Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и цели наказания. Система наказаний





Понятие и признаки наказания.

Наказание — это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Признаки уголовного наказания:

· это особая форма государственного принуждения к лицу, виновному в совершении какого-либо преступления, предусмотренного уголовным законом;

· назначается от имени государства и только по приговору суда;

· имеет всегда строго индивидуальный и публичный характер;

· носит карательный характер и приводит к существенному ограничению прав и свобод виновного;

· влечет судимость.

Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного взыскания, гражданско-правового воздействия).

Отличие наказания от других видов государственного принуждения заключается в следующем:

· наказание содержит наибольший из всех видов принуждения объем правоограничений, что позволяет говорить о наличии в нем кары;

· уголовное наказание назначается только по приговору суда, тогда как другие виды принуждения могут исходить от различных государственных органов, например, органов внутренних дел, таможенных органов и др.;

· назначение наказания судом основывается на результатах специально проводимого предварительного расследования;

· наказание применяется только к виновным в совершении преступления;

· наказание порождает судимость, чего нет при иных видах государственного принуждения;

Понятие иных мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания.

Иные меры уголовно-правового воздействия — общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

Разграничение наказания и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели:

Ø Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда)

Ø Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние, которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам).

Ø Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение или передача под надзор родителей).

Ø Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений. Обычно принудительные меры, как и наказание, преследуют цель частного предупреждения преступлений, но выделяют и иные цели: так, принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица; конфискация — возмещение ущерба, причинённого преступлением; принудительные меры воспитательного воздействия — перевоспитание и социальную защиту лица.

Ø Иные меры могут применяться к лицам, не совершавшим преступного деяния — конфискация имущества у третьих лиц, получивших его от преступника.

Цели наказания. Восстановление социальной справедливости. Исправление осужденного.

Цели наказания — это те конечные социально полезные результаты, на достижение которых направлено установление в законе и фактическое применение судом конкретного вида уголовного наказания.

Цели наказания определены в законе. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Таким образом, из данного определения можно выделить следующие цели наказания.

· Восстановление социальной справедливости. Это означает, что наказание представляет собой справедливый акт правосудия. Наказывая лиц, виновных в совершении преступлений, судебные органы защищают государственные, общественные и охраняемые законом личные интересы граждан. Наказание назначается в строгом соответствии с законом. В нем воплощаются такие принципы, как законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость и гуманизм. Восстановление социальной справедливости как цели наказания предполагает как можно более полное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства.

· Исправление осужденного. Исправление достигается тогда, когда человек, понесший наказание, понимает недостойность своего поведения, недопустимость совершения преступлений и не совершает их хотя бы уже потому, что боится наказания.

· Предупреждение совершения новых преступлений. В данном случае имеется в виду как специальное, так и общее предупреждение.

Общая и специальная превенция (предупреждение).

Превенция (от лат. praevenio – «опережаю», «предупреждаю», «предотвращаю»).

Превентивные меры – любые профилактические и другие действия, направленные на предотвращение преступлений и иных правонарушений.

 

1) наказание.

Содержание наказания.

По своему содержанию наказание заключается в лишении и ограничении прав и свобод осужденного как человека и гражданина государства.

Понятие и значение системы наказаний.

Система наказаний – это установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для судов и расположенных в определенной иерархической последовательности в зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной тяжести.

Классификационные критерии дифференциации видов наказаний.

Классификация видов наказания:

1) по характеру карательных элементов:

Ø не связанные с лишением или ограничением свободы;

Ø связанные с лишением или ограничением свободы; смертная казнь;

2) по характеру пенитенциарного воздействия на осужденного:

а) связанные с исправительным воздействием: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы;

б) не связанные с исправительным воздействием: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь;

3) по протяженности во времени воздействия: срочные; бессрочные;

4) по порядку назначения:

Основные наказания — это такие виды наказаний, которые могут назначаться судом лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания.

Дополнительные наказания — это такие виды наказаний, которые имеют вспомогательный характер и не могут назначаться самостоятельно, их только присоединяют к основным видам наказания.

 

Виды наказаний.

Виды наказаний.

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Основные и дополнительные виды наказаний.

Основные наказания — это такие виды наказаний, которые могут назначаться судом лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания.Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Дополнительные наказания — это такие виды наказаний, которые имеют вспомогательный характер и не могут назначаться самостоятельно, их только присоединяют к основным видам наказания.Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

1. Штраф как мера уголовного наказания, его сущность и порядок применения.

По уголовному праву России штраф является самым мягким видом наказания. Он назначается в качестве основного и в качестве дополнительного наказания. Уровень назначения штрафа, как показывает практика, в определенной мере находится в зависимости от социально-экономических условий жизни людей и их платежеспособности, а в ряде случаев и от характера совершенного преступления.Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 46 УК).По сути своей (в силу специфического характера заложенных в него карательных элементов) штраф предназначен для применения, во-первых, к тем лицам, которые совершают преступления невысокой степени общественной опасности, а во-вторых, к тем, которые совершают хотя и более серьезные преступления, но при наличии смягчающих или иных исключительных обстоятельств. В обоих случаях назначение такому лицу наказания в виде лишения свободы (или иного ему подобного) было бы по меньшей мере нецелесообразно.

Размеры штрафа.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, виновного в совершении преступления, и его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Назначение штрафа возможно с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5-х лет.

Определение размера штрафа возможно:

· в виде определенной денежной суммы от 5000 тыс. до 5млн руб.;

· в виде заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х недель до 5 лет.

Исходя из опасности содеянного, штраф в размере свыше 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3-х лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК.

Согласно ч. 2 ст. 46 УК, штраф устанавливается в размере от 5000 до 5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК). Таким образом, законодатель предусмотрел два способа исчисления штрафа: а) фиксированный в рублях; б) фиксированный в виде размера зарплаты или иного дохода осужденного. В первом случае границы штрафа очерчиваются путем указания на минимум в 5000 руб. и максимум в 5 млн. руб., во втором - за счет ссылки на временной отрезок, в течение которого получается зарплата или иной доход осужденного: от двух недель до пяти лет.

Определение судом размера штрафа.

Установление конкретного размера штрафа по уголовному делу есть вопрос факта. В уголовном законе лишь сказано, что размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3 ст. 46 УК).

Специфика назначения штрафа в качестве дополнительного вида наказания.

Закон содержит ряд ограничений по применению штрафа как дополнительного вида наказания. Суть этих ограничений состоит в том, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 4 ст. 46). Указанным ограничением сфера судейского усмотрения при выборе штрафа в качестве дополнительного наказания заметно сужается. Верховный Суд РФ в Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 внес некоторые уточнения в практику применения штрафа. В частности, суды обязываются, назначая подсудимому штраф, выяснять его материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п., а также исчислять размер заработной платы или иного дохода при назначении штрафа на момент вынесения приговора.

Другое ограничение заключается в том, что штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Последствия злостного уклонения от уплаты штрафа.

Злостно уклоняющимся признается осужденный, не уплативший в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу штраф или его первую часть при назначении штрафа с рассрочкой либо любую его оставшуюся часть позднее последнего дня каждого последующего месяца (ч. 1 ст. 32 УИК РФ). Если при этом речь идет об основном наказании, применяется ч. 5 комментируемой статьи. "В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации" (ч. 3 ст. 32 УИК РФ).

Соответствующей статьей Особенной части УК считается та статья или ее часть, по которой лицо было осуждено к штрафу в качестве основного наказания. Законодатель не установил критерии замены штрафа в пределах санкции, но, имея в виду ч. 1 ст. 60 УК, логично предположить, что начинать надо со следующего по степени строгости наказания и только, если оно не может быть назначено, переходить к очередному наказанию. При определении размера заменяющего наказания желательно исходить из размера назначенного штрафа, находящегося между минимальным и максимальным пределами, названными в санкции, по которой он был назначен.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Основания и порядок применения.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью означает запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. По УК это наказание может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.

Юридическая природа этого наказания состоит в запрещении занимать должности при осуществлении государственной или муниципальной службы либо заниматься определенными видами деятельности. Элемент кары выражается в лишении осужденного тех привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или осуществляя ту или иную деятельность. Это может быть связано с утратой на определенный срок возможности заниматься любимым делом, избранной профессией, с прерыванием трудового стажа, временной безработицей, моральными страданиями и т.д. Положение осужденного может усугубляться еще и тем обстоятельством, что данное наказание назначается и в тех случаях, когда осужденный к моменту вынесения приговора уже был освобожден от должности в дисциплинарном или административном порядке.

Анализируемый вид наказания содержит две разновидности: а) лишение права занимать определенные должности; б) лишение права заниматься определенной деятельностью. Сфера применения первой разновидности этого наказания ограничена кругом лиц, занимающих должности на государственной гражданской службе или в органах местного самоуправления.Другая разновидность этого наказания сводится к лишению права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.). Иная деятельность есть любая другая (кромепрофессиональной) относительно постоянная деятельность, связанная с занятием охотой, рыбной ловлей, собиранием лекарственных растений, частным извозом и т.п.

Специфика назначения этого наказания в качестве дополнительного

Как дополнительное наказание этот вид может назначаться и в случаях, когда он не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Назначая данный вид наказания за преступления, совершенные с использованием служебного положения либо в связи с профессиональной или иной деятельностью, суд в первую очередь преследует цель предупреждения специального рецидива со стороны лиц, совершивших такие преступления. Чаще всего это наказание применяется к должностным лицам, работникам транспорта, работникам торговли, сферы услуг, медицины. Согласно ч. 4 ст. 47 УК в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Особенности исчисления сроков отбывания данного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет (в специально оговоренных случаях - до 20 лет) - в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Условия и порядок применения.

Согласно ст. 48 УК при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Карательная сущность этого вида наказания состоит в моральном воздействии прежде всего на осужденного путем ущемления чувства гордости, тщеславия, честолюбия, чем в конечном итоге и достигаются поставленные перед данным видом наказания цели. Однако его применение нередко влечет за собой наступление для них целого ряда неблагоприятных имущественных последствий в виде прекращения денежных выплат, отмены привилегий и льгот, аннулирования преимуществ и преференций и т.п.Данное наказание применяется только как дополнительное и лишь при соблюдении определенных условий.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Специальными признаются такие звания, которые присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и дипломатической службы, Федеральной службы налоговой полиции, железнодорожного, морского и воздушного транспорта и некоторым другим категориям граждан.

Воинским является звание, присваиваемое лицам офицерского и армейского состава в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничных, железнодорожных, внутренних войсках МВД РФ и др.), в органах внутренней разведки, в федеральных органах государственной безопасности.

Почетными считаются звания, которые присваиваются в целях поощрения граждан за высокие заслуги, профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. К ним относятся: "народный артист Российской Федерации", "заслуженный деятель науки Российской Федерации", "заслуженный строитель Российской Федерации", "заслуженный юрист Российской Федерации" и т.д.

Классные чины можно рассматривать как особые звания, присваиваемые государственным гражданским служащим, а также работникам органов юстиции и некоторым другим категориям граждан с учетом занимаемой должности, знаний, опыта и при определенном стаже.

Государственные награды - это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Суд вправе лишить любых специальных, воинских, почетных званий, классных чинов не только осужденных, состоящих на службе, но также находящихся в запасе, отставке, на пенсии. В равной мере он может лишить осужденного и любой государственной награды, включая награды бывшего СССР. И напротив, суд не вправе лишить осужденного ученой степени или ученого звания и других званий, носящих квалификационный характер (спортивного, профессионального разряда и т.п.). Суд в подобных ситуациях лишь вправе сообщить органу, присвоившему, например, ученую степень, о характере и обстоятельствах совершенного виновным преступления для возможного принятия соответствующего решения.

4. Обязательные работы.

Понятие, срок, на который назначается этот вид наказания, условия его исполнения. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями по месту проживания осужденного.Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания главным образом за преступления небольшой или средней тяжести, например за нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК), регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК) и др.Карательное содержание этого вида наказания состоит прежде всего в тех лишениях и ограничениях, которые претерпевает осужденный в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; безвозмездность труда, его тяжелый, непрестижный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью, и т.п. Однако при этом осужденный не ограничивается в личной свободе, наказание исполняется в течение относительно короткого промежутка времени, позволяет осужденному сохранить основную работу или продолжить учебу. Все это дает основание к расширению сферы применения этого наказания.Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). По тем же правилам определяется срок обязательных работ и в случае злостного уклонения от уплаты штрафа и его замены обязательными работами в порядке ч. 5 ст. 46 УК. Что касается конкретного срока этого вида наказания, то он назначается судом в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части УК РФ за данное преступление.

Последствия злостного уклонения от отбывания обязательных работ. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Ограничения в назначении обязательных работ.

Сфера применения обязательных работ ограничена определенным кругом лиц. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 49 УК этот вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Перечень лиц, к которым не может быть применено рассматриваемое наказание, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

5. Исправительные работы.

Содержание, порядок применения и значение этой меры наказания.

Сутью исправительных работ как вида наказания является ограничение ряда трудовых и имущественных прав осужденного. Исходя из смысла ст. 50 УК исправительные работы можно определить как принудительное привлечение осужденного, не имеющего основного места работы, к труду с обязательным удержанием из его заработка в доход государства определенных сумм.Данный вид наказания назначается только в качестве основного. Его карательная сущность определяется сроком отбывания и размером вычетов из зарплаты.В соответствии со ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Из заработной платы (а не из заработка, как было до 3 июня 2009 г.) осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Последствия злостного уклонения от отбывания исправительных работ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из этих нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Замена лишением свободы исправительных работ в случае злостного уклонения от их отбывания осуществляется судом.

6. Ограничение по военной службе:

Сущность, условия и порядок применения данного вида наказания.

Данный вид наказания является модификацией исправительных работ применительно к определенной категории военнослужащих.

Ограничение по военной службе есть наказание, назначаемое осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, как в случаях, специально предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, так и в ситуациях, когда это наказание назначается вместо исправительных работ. Разница лишь в том, что в первом случае ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет, тогда как во втором - на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Военная служба представляет особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках МЧС РФ, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

4. Лицами, проходящими военную службу по контракту, признаются граждане России обоего пола, заключившие письменный договор (контракт) с Министерством обороны РФ или другим ведомством сроком на три, пять или десять лет, а также на меньший срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе). Иностранные граждане также могут проходить военную службу по контракту, но лишь на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Ограничение по военной службе не может быть назначено военнослужащим, которые проходят военную службу не по контракту, а по призыву.

Особенностью рассматриваемого вида наказания является продолжение прохождения осужденным военной службы (правда, уже на принудительной основе) по прежнему месту службы, отягощенное удержанием в доход государства из его денежного довольствия сумм в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе регламентируются УИК.

Срок данного наказания исчисляется в месяцах и годах. Моментом начала отбывания наказания служит день издания письменного приказа командиром воинской части.

Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

7. Ограничение свободы

Сущность и значение этой меры наказания..

Ограничение свободы наделено признаками, весьма сходными с домашним арестом.

Карательное содержание данного вида наказания заключается в установлении судом осужденному комплекса ограничений, а именно: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Условия, сроки, порядок применения.

Оно может назначаться судом как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качестве основного оно назначается на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой или средней тяжести, а в качестве дополнительного вида наказания может присоединяться только к лишению свободы на срок от шести месяцев до двух лет и лишь в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Надзор за поведением осужденного к ограничению свободы и соблюдением установленных для него ограничений осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту отбывания наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти

Последствия злостного уклонения от отбывания ограничения свободы.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Ограничения в назначении данного вида наказания.

Сфера применения данного вида наказания ограничена кругом осужденных: ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, которые не имеют постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

8. Принудительные работы как альтернатива лишению свободы.

Сущность, условия, сроки и порядок применения.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

 

9. Арест как мера уголовного наказания, его сущность и значение.

Данный вид наказания является "отложенным" видом наказания, поскольку из-за отсутствия необходимых условий для его исполнения в судебной практике России арест до сих пор не применяется.

Надзор за осужденными.

Карательная сущность ареста проявляется в строгой изоляции осужденного от общества. Строгая изоляция означает, что осужденные к аресту отбывают наказание в условиях содержания, установленных для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме на общем режиме.

Сутью тюремного содержания является постоянное пребывание осужденных в помещениях камерного типа (общих или одиночных). Изолированно и раздельно размещаются осужденные мужчины и женщины, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.

Арестантам не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее и профессиональное образование, профессиональная подготовка осужденных не осуществляются; передвижение без конвоя не разрешается.

Осужденные могут ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на определенную сумму. Они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться меры взыскания в виде выговора или водворения вштрафной изолятор на срок до 10 суток; за хорошее поведение - меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания или разрешения на телефонный разговор.

Сроки и порядок применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 УК арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Сроки ареста исчисляются в месяцах и днях. При назначении ареста осужденному, содержащемуся до суда под стражей, время этого содержания засчитывается в наказание из расчета день за день.

Ограничения в назначении ареста.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.

Особенности отбывания ареста военнослужащими.

Некоторой спецификой отличается арест военнослужащих. Указанные категории осужденных отбывают арест или на специально созданных в этих целях гауптвахтах, или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Данный вид наказания применим как к военнослужащим, несущим службу по призыву, так и к военнослужащим-контрактникам.

Принцип раздельного содержания применительно к этой категории лиц получил свое дальнейшее развитие. В результате осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий военнослужащих; имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин - отдельно от лиц рядового состава; проходящие службу по призыву - отдельно от контрактников.

Особенностью правового положения осужденных военнослужащих является и то обстоятельство, что время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста они не могут быть представлены к присвоению очередного воинского звания, назначены на вышестоящую должность, переведены на новое место службы и уволены с военной службы, за исключением случаев признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья.

10. Содержание в дисциплинарной воинской части.

Понятие, условия, сроки и порядок применения.

Особенность этого наказания заключается в том, что осужденный продолжает нести военную службу, однако режим ее несения резко ужесточается, становясь зачастую похожим на режим отбывания лишения свободы. В этом и проявляется карательный элемент рассматриваемого наказания.

Содержание в дисциплинарной воинской части согласно ч. 1 ст. 55 УК есть наказание, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены назначенного наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Содержание в дисциплинарной воинской части может применяться только в качестве основного наказания. Отбывать его могут только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - все без исключения, а проходящие ее по контракту - только лица рядового и сержантского состава и лишь при условии, что к моменту вынесения приговора они не отслужили весь срок службы по призыву.

Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Режим дисциплинарной воинской части по своим основным характеристикам сходен с режимом исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Правовое положение осужденных независимо от ранее занимаемых ими должностей и воинских званий идентичное - все они находятся на положении солдат (матросов) и носят единые для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия.Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается.

Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

11. Лишение свободы на определенный срок:

понятие, срочность, порядок исчисления.

Лишение свободы применяется в случаях, когда по характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и с учетом личности виновного достижение целей наказания не может быть обеспечено без изоляции осужденного от общества. Различаются следующие виды лишения свободы на определенный срок: а) с отбыванием в колонии-поселении; б) с отбыванием в исправительной колонии трех видов режима (для мужчин); в) с отбыванием в тюрьме (для мужчин); г) с отбыванием в воспитательных колониях (для несовершеннолетних).

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет. Эти пределы данного вида наказания конкретизируются в санкциях норм Особенной части УК.

Для совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы законом установлен в 25 лет, а для совокупности приговоров - в 30 лет, но для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, установленный в ст. 88 УК десятилетний срок лишения свободы является абсолютно максимальным.

Срок лишения свободы при его назначении исчисляется годами и месяцами. Однако при замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, при замене лишением свободы исправительных работ или обязательных работ, а также при досрочном освобождении от отбывания лишения свободы его сроки могут исчисляться и в днях.

6Если наряду с лишением свободы санкция предусматривает и иные виды наказания, то суд назначает лишение свободы лишь в тех случаях, когда цели наказания могут быть достигнуты только путем изоляции осужденного от общества, и свой выбор должен мотивировать в приговоре.

Виды исправительных учреждений для отбывания этого вида наказания.

1. Колония-поселение это разновидность пенитенциарных учреждений, в которых отбывают наказание осуждённые к лишению свободы за преступления, совершённые по неосторожности, а также лица, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести.В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов

2. Воспитательную колония – это один из видов исправительного учреждения в России. В воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние осуждённые к лишению свободы, а также осуждённые, оставленные в воспитательных колониях до возраста 19 лет.

3. Лечебное исправительное учреждение

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Date: 2016-05-25; view: 3143; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию