио достижений или портфолио развития – пакет документов, который демонстрирует достижения человека в разных областях деятельности, или тематическое портфолио, в котором собраны документы по определенной сфере деятельности (оценочное портфолио по предмету, портфолио для трудоустройства и т.п.).

В структуре портфолио выделяются следующие разделы.

1. Портфель документов – включает официальные документы: грамоты, сертификаты, благодарности, свидетельства, дипломы и т.п.

2. Портфель работ – включает работы обучаемого в той или иной форме: фотоотчеты, видеоотчеты, проекты (пояснительную записку), исследовательские работы, статьи и т.п. Объемные работы (например пояснительную записку к проекту) удобно включать в портфолио в форме электронного документа, записанного на диск или флеш-карту.

3. Портфель отзывов – включает отзывы, резюме, экспертные заключения и т.п. Содержит оценку деятельности ученика компетентными лицами.

В оценочном портфолио по предмету собираются только те материалы, которые демонстрируют степень освоения предмета учеником. Если портфолио используется для оценки, то его структура и перечень обязательных элементов должны быть определены заранее, как и математическая модель оценивания – перевода качественных показателей, фиксируемых представленными материалами, в количественные – отметку.

Портфолио может быть оформлено либо как папка с материалами, либо в электронной форме – как личный сайт, страница ученика во внутренней сети образовательного учреждения и т.п. В последнем случае с обучаемый должен дать письменное разрешение на размещение данных.

Преимуществом портфолио по сравнению с другими оценочными системами является эмоциональная мотивация – наглядная демонстрация достижений служит стимулом стремится к большему. Кроме того, собранные в портфолио материалы могут использоваться для участия в конкурсах, для формирования портфолио абитуриента. Ведение портфолио приучает ученика отслеживать свой личностный рост, накапливать и систематизировать подтверждения своих достижений, что впоследствии пригодится в профессиональной деятельности. Ограничением портфолио является сложность построения математической модели, перевода количественных показателей в качественные. В целом можно рекомендовать применять портфолио как вспомогательную систему, например, для отслеживания динамики формирования универсальных учебных действий.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, отслеживаемый на определенном этапе обучения (четверть, год) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний. Если в портфолио накопление происходит по схеме «достижение – подтверждающий документ-баллы», то в рейтинговой системе оценивания достижения сразу переводятся в баллы, которые накапливаются в течении определенного отрезка времени и затем переводятся в пятибалльную оценку по заранее оговоренной шкале.

При разработке рейтинга важную роль играет выбор математической модели оценивания, так как она задает стратегию набора баллов и, следовательно, влияет на выбор стратегии учебной деятельности обучаемыми.

С точки зрения математических расчетов модель может рзличной. Приведем примеры некоторых из них:

Суммарная – в этом случае всем выделенным обязательными заданиям присваивается определенный «вес» – балл, который ученик получит за их выполнение. Вес устанавливается в зависимости от сложности и значимости задания. Исходя из того, какие задания и на каком уровне должны быть выполнены на пятерку, какие на четверку и т.п., устанавливается сумма баллов, которую должен набрать ученик для получения каждой оценки. Например, мы изучаем тему, в рамках которой учащиеся должны выполнить 2 практические работы, написать терминологический диктант и в качестве итогового контроля по теме защитить проект. В этом случае модель может быть следующей (таблица 12).

Таблица 12

Математическая модель расчета рейтинга: Вариант 1

Задание Практическая работа 1 Практическая работа 2 Диктант Проект Итог Баллы Оценка
Сложность Средняя Высокая низкая очень высокая Б1+Б2+Б3+Б4 9-10  
Вес задания Б1=2 Б2=3 Б3=1 Б4=4 7,5-9  
6-7,5  

 

Процентная – в этом случае мы задаем процент от итоговой оценки, которую должен набрать ученик на каждом этапе контроля и итоговый балл определяем путем вычисления процента (таблица 13).

Таблица 13

Математическая модель расчета рейтинга: Вариант 2

Задание Практическая работа 1 Практическая работа 2 Диктант Проект Итог Баллы Оценка
Проценты 60%=6 баллов 40%=5 баллов      
Сложность Средняя Высокая низкая очень высокая (Б1+Б2+Б3)*60/6+Б4*40/5 90-100  
Вес задания Б1=2 Б2=3 Б3=1 Б4=5 75-90  
60-75  

 

Такая модель более сложная в расчетах, но она удобнее в тех случаях, когда вам необходимо зафиксировать необходимость обязательного участия обучаемого в определенных формах контроля, а также в тех случаях, когда логика оценивания требует освоения всех тем на уровне не ниже требуемого. В этом случае итоговая оценка находится как среднее арифметическое баллов, полученных за каждую тему и в этом случае важно, чтобы эти баллы были приведены к одному знаменателю.

Для удобства выставления оценок можно также привести их к единому эквиваленту – коэффициенту. В этом случае вы за любое правильно выставленное задание ставите 1 балл, понижая или повышая данное значение, в зависимости от качества выполнения задания (например, 0,9 – если задание выполнено с незначительными неточностями, 1,1 – если при выполнении задания использовалась дополнительная литература и т.д.). Затем этот балл умножается на вес задания, а дальше расчет идет по рассмотренной выше схеме. Такой подход облегчает выставление оценок, но усложняет расчеты, поэтому требует автоматизации с помощью специальных программ, например, программы Excel.

Применение рейтинговой системы оценивания предусматривает возможность выполнения обучаемым заданий для получения дополнительных баллов, то есть позволяет ученику самому управлять своей оценкой.

Накопительная система оценивания независимо от выбранной формы реализации должна давать объективное представление об уровне освоения учащимися программы, а также отражать мотивационную характеристику образовательного процесса: своевременность выполнения заданий, готовность выполнять более сложные дополнительные задания и т.п.

В связи с этим при разработке портфолио и рейтинга целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

1. Определение структуры изучаемого материала, аналогичной тому, как это делается для составления тестов (см. работы 15–16). На этом этапе определяется минимальный и оптимальный уровень системы «знать – уметь – владеть», которая должна быть сформирована по итогам изучения данной темы. Подсчет результата удобно проводить по каждой теме отдельно, поэтому накопительные системы оценивания часто сочетают с модульным подходом.

2. Определение системы контрольных мероприятий, проверяющих освоение программы. Иными словами, каким образом будет проверено наличие у учащегося соответствующего знания, умения, владения. В качестве контрольных мероприятий могут быть выбраны тестирования, практические работы, контрольные работы, проекты, выступления с докладами и т. п. В соответствии с полученной системой контрольных мероприятий определяются критерии оценивания.

3. Определить «вес» каждого критерия и выбор математической модели перевода баллов в оценку. Вес определяется в зависимости от сложности задания и значимости проверяемых им знаний, умений, владений. Также на показатель веса влияет математическая модель подсчета результата. Если итоговый балл по теме фиксированный, то вес критерия ограничен этим значением и на него оказывает влияние количество контрольных мероприятий в модуле (теме).

Далее необходимо обеспечить реализацию мотивационной составляющей. В рейтинге и портфолио это достигается разными путями.

Для портфолио

В структуре портфолио должны быть предусмотрены как обязательные, так и дополнительные элементы. Например, грамота за участие в конкурсе «Властелин вкуса», проводимого в рамках урока, или инструкционная карта на выполнение шипового соединения могут быть обязательными для всех, а грамота об участии в олимпиаде – нет.

Для рейтинга

Мотивационный компонент в рейтинге реализуется за счет повышающих и понижающих коэффициентов. Они могут учитывать сроки выполнения задания, сложность выбранного задания, творческий подход к его выполнению и т.п. Иными словами, ученик получает балл ниже или выше установленного, если выполняет задание недостаточно качественно или с опозданием, или, напротив, проявляет инициативу, творческий подход, выполняет задание раньше срока.

В целом можно констатировать, что независимо от того, какую оценочную систему вы используете в своей практике важно, чтобы выставление отметок осуществлялось в определенной системе, с учетом сложности и значимости оцениваемых заданий. Хорошо составленная оценочная система должна стимулировать обучаемого, подсказывать ему стратегию обучения.

Date: 2016-05-25; view: 1377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию