Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Успешность обучения детей в зависимости от конфигурации семьи





При изучении когнитивного развития детей в различных школьных возрастах представляется интересным рассмотрение проблемы школьной успеваемости. Вопросам успешности обучения детей в зависимости от параметров конфигурации семьи (размер семьи, очередность рождения и интервалы между рождениями детей) уделялось внимание в ряде исследований отечественных психологов.

Влияние размера семьи на успеваемость было обнаружено Т.А. Думитрашку – младшие школьники из многодетных семей уступают единственным детям по успеваемости в школе (русский язык письменно, русский язык устно, математика). Все дети из больших семей (старшие, средние, младшие) учатся хуже детей из малодетных семей и единственных детей в семье, у них в среднем больше троек и меньше четверок и пятерок. Единственные дети и первенцы из малых семей по успеваемости незначительно отличаются друг от друга. Но в то же время автор отмечает отсутствие значительных различий в успеваемости детей с разным порядковым номером рождения: отметки по всем предметам у вторых такие же, как у первенцев, либо несколько ниже; между средними и младшими детьми ожидаемых различий также не выявлено [28].

В отечественном исследовании показателей успеваемости в зависимости от размера семьи Н.В. Гавриш и др.[67] общая выборка детей составила 7310 учащихся вторых классов и 5054 учащихся восьмых классов. Выбор возрастов определялся следующими причинам: второй класс считается достаточно «спокойным» школьным возрастом, поскольку адаптация к школе уже в основном завершена, а пубертатные сдвиги еще не начались. Восьмиклассники были взяты потому, что это последняя «неотобранная» выборка школьников, позднее многие из них уходят в средние специальные учебные заведения, а остающиеся в школе старшеклассники могут являться нерепрезентативной выборкой относительно общей популяции детей данного возраста.

Было выявлено, что второклассники и восьмиклассники из многодетных семей имеют более низкую успеваемость, чем школьники из однодетных и двухдетных семей. Приводим наиболее важные выводы, полученные на всей российской выборке:

§ Вероятность получения троек тем выше, а четверок и пятерок тем ниже, чем больше детей в семье (размер семьи) и чем выше порядковый номер рождения ребенка.

§ Успеваемость первенцев тем ниже, чем больше детей родилось после их (размер семьи).

§ На успеваемость влияет интервал между рождениями детей. Маленький интервал неблагоприятен для школьной успеваемости – чем меньше разница в возрасте у сиблингов из многодетных семей, тем они хуже учатся. Однако на разные возрасты и на изучение разных предметов влияние интервалов различно. У второклассников худшие оценки отмечались при среднем интервале в 2 года, лучшие – при разнице в 6–7 лет; для восьмиклассников неблагоприятным оказывается минимальный интервал – чуть больше года, а лучшие оценки получают ученики при интервале в 3 года и больше.

§ Успеваемость единственных детей и детей из двухдетных семей надежно не различается. Снижение успеваемости начинается при наличии трех, четырех детей в семье и с третьего-четвертого номера рождения ребенка.

§ Образование родителей влияет на школьные оценки – чем выше уровень образования родителей, тем успешнее обучаются дети как в младшем, так и среднем школьном возрасте. В семьях, где родители имеют высшее образование, преобладание троек наступает при большем размере сибства и более высоком порядковом номере ребенка по сравнению с детьми, чьи родители имеют среднее образование.

§ Пол испытуемых влияет на связь успеваемостис эффектами семьи следующим образом. Ухудшение успеваемости с увеличением размера семьи и номера ребенка резче выражено у девочек. Девочки-первенцы учатся лучше, чем рожденные вторыми, третьими и четвертыми. Мальчики различных порядковых номеров рождения учатся примерно одинаково, но у них хуже, по сравнению с девочками, «стартовые позиции». Успеваемость единственных сыновей ниже, чем единственных дочерей.

В исследовании успеваемости учащихся школ г. Перми и Пермской области [53] были обследованы 565 закончивших второй класс и 556 — восьмой. Проведен анализ 1) годовых оценок по всем предметам и 2) оценок всех детей из классов, где обучались дети из многодетных семей; а также 3) информации о профессии, образовании родителей и датах рождения всех детей в семье.

Негативное влияние многодетности на успеваемость, обнаруженное в нашем исследовании, согласуется с фактами зарубежных и отечественных исследований, и, в определенной мере, с моделью «слияния» Р. Зайонца [99, 102, 103], а также с результатами исследований в других регионах РФ [67].

Средний балл успеваемости детей из многодетных семей значимо снижается при увеличении количества детей в семье. Дети из многодетных семей в обоих изучаемых возрастах имеют более низкую успеваемость по сравнению с классами, в которых они обучаются. Не обнаружены различия в успеваемости детей второклассников из семей с 6 и 7 детьми и восьмиклассников из семей с 5, 6, 7, 8 и 11 детьми. Данный факт объясняется, вероятно, незначительным количеством семей с таким большим числом детей.

Порядок рождения и школьная успеваемость детей связаны следующим образом: первенцы (353) в целом учатся лучше, чем все остальные дети (p<0,001); вторые (311) по порядку рождения – лучше третьих (192), третьи — лучше четвертых (52). Дети, рожденные первыми, как мальчики, так и девочки, учатся лучше всех последующих, но для девочек это особенно характерно. Полученные данные в наибольшей степени согласуются с представлениями о лучшей психологической ситуации развития первенцев по сравнению с остальными сибсами.

В нашем исследовании, в отличие от российской выборки, не были обнаружены различия в успеваемости детей в зависимости от интервалов между рождениями. Это разница результатов вполне объяснима – нами был взят интервал между рождениями в 5 лет (в первую выборку вошли дети, имеющие братьев и сестер старше на 5 лет и более, во вторую – имеющие сиблингов старше на 4 года и менее). В обобщенных результатах российского исследования сравнивались интервалы от 1 года до 6–7 лет, что и выявило более тонкие различия.

При сопоставлении школьной успеваемости и образования родителей были выделены следующие восемь уровней образования родителей: 1) неполное среднее образование у обоих родителей; 2) неполное среднее у одного; 3) среднее образование у обоих; 4) среднее образование у одного; 5) специальное среднее образование у обоих; 6) специальное среднее у одного; 7) высшее образование у обоих; 8) высшее образование у одного из родителей. Выявлено, что уровень образования в определенной мере может влиять на общую когнитивную ситуацию в семье – чем выше уровень образования родителей, тем успешнее обучаются дети. Половые различия проявились в том, что у родителей с высоким уровнем образования (один или оба родителя с высшим образованием) в успеваемости мальчиков и девочек нет различий. У родителей со специальным средним или средним образованием (оба или один из родителей) девочки-второклассницы учатся лучше.

Профессиональная деятельность родителей так же, как и уровень образования, может выступать детерминантой школьной успеваемости через влияние на интеллектуальный уровень семейной ситуации. Уровень профессиональной квалификации родителей определялся нами по классификации профессий A. Roe [66]. В зависимости от степени ответственности и уровня знаний, умений и навыков, предъявляемых к человеку, выделяются три уровня профессий. На первом уровне – профессии, предполагающие независимую ответственность за себя или других, самостоятельность работы, образование – не ниже высшего; на втором уровне – полупрофессиональный уровень ответственности, работа по указаниям, образование – среднее или среднее техническое; третья группа предполагает полуквалифицированный и неквалифицированный труд.

При сопоставлении среднего балла ученика со средним баллом класса в соответствии с различным уровнем профессиональной деятельности родителей получены следующие факты:

а) у родителей (хотя бы одного) первой группы профессий успеваемость детей выше средней по классу (p<0,001);

б) если оба родителя имеют профессию второго уровня, то различия в успеваемости детей и класса менее значимые (p<0,05);

в) если оба родителя занимаются трудом низкой квалификации, то успеваемость их детей ниже средней по классу (p<0,01).

Определенная и заметная зависимость успеваемости детей из многодетных семей от уровня образования и профессии родителей наблюдается как в нашем исследовании, так и в российской выборке. При этом следует иметь в виду, что многодетных семей с родителями, имеющими высшее образование или высоко статусную профессию, в обеих выборках, несмотря на их размеры, немного. Нам удалось проверить эту группу результатов в последующем небольшом исследовании, где сопоставляли уровень образования и тип профессии родителей с показателями интеллекта детей (по методике Равена в тех же возрастных группах) в многодетных и однодетных семьях. Обнаружены корреляции на высоком уровне значимости между показателями интеллекта детей и профессионально-образовательным статусом родителей.

Изучение успеваемости школьников 2-х (8–9 лет), 6-х (11–12 лет), 10–11х (15-17 лет) классов из многодетных и однодетных семей обнаружило некоторые особенности, обусловленные не только размером семьи, но и возрастом детей.

Среди младших школьников успеваемость значимо выше у единственных детей по всем изучаемым предметам, особенно по чтению и русскому языку (табл.3). У подростков у спеваемость не имеет значимых различий, хотя в среднем она также выше у единственных детей (русский, литература, математика, иностранный).

Таблица 3

Значимые различия показателей успеваемости учащихся

вторых классов из многодетных и однодетных семей

 

Показатели Среднее значение Достоверность различий
МДС ОДС t p
Русский язык 3,50 3,94 - 3,17** 0,002
Чтение 3,70 4,55 - 5,35*** 0,000
Математика 3,70 4,02 - 2,25* 0,027

Примечание: *** уровень значимости p < 0,001; ** p < 0,01; * p < 0,05.

Условные обозначения: МДС – дети из многодетных семей; ОДС – дети из однодетных семей

 

При сравнении средних значений оценок младших школьников с оценками подростков в обеих выборках испытуемых обнаружено, что в группе детей из многодетных семей успеваемость незначительно выше у шестиклассников по сравнению с второклассниками. Среди детей из однодетных семей успеваемость по всем предметам явно выше у второклассников. Следовательно, у детей из многодетных семей от второго к шестому классу успеваемость несколько повышается, а у единственных детей снижается.

Данные об успеваемости учащихся 10–11-х классов из многодетных и однодетных семей значимо не отличаются; но по алгебре и иностранному языку отметки несколько выше у юношей из многодетных семей; по литературе преимуществ не обнаружено.

Сравнение средних показателей успеваемости испытуемых со средними оценками по классу выявило следующую тенденцию. Успеваемость второклассников из многодетных семей ниже среднего показателя по классу (по всем предметам), а у единственных детей – выше. В раннем юношеском возрасте ситуация изменяется: успеваемость старшеклассников из больших семей несколько выше, а единственных детей – ниже, чем средний показатель по классу.

Полученные факты можно объяснить различиями показателя наследуемости в условиях многодетности и однодетности, а также социальной ситуацией развития детей в младших возрастах, когда еще велика роль семейной среды. Более низкие «стартовые» возможности детей из многодетных семей (см. результаты исследований дошкольников) оказывают влияние на когнитивные показатели младших школьников, в том числе и на их успеваемость. На протяжении нескольких лет школьного обучения (общего для всех детей) различия, обусловленные дошкольным периодом развития, стираются. Начиная с подросткового возраста, усиливается роль различающейся среды и соответственно значение иных факторов, влияющих на индивидуальность детей. Возможно, что в этих условиях формируются определенные личностные качества, которые компенсируют «слабости» когнитивных показателей и позволяют детям из многодетных семей учиться лучше. Кроме того, в десятых – одиннадцатых классах продолжают обучение юноши, ориентированные, прежде всего, на дальнейшее образование, в том числе и дети из многодетных семей, более успешные в обучении.

Успеваемость и интеллект. Интеллект рассматривается исследователями как способность, лежащая в основе успеваемости, но не являющаяся единственным фактором, обуславливающим успешность обучения.

Результаты нашего исследования подтверждают большой накопленный в отечественной, зарубежной психологии исследовательский и эмпирический материал о наличии связей между успешностью обучения по различным школьным предметам и уровнем интеллекта школьников.

Связи интеллекта и успеваемости опосредуются размером семьи в младшем и старшем школьном возрастах. Так, успеваемость учащихся вторых классов из многодетных семей по чтению и особенно по русскому языку обуславливается вербальным интеллектом. У единственных детей невербальный и вербальный интеллект оказался связанным только с оценками по математике.

В 10–11-х классах вербальный и невербальный интеллект имеет корреляции с успеваемостью только школьников из многодетных семей по всем включенным в исследование предметам (литература, иностранный язык, алгебра). Учебные успехи старшеклассников из однодетных семей независимы от интеллектуальных показателей. Вероятно, существуют какие-то иные факторы, детерминирующие успеваемость единственных детей в раннем юношеском возрасте.

В подростковом возрасте ситуация складывается иным образом – независимо от размера семьи интеллект наиболее явно детерминирует успеваемость школьников 6 классов почти по всем учебным предметам.

Анализвзаимосвязей показателей успеваемости со свойствами психодинамического, личностного и социального уровней интегральной индивидуальности учащихся обнаружил некоторые различия во взаимосвязях в группах детей из многодетных и однодетных семей.

Взаимосвязи показателей успеваемости со свойствами психодинамического уровня. Обнаружены корреляционные связи между свойствами темперамента и успеваемостью только у школьников 10–11-х классов (методика В.М. Русалова). В многодетных семьях старшеклассники, обладающие большой психомоторной скоростью (шкала «темп предметный»), более успешны в освоении иностранного языка. У единственных в семье юношей на успешность обучения влияют «нейротизм» и «эргичность социальная». Эмоционально уравновешенные дети имеют лучшие результаты по литературе и алгебре, а общительные, стремящиеся к социальным контактам – по иностранному языку. В отличие от интеллектуальных показателей, успеваемость и экстраверсия не связаны между собой ни в одной возрастной группе школьников из многодетных и однодетных семей.

Взаимосвязи показателей успеваемости с личностными свойствами. Количество связей между успеваемостью по отдельным предметам и личностными характеристиками преобладает у испытуемых из однодетных семей; по возрастам – наибольшее число связей выявлено в группах подростков в обоих типах семьи.

У школьников из многодетных семей, в отличие от единственных детей, обнаружились связи личностных характеристик только с языковыми предметами и литературой. У единственных в семье детей имеются связи личностных свойств с успеваемостью по всем изучаемым предметам, в том числе значительное число связей с оценками по математике. Этот частный факт подтверждает особую значимость вербальной сферы в психическом развитии детей из больших семей.

Своеобразие взаимосвязей успеваемости с показателями эмоциональных реакций в ситуациях фрустрации проявилось в следующем. У учащихся из многодетных семей средней и старшей школы выражены связи успеваемости по литературе, иностранному языку с реакциями препятственно-доминантного типа разной направленности – во фрустрирующих ситуациях школьники фиксируются на препятствии, вызвавшем фрустрацию. Дети из однодетных семей чаще ведут себя по эгозащитному и разрешающему типу – в стрессовых ситуациях эмоциональные реакции направлены либо на защиту своего «Я», либо на поиск выхода в сложившихся условиях. Способность найти конструктивное решение является наиболее адекватной реакцией успешных в обучении единственных подростков.

Если у детей из больших семей показатели эмоциональной неустойчивости, тревожности связаны с низкими оценками по русскому языку (младший и средний школьный возраст), то у подростков из однодетных семей ситуация противоположная – личностно тревожные, неуверенные шестиклассники более успешны в обучении по разным предметам.

Взаимосвязи показателей успеваемости со свойствами социально-психологического уровня. В многодетных семьях показатели отношения к матери младшего школьника имеют связи на высоком уровне значимости с успеваемостью по всем учебным предметам, изучаемым в ходе эксперимента. Чем большее значение для ребенка имеют отношения с матерью, тем выше его результаты по русскому языку, математике, чтению. Полученные результаты соотносятся с данными о связи отношения к матери с вербальным интеллектом второклассника. В подростковом возрасте выявлены эти же связи, но только на незначимом уровне. При снижении школьных отметок по литературе (так же, как и при снижении невербального и вербального интеллекта) у юношей из многодетных семейотмечается рост директивности матери. Полученные результаты являются подтверждением литературных данных относительно директивного стиля воспитания детей в многодетных семьях и его негативного влияния на когнитивные показатели.

Отношения с отцом слабо связаны с успеваемостью школьников, что, вероятно, обусловлено его дистанцированностью. В многодетных семьях при неблагоприятной учебной ситуации отец начинает оказывать свое влияние на успеваемость младшего школьника (вместе с матерью как родительская чета) и старшеклассника. Позитивный интерес отца повышается при снижении успеваемости юношей по литературе и алгебре.

У единственных в семье второклассников и шестиклассников связей успеваемости с «отношением к матери» и «отношением к отцу» не выявлено. В группе старшеклассников успеваемость связана только с воспитательными практиками матери (в то время как интеллектуальные показатели связаны с родительскими установками отца). Снижение успеваемости единственных детей приводит к повышению враждебности и непоследовательности матери. При снижении результативности обучения юношей у матерей усиливаются строгость, эмоциональная холодность, чередование психологических тенденций в межличностных отношениях. В однодетныхсемьях матери уделяют много внимания своим детям и соответственно ожидают от них определенных результатов. Воспитательные меры матерей старшеклассников, имеющие негативный характер, могут являться реакцией на несоответствие учебных успехов детей родительским ожиданиям.

Для единственных в семье школьников по сравнению с многодетными детьми более значимы отношения сдругом/подругой. Подтверждением данного положения являются корреляции, выявленные только в выборках детей из однодетных семей. У второклассников и шестиклассников успеваемость по отдельным предметам связана со шкалой «отношение к другу» (отношения с другом связаны и с интеллектуальными характеристиками шестиклассников). Полученные результаты возможно интерпретировать следующим образом. Успешные в учебе младшие школьники более авторитетны среди одноклассников, вероятно, что и отношения с другом у них складываются более благополучно. Возможно, что для школьников с высокими показателями успеваемости потребность в общении с другом особо значима, они более успешны в выстраивании таких отношений. Кроме того, общение с другом обогащает когнитивную сферу школьника и благотворно влияет на его успеваемость. Отношения с сиблингами не обуславливают успеваемость детей ни в одной возрастной группе.

ВЫВОДЫ

Многодетность и особенности сибства (возраст, пол, размер семьи, последовательность рождения, интервалы между рождением детей), а также образовательно-профессиональный статус родителей являются серьезными факторами, влияющими на школьную успеваемость ребенка.

Различия в показателях успеваемости детей из многодетных и однодетных семей значимы только в младшем школьном возрасте. У единственных в семье второклассников оценки по изучаемым предметам выше, чем у детей из больших семей. В подростковом и раннем юношеском возрасте достоверных различий в успеваемости школьников не обнаружено, хотя среди подростков лучше учатся единственные дети, а в юношеском возрасте успеваемость по отдельным предметам несколько выше у школьников из многодетных семей.

Темперамент почти не влияет на школьные оценки – свойства темперамента и показатели успеваемости школьников слабо детерминируют друг друга. Взаимообусловленность показателей успеваемости и личностных свойств проявилась в большей мере у детей из однодетныхсемей. Школьники из многодетных семей, в отличие от единственных детей, обнаружили связи личностных характеристик с языковыми предметами и литературой, связей с успеваемостью по математике не выявлено, что указывает на особое место вербальной сферы в структуре психики детей из больших семей.

В подростковом возрасте неустойчивое эмоциональное состояние характерно для испытуемых с разной степенью успешности в обучении и зависит от размера семьи. В многодетных семьях – тревожными, эмоционально неустойчивыми являются шестиклассники с низкими оценками, в однодетных семьях – с высокими оценками по отдельным предметам.

Успеваемость школьников определяется, главным образом, взаимоотношениями с матерью в обоих типах семьи, но особенно в многодетных семьях – позитивные отношения младшего школьника и подростка с матерью, снижение директивности по отношению к юношам способствуют достижению высоких показателей успеваемости детей. В однодетных семьях успешность обучения юношей связана со снижением враждебности и непоследовательности матери. Отношения с отцом мало связаны с успеваемостью школьников, как в многодетных, так и однодетных семьях. Отношение к другу обуславливает школьные успехи единственных детей, что объясняется их особой значимостью.

 

ые контакты с отцом в многодетных семьях связаны с возрастанием ситуативной тревоги и личностной тревожности детей. У единственных детей – тревожность снижается при позитивном восприятии детьми отношений с отцом, ребенок рядом с отцом чувствует себя спокойней и уверенней.

Отношения с братьями и сестрами в многодетных семьях сопровождаются ситуативно тревожными состояниями.

Отношения и реакции школьников в ситуации фрустрации взаимообусловлены по-разному: в многодетных семьях у детей преобладают реакции по направленности – экстрапунитивные эгозащитные; в однодетных семьях – также экстрапунитивной направленности, но препятственно-доминантного и разрешающего типов.

 


Date: 2016-05-25; view: 2783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию