Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция конституционного государства (17-18век)





Эпоха Просвещения принесла с собой веру в человеческий разум, гуманизм, демократию, предложила гармонизировать баланс индивидуальных и групповых интересов в основном законе - конституции, четко прописав в нем, что запрещено государству. Так родилась концепция конституционного государства, основанная на принципах ограниченного правления (разделение властей на несколько ветвей и их взаимное сдерживание) и судебной защите прав человека. Французский философ Монтескье предлагает разделить систему гос управления на несколько ветвей.

Теория правового государства Иммануила Канта.

Термин "правовое государство " вводит в оборот в начале 19 века немецкие юристы. Базовый принцип правового государства верховенство закона. 20 век обогатил это понятие новыми чертами:
1. Приоритет прав человека

2. свободный независимый суд

3. принцип верховенства конституции по отношению к другим законам

4. взаимная ответственность гражданина и государства

5. принцип разделение властей

6. приоритет норм международного права

Основные моменты теории правового государства сформулированы в 19 веке немецким философом Иммануилом Кантом Он выделил следующие основные положения:
1.Правовое государство предписывает равную ответственность власти и граждан перед законом
2. Правовое государство устанавливает свободу каждому повиноваться тому закону на которое он дал свое согласие
3. В правовом государстве гарантирована формальное равенство всех, а в правовых делах гражданин не может быть представлен никем другим

4. В правовом государстве законноизбранная власть имеет исключительное право на применение легитимного насилия.

Реализация идей правового государства предполагает наличие определенных экономических, социальных, политических, культурных условий, которые формируются в обществе постепенно.
В 20 веке классическая концепция правового государства обогатилась рядом положений:
1. Принцип верховенства норм международного права по отношению к национальным
2. Принцип социального государства, в котором реализуется не только права человека, а право на социальные гарантии и достойную жизнь.

25. Волюнтаристские теории гос управления (марксистская теория гос управления, манипулятивная модель развития)

1. Этатистская теория управления получила свое развитие в Новое время, идеологически она также опиралась на принципы естественного права и общественного договора, но иначе их интерпретировала. Она рассматривала государство как благо и предусматривала его активное вмешательство в жизнь общества и индивида. Так, французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) предложил теорию общественного договора, при котором индивиды жертвуют всеми своими правами в пользу государства, заключая договор объедине­ния. Именно соглашение людей — основа законной власти: каждый из договаривающихся подчиняется общей воле и в то же время вы­ступает одним из участников этой воли. Тем самым искореняется главная причина всех конфликтов и войн — частная собственность, неравенство возможностей и как следствие столкновение интересов.

В этих условиях человек является составной частью государства, его интересы совпадают с общественными, как и с интересами других граждан. Управление носит вертикально организованный характер, когда власть спускает все команды и инициативы сверху, а граждане их реализуют. Решение по актуальным проблемам государство может осуществлять с помощью плебисцита. Следует заметить, что, формулируя волевую природу государст­венных институтов, Руссо стал основоположником доктрины поли­тического радикализма, в соответствии с которой любой класс может использовать эти институты для защиты своих интересов.

2. Марксистская теория управления.

Марксистская теория рассматривала государство как по­литическую организацию экономически господствующего класса, как аппарат для подавления сопротивления его классовых против­ников. Согласно К. Марксу (1818-1883) и Ф. Энгельсу (1820-1895), государство возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы. Экономи-коцентризм марксистской концепции государства состоит в том, что экономический базис общества — совокупность общественных отношений — признается первичным и определяющим, а политическая и идеологическая надстройка призвана следовать за ним. Основу развития общественно-экономических формаций составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный способы производства, которым соответствуют опреде­ленные типы государственного устройства. Высшей общественно-экономической формацией провозглашался коммунизм, при достижении которого государство отмирает, сменяясь общественным са­моуправлением.

3. Манипулятивная модель управления. Одним из авторов ее был немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900). В центре внимания этой консервативной теории управления — поведение лидера и свойственные ему методы руководства, его представления о ведомых.

Ницше исходит из очевидного для него факта, что по своей природе человек — хищное, «властолюбивое животное», стремящееся к власти и господству над более слабыми людьми. Безграничный эгоизм человеческой натуры дополняют иные пороки: ненависть, гнев, зависть, желчь и злость. Животный эгоизм, управляющий поведением любого человека, приводит к тому, что он с величайшей легкостью нарушает границы права.

Основополагающим мотивом человеческих поступков является воля к власти, коренящаяся в глубине человеческой психики. Он полагал, что именно воля к власти имеет созидательный характер и люди могут добиться нового уровня существования. Всех людей Ницше делит на два класса — «сверхлюдей» и «недочеловеков». Он создал концепцию сверхчеловека — «великого человека толпы», способного осуществлять государственное управление, используя самые низменные человеческие страсти и пороки.

Ницше был убежден в том, что государственное управление должно опираться на насилие и использовать технологии пропаганды и манипуляции общественным сознанием. Рекомендации Ницше по управлению сводились к набору манипуляций, которыми необходимо умело пользоваться «сверхчеловеку».

Во-первых, при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала «вбить ей в голову», что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Однако не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь.

Во-вторых, у толпы должно создаваться впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет.

В-третьих, следует помнить, что человеческое общество ищет того, кто повелевает. По мнению Ницше, «лучшее должно господствовать и лучшее хочет господствовать!». Подобная «философия жизни» порождает элитистскую систему управления, основанную на иерархии групп, способности которых не равны, как не равны их права и обязанности.

4 . Модель корпоративного управления. Многие положения социал-дарвинистской «философии жизни» Ф. Ницше были заимствованы теоретиками фашизма, которые создали модель корпоративного государства. Основатель и глава итальянской фашистской партии Б. Муссолини в работе «Доктрина фашизма» замечал: «Фашистское государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь — идеал силы в действии».

Согласно учению фашизма, правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т.е. как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т.е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка.

Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка, — всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Система государственного управления в фашистском государстве основана на идее единства нации-государства и социальном партнер­стве труда и капитала. Труд и предпринимательство рассматрива­лись как социальный долг, охраняемый государством. С помощью разветвленной сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний и шествий государство стремилось полностью преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, контролировать его дух, сердце, волю, разум, формировать его соз­нание и поведение.

 

26 Основные этапы развития теории гос управления в конце 19 – начале 21 в. Характеристика первого этапа развитии теории гос управления (В.Вильсон, М.Вебер)

1 этап (конец 19 в – 20 г 20 в) - период институционализации и оформления теории государственного управле­ния как самостоятельного научного направления. Этот период в основном связан с работами М. Вебера и В. Вильсона. Его особенность — преимущественное внимание теоретико-методологическим аспектам науки.

2 этап (1920 – 1950) - период интенсивного развития теории государственного управления, возникновения большого количества школ и направлений. Происходит сближение науки административно-государственного управления и науки управления частными предприятиями. Специфика развития этого этапа — прикладная ориентация исследований, что было обусловлено по­требностями практики. В этот период наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений.

3 этап (2 половина 20 в и начало 21 в)- этап рефлексии, переосмысливания теоретического наследия, поиск выхода из лабиринта «джунглей» школ и направлений в контексте новых реалий постиндустриального общества, связанных с развитием информационной революции.

Теория рациональной бюрократии(Макс Вебер)

В своей работе «Хозяйство и общество» он сформулировал принципы рациональной бюрократии:

(1) каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;

(2) гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе про­фессиональной квалификации, в соответствии с дипломом или по результатам экзаменов;

(3) гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;

(4) для гражданского служащего эта работа представляет профессию или является основным занятием;

(5) служащий не владеет учреждением, в котором работает;

(6) служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;

(7) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Основная идея:

1) гос управление делятся на 2 основные сферы (политическое управление и государственное администрирование)

2) гос бюрократия осуществ вспомогательную роль и находится в подчинении политич руководства

3) гос служащие в отличие от политич руководства должны работать на основе принципа пожизненного найма.

Date: 2016-05-25; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию