Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Представления молодежи о семье





 

Представления молодежи о будущей семье и ее размере изучались методом анкетирования студентов Пермского государственного педагогического университета, не имеющих собственной семьи, и являющихся выходцами из многодетных и однодетных. Анкета включала следующие вопросы:

  § Нужна ли семья молодым людям сегодня? § Сколько детей в семье планируют иметь юноши и девушки? § Важен ли пол ребенка-первенца? § Каковы взгляды на обязанности в семье мужа и жены, отца и матери? § Что важнее – семья или карьера? § Нужна ли подготовка молодежи к созданию семьи и воспитанию детей?

 

Далее представлены результаты и их анализ.

Планируют ли юноши и девушки создавать свою собственную семью в будущем? Да – молодые люди имеют положительную установку на создание семьи. Осознанно планируют иметь семью большинство девушек и юношей: из однодетных семей – 81%, из многодетных семей – 85%. Почему семья сегодня остается по-прежнему важной для молодого поколения?

Таблица 15

Распределение причин создания семьи

    Многодетные семьи (% чел.) Однодетные семьи (% чел.)
§ Чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо    
§ Чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять    
§ Чтобы было на кого опереться    
§ Чтобы продолжать род    
§ Сделать любимого самым счастливым человеком на земле -  
§ Семья – это смысл жизни -  
§ Чтобы в старости не было одиноко -  

 

В целом причины, которые выделяют юноши и девушки из разных типов семей близки по своему содержанию и мало зависят от размера той семьи, в которой они выросли. Хотя ответы единственных детей оказались более разнообразными.

Желаемое количество собственных детей. Сколько собственных детей хотели бы иметь юноши и девушки?Большинство из них не стремятся к повторению размера родительской семьи. Двухдетная семья является наиболее востребованной среди современной молодежи. Независимо от типа семьи отдают предпочтение двум детям: в многодетных семьях – 77% чел., в однодетных семьях – 55 % чел.

Рис. 8 Рис. 9

Распределение желаемого количества детей у студентов, выходцев

из многодетных (рис. 8) и однодетных (рис. 9) семей

 

Интересно, что не только «многодетные», но и «однодетные» девушки и юноши примерно в равной степени (23% чел. и 27% чел.) планируют иметь трех и более детей. Среди молодежи из многодетных семей лишь четвертая часть готова сохранять традиции многодетности, ориентируясь на большое количество детей в своих собственных семьях. А одного ребенка хотят иметь только единственные дети (18% чел.). Среди студентов из больших семей таких предпочтений не выявлено – дети, выросшие в больших семьях, привыкшие к тому, что у них есть братья и сестры, не ограничиваются одним ребенком.

Предпочитаемый пол ребенка-первенца. Многие из молодых людей предпочитают иметь первым ребенком в семье мальчика: среди выходцев из МДС – 69% чел.; из ОДС – 45,5% чел. В пользу первой девочки высказались немногие – 8% чел. из МДС и 9% чел. из ОДС. Для остальных участников пол ребенка-первенца не имеет значение.

 

Рис. 10. Распределение ответов о желаемом поле первенца у студентов,

выходцев из однодетных (ОДС) и многодетных (МДС) семей

 

Представление о мужчине как о защитнике и кормильце семьи, подтверждаемое многовековой практикой, сохраняется в человеческом сознании, и вероятно, нашло отражение в ответах участников исследования. Но все же более явно желание иметь первенца-мальчика проявилось среди молодежи из многодетных семей.

В традиционной (патриархальной) семье особая роль отводится мужчине, в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений. В восприятии детей отец это, прежде всего, авторитет, он является человеком, несущим основную ответственность за семью в целом. Воспитание мальчика – это формирование будущего отца – продолжателя рода. Понимание традиционно важных функций отца, мужа, по-видимому, более сохранилось в современной многодетной семье. Поэтому именно в этих семьях особое значение придается мальчику-первенцу. Данный факт подтверждает взгляд ряда авторов на многодетную семью как хранительницу определенных традиций российской семьи.

Представление об обязанностях мужа-жены, отца-матери в будущих семьях у студентов из разных по размеру семей заметно различается. По результатам ответов предполагаемые обязанности мужа и жены, отца и матери можно разделить на несколько групп.

Таблица 16

Обязанности мужа и жены в представлении девушек и юношей

из многодетных и однодетных семей

Обязанности мужа МДС ОДС Обязанности жены МДС ОДС
%чел. %чел. %чел. %чел.
Обеспечение семьи (зарабатывание денег, содержание семьи)     Ведение домашнего хозяйства (создание уюта в доме)    
Помощь в ведении домашнего хозяйства     Работа (зарабатывание денег)    
Эмоциональная поддержка (понимание, забота, любовь уважение)     Эмоциональная поддержка (любовь, понимание)      
Разделение обязанностей поровну     Наличие хобби  

Таблица 17

Обязанности отца и матери в представлении девушек и юношей

из многодетных и однодетных семей

Обязанности отца МДС ОДС Обязанности матери МДС ОДС
%чел. %чел. %чел. %чел.
Любовь к детям       Любовь к детям (ласка, понимание, нежность)    
Воспитание     Воспитание (учить жизни)    
Пример для подражания   Пример для подражания  
Забота, защита        

Молодые люди из многодетных семей более ориентированы на традиционную модель семьи, в которой обязанностью мужа является материальное обеспечение и содержание семьи (70%чел.), а жены – ведение домашнего хозяйства (76%чел.). Основная функция воспитания возлагается на мать (82% чел.). Хотя отец (как и в однодетной семье) не устраняется от воспитания (33% чел.), но все же его основной задачей является защита и забота о семье, детях (51% чел.). Участники исследования из многодетной семьи, в отличие от единственных детей, видят в родителях пример для подражания (8%, 9%).

Обязанности взрослых в семье, связанные с эмоциональным фактором отмечают в большей мере единственные дети – это эмоциональная поддержка супругов (26%, 36%), любовь отца и матери к детям (67%, 78%). В больших семьях сфера чувств в основном выходит за пределы представлений о ролевых обязанностях взрослых членов семьи (соответственно 6%, 8% и 8%, 9%).

Альтернатива – семья или карьера. С развитием общества изменяются и ценностные ориентиры молодых людей, возрастает потребность в самореализации. Какое место в своей жизни юноши и девушки отводят семье, а какое карьере? Определяет ли размер семьи приоритеты молодежи, ориентируются ли они на создание семьи или на профессиональный успех?

Пока молодые люди не имеют собственной семьи, получают профессиональное образование, определяются с профессиональной средой и местом работы, они в основном ориентированы на карьеру (МДС – 75% чел., ОДС – 100% чел.). В будущем большинство из них наиболее приоритетной в жизни считают семью (МДС – 75% чел., ОДС – 60% чел.) по сравнению с карьерой. При общих тенденциях у молодежи в сфере жизненных ценностей «карьера-семья», все же у девушек и юношей из многодетных семей семья занимает более значимое место, они чаще, чем единственные дети выбирают семью.

Подготовка к браку и воспитанию детей. Девушки и юноши придают большее значение подготовке к воспитанию детей, чем подготовке к браку. По вопросу подготовки молодежи к брачным отношениям мнения разделились: только половина участников исследования (МДС- 58%чел., ОДС – 55%чел.) осознают ее необходимость еще до создания семьи. Студенты оказались более единодушны относительно подготовки к воспитанию детей: с этим согласились все девушки и юноши из однодетных семей (100% чел.) и большинство выходцев из многодетных семей (83%чел.).

Объяснением может быть, во-первых, сложившиеся взгляды в обществе, согласно которым считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже готов к созданию семьи. Во-вторых, юноши и девушки являются студентами педагогического университета; их профессиональная подготовка предполагает усиленное внимание психологическим и педагогическим факторам воспитания и развития детей, что, скорее всего, и повлияло на формирование их взглядов по данному вопросу.

Отсутствие необходимости в предварительной подготовке к воспитанию детей среди некоторых «многодетных» участников исследования может быть обусловлено их опытом воспитания младших сиблингов в семье, в то время как у единственных детей такой возможности нет.

ВЫВОДЫ

1. Представления о семье и детях у юношей и девушек из многодетных и однодетных семей во многом сходны. Но имеются некоторые особенности, определяемые размером семьи, в которой они воспитывались.

2. Нет отчетливой преемственности в повторении размера родительской семьи. Основная часть планирует иметь двух детей, хотя у «многодетных» эти предпочтения более выражены. Девушки и юноши не только из многодетных, но и из однодетных семей готовы иметь трех и более детей.

3. Мальчик является более желанным ребенком-первенцем, это желание более явно это выражают выходцы из многодетных семей.

4. Молодые люди из многодетных семей более ориентированы на патриархальную модель семьи, в которой мужчина выполняют функцию добытчика и защитника, а на женщину возлагается функция воспитания и ведения домашнего хозяйства.

5. В настоящем юноши и девушки не зависимо от размера семьи, отдают предпочтение карьере, в представлениях о будущем значение семьи становится приоритетным, хотя среди единственных детей ориентация на карьеру более выражена.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Многодетная семья – это особый мир со своими внутренними законами, со своими радостями и проблемами, здесь есть необходимые условия для преемственности поколений. Дети с рождения воспринимают себя частичкой одного большого «мы». Эти семьи объединяет особый, только им присущий микроклимат. Отличительной особенностью членов семьи является стремление к единству и сплоченности.

В многодетных семьях, как и в других типах семей, каждый из родителей по-особому строит взаимодействие с детьми. Вместе с тем, отцы и матери обычно проявляют единодушие в реализации своих воспитательных функций, их родительские позиции являются более однонаправленными или взаимодополняющими.

В целом родители характеризуют своих детей разносторонне и большей частью положительно. Они стремятся проявлять заинтересованность в делах и планах детей, уважать и признавать их права. Но в тоже время с увеличением размера семьименяются родительские установки и стиль воспитания в семье, усиливается авторитаризм, укрепляется дисциплина. Общение родителей с детьми становится недостаточным, менее близкими становятся эмоциональные контакты. Отцы и матери больше замечают индивидуальные особенности первыхдетей в семье: обращают внимание на своеобразие их поведения, черты характера, вырабатывают собственные навыки общения с ними. Отношение родителей к младшим детям становится более однообразным, в воспитании и общении все меньше учитываются их индивидуальные различия и потребности. Дети, получают родительское внимание, но среда развития становится более обедненной.

Особенности многодетной семьи определяются более широкой ролевой структурой. Родительско-детские отношения дополняются разновозрастными отношениями между братьями и сестрами. Детское общение является частичной компенсацией ограниченных взаимодействий с родителями. С увеличением размера семьи отношения между сиблингами становятся все более интенсивными.

2. Когнитивное развитие (познавательные процессы, интеллект, успеваемость) детей из многодетных семей значимо ниже, чем у единственных детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Начиная с подросткового возраста под влиянием школьной и индивидуальной среды, в которые включен ребенок, эти различия постепенно стираются.

Отрицательному влиянию размера семьи в первую очередь подвержено вербальное развитие; речь, вербальный интеллект, вербальная память, и как следствие, успеваемость по языковым предметам, литературе у детей характеризуются более низкими показателями. Экстраверсия как свойство темперамента, а также личностные качества, характеризующие общительность детей в условиях многодетности, являются особо значимыми для интеллекта дошкольников и школьников из многодетных семей и могут рассматриваться как стимулирующий фактор развития вербальных способностей.

Отношения с матерью играют важную роль в умственном развитии детей в многодетных семьях: при позитивных отношениях, снижении директивных родительских установок у детей наблюдаются более высокие показатели интеллекта и успеваемости в разных возрастах.

3. Влияние размера семьи и порядка рождения на личностные характеристики детей является достаточно слабым, но все же существуют различия по определенным свойствам личности между детьми большого сибства и единственными детьми. У детей из многодетных семей черты личности связаны более с показателями отношений со сверстниками, у единственных – с отношениями со взрослыми, что отражает специфику общения у детей из семей с разной конфигурацией.

4. Влияние размера семьи и очередности рождения продолжает проявляться и в психологических характеристиках взрослых людей. Дети, выросшие в многодетной семье и ставшие уже взрослыми, различаются по свойствам темперамента, эмоционально-личностным характеристикам, степени «сложности» структуры личности в зависимости от порядкового номера рождения.

Взрослые люди, выходцы из многодетных семей, по сравнению со взрослыми, единственными детьми в семье, являются менее адаптированными в личностной и социальной сфере, они более жесткие, однозначные структуры темперамента и личности и, следовательно, менее широкий спектр возможностей индивидуального развития.

5. Когнитивные, личностные особенности и специфика межличностных отношений определяются конфигурацией семьи и возрастом детей. Некоторые психологические особенности, обусловленные размером семьи и очередностью рождения, сохраняются и во взрослые периоды жизни. Среди социально-психологических свойств, характеризующих детей из многодетных семей одни качества являются постоянными и не изменяются в онтогенезе, другие – изменчивы и характеризуют особенности детей только в определенном возрасте.

 


Date: 2016-05-25; view: 706; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию