Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проективных признаков 4 page
63
Расположение рисунка на листе бумаги
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Выход рисунка за край листа («срезание»)
| За нижний край листа
| Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
Фиксация на прошлом вкупе со страхом перед будущим
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
Ствол дерева, выступающий за низ листа
| Признак остроты состояния
| «Несуществующее животное»
| А.Л. Венгер [7]
|
«Срезание» элементов рисунка человека(например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями)
| Поиски безопасности, потребность в стабильном окружении, в эмоциональном контакте, в нежности
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
|
Тест дерева
| Автор не установлен
|
За левый край листа
| Выражает переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
|
За правый край листа
| Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
Желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л М. Костина [13]
| Положение рисунка относительно наблюдателя
| Очевидная позиционная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком (например, наблюдатель видит дом как бы с высоты птичьего полета)
| а) Отвержение нарисованного дома или б) отклонение испытуемым довольно распространенной тенденции окружать неким ореолом такое понятие, как «домашний очаг»
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| 64 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Положение рисунка относительно наблюдателя
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя
| Депрессия или расстройство
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| Дом, нарисованный выше уровня наблюдателя
| 1) Переживаемое испытуемым чувство отчуждения его от дома либо желание оказаться в семейном кругу или в домашней обстановке, осуществления чего, по его мнению, он вряд ли добьется, или 2) стремление замкнуться, ограничить контакты с другими людьми
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| Дерево, нарисованное как будто на возвышении
| 1) Чувство напряженности.
2) Потребность в защите и безопас ности
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Одинокое дерево на вершине холма
| Не всегда символизирует чувство превосходства. Напротив, оно может представлять чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии, так как находится в положении брошенного на произвол судьбы
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Дерево, нарисованное на вершине дугообразного холма
| Орально-эротическая фиксация, часто вместе с потребностью в материнской защите
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24]
| Дерево, частично скрытое за холмом
| Признак потребности в защите и покровительстве
| «Дом-дерево -человек»
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Дом вблизи
| Открытость, гостеприимство
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| План дома (проекция сверху) вместо самого дома
| Признак серьезных конфликтов, проблем
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34] ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
| Перспектива
| Дом, вид сверху
| Отрицание домашней ситуации
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
«Над субъектом» (взгляд снизу вверх)
| Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или он испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым
| «Дом-дерево -человек»
| ЕС. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий 65
Положение рисунка относительно наблюдателя
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Перспектива
| Дом, вид снизу
| Отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
Рисунок изображен вдали
| Желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.Д. Столяренко [34]
Л.М.Костина [13]
|
Признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину)
| Начинающиеся сложности интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева)
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Тройная (трехмерная, субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане)
| Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Совмещение нескольких видов перспектив в одном рисунке
| Наличие противоречий в жизни автора
|
| Г. Ферс [36]
|
Чрезмерное нарушение
| Наличие психоза
|
| Г. Ферс [36]
|
| Размер
|
| Пространство листа
| Символизирует жизненное пространство человека
| Тест дерева
| Автор не установлен
| Размер рисунка по отношению к размеру листа
| Позволяет судить о том, насколько большое значение приписывается собственной личности, насколько большое внимание ей уделяется на фоне внешних обстоятельств реальной жизненной ситуации, либо о том, насколько интенсивно переживаются собственные эмоции по сравнению с текущими внешними событиями
| Тест дерева
| Автор не установлен
|
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Размер
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Размер рисунков сильно варьирует
| Эмоциональная лабильность
|
| А.Л. Венгер [7]
| Большие размеры бумаги
| Предпочитают люди, страдающие избыточным самомнением, переоценкой собственной личности
| Тест дерева
| Автор не установлен
| «Сокращение пространства» (большой рисунок)
| Как признак
| 1) Проявление чувства сильной фрустрации, вызванной ограничивающей окружающей реальностью, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти действия может и не быть); 2) проявление довольно острого ощущения напряженности и раздражительное™ или 3) отражение ощущения состояния двигательной беспомощнос-ти (если, например, ступни и/или часть ноги нарисованного человека «срезаны» нижним краем страницы)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Характерен для самой значительной фигуры или объекта, затрагивающего воображение ребенка (после 4 лет), раздражающего, будоражащего или постоянно занимающего его мысли
|
| К. Тейлор [35]
|
Склонность к тщеславию, высокомерию
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
Экспансивность (по к. Machover)
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
Тест дерева
| Автор не установлен
|
| К. Тейлор [35]
|
Агрессивность (по к. Machover)
| Тест дерева
| Автор не установлен
|
| К. Тейлор [35]
|
Встречается в рисунках гиперактивных маниакальных пациентов, выраженных параноиков, имеющих нереалистичную завышенную самооценку или одержимых фантазиями индивидов (в этих случаях фигура помещена в середину листа). Агрессивный психопат может представить очень крупную фигуру, сдвинутую в левую, интроверсивную сторону, что соотносится с переживаемой неадекватностью, которая выражается и в других графических признаках незащищенности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
67
Размер
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| «Сокращение пространства»
| Как признак
| Иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
|
Экспансивность, слабый внутренний контроль
| «Рисунок человека»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
| К. Тейлор [35]
| Большие размеры
| Дома
| Стремление к достижению материальных благ
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Огромная энергия и позитивный подход к жизни
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Дерева
| Склонность к агрессии
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
1) Выражение агрессивного отношения, 2) зависимость ребенка от окружающей реальности
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
|
Рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное - весь лист
| Тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность
|
| А.Л. Венгер [7]
|
Рисунок на весь лист
| Компенсаторное превознесение себя в воображении
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
|
Слишком большие размеры изображения
| Внутренняя раскованность, свобода
| «Дерево»
| ЕС. Романова [27]
|
Соответствует идеям величия, фантазии, маниакальным тенденциям и параноидным чертам в клинической картине
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
Применение ярких цветовых оттенков
| Хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряженности и утомления
| «Рисунок семьи»
| Е.С. Романова [27]
|
«Цвето-рису-ночный тест»
| Е.И. Рогов [26]
|
Рисунок расположен в центре листа
| Эмоционально развитый, благополучный, позитивно принимающий самого себя и свою семью ребенок
| «Моя семья»
| Н. Самоукина [28,29]
| 68 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|
| Размер
|
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Большие размеры
| Рисунок расположен в центре листа
| Эгоцентризм, стремление к лидерству
| «Кактус»
| М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13]
|
Завышенная самооценка
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
| Предпочтение листов
маленького
формата
| Характерно для психогенных, тревожных и неуверенных в себе людей
| Тест дерева
| Автор не установлен
| «Сокращение рисунка» (маленький рисунок)
| Рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте
| Низкая самооценка
|
| А.Л. Венгер [7]
|
Как признак
| Проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, через рисунок дома выражают символическое отвержение семьи)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Депрессия
| «Рисунок человека»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
«Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
|
| А.Л. Венгер [7]
|
Чувство неполноценности
| Тест дерева
| Автор
не установлен
|
| К. Тейлор [35]
|
Признак робости и неуверенности
|
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Свидетельствует о наличии неадекватности, подавленности, вероятно, о предрасположенности к депрессии
|
| К. Тейлор [35]
|
Неуверенность в своей безопасности, тревожность
| «Рисунок человека»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
| Дж.Дилео[10]
| 3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
69
Размер
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
|
| Как признак
| Тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
|
|
Сильная нехватка чувств безопасности, чувства неприспособленности
| «Рисунок человека»
| Дж.Остер,П.Гоулд[19] К. Тейлор [35]
| «Сокращение рисунка» (маленький рисунок)
|
1) Можно встретить на рисунках регрессировавших и ведущих растительный образ жизни шизофреников как выражение низкого энергетического уровня и зажатого эго (рисунки отмечены простыми и даже примитивными чертами без каких-либо вариаций в характере линии), 2) на рисунках алкоголиков, дегенератов и маразматиков (рисунки с относительно активными чертами лица и позитивной линией), 3) у индивидов, находящихся в тяжелом подавленном состоянии или невротической депрессии (фигуры в этих случаях обычно более детализованы и могут содержать фрагментарные линии, частые стирания, значительный нажим и штриховку. Ноги могут вообще отсутствовать, либо может быть добавлена внешняя линия для опоры)
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Дерево
| Низкая самооценка
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
К. Тейлор [35]
|
Чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться всебе
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
|
Переутомление человека, скованное положение, когда человек не может проявить себя, зажатость
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
|
Испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| 70 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
| Размер
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| «Сокращение рисунка» (маленький рисунок)
| Слабо, робко
прорисованные
звезды
| Проблема духовности в переживаниях рисующего человека оттеснена на задний план
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
В верхнем левом углу
| Высокая тревожность
| «Несуществующее животное»
| И.А. Фурманов [37] И. Жуковский [11]
|
Часто встречается у личностей, склонных к суициду
| «Несуществующее животное»
| И. Жуковский [11]
|
Склонность к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»)
| «Несуществующее животное»
| И.А. Фурманов [37]
|
Внизу листа
| Неуверенность в себе, зависимость
| «Кактус»
| М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13]
|
Изображенный объект чаще расположен на нижней части листа, на тоненьких ножках
| Невротическое поведение и чувство неполноценности
|
| Дж.Дилео[10]
|
Очень слабое, немощное деревце или с подрисованной опорой
| Указывает на потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми
| «Рисунок дерева»
| К. Тейлор [35]
|
Наличие сильной штриховки
| Неблагоприятное физическое состояние ребенка, степень напряженности, скованности и т. п.
| «Рисунок семьи»
| Е.С. Романова [27]
|
«Цвето-рису-ночный тест»
| Е.И. Рогов [26]
|
С тонким контуром
| Скованность, чувство собственной малоценности и незначительности
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Заполненность страницы
| Как признак
| Свидетельствует о жизнелюбии, энтузиазме и активном мировосприятии автора
|
| Г.Ферс[36]
|
Избыточная
| Свойственно людям, энергичным сверх меры или склонным к сверхкомпенсации
|
| Г. Ферс [36]
|
Чувство беспокойства
|
| К. Тейлор [35]
| 3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Размер
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Заполненность страницы
| Малая
| Свойственна болеющим людям или людям, испытывающим недостаток психической энергии
|
| Г. Ферс [36]
|
Ребенку не удается соблюдать границы листа
| Можно предположить наличие некоторой задержки в развитии сенсомоторной координации
|
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняет весь лист, не оставляя даже минимального пустого пространства
| Указывает на чувство беспокойства
|
| Р. Римская, С. Римский [24]
|
Пустоты на листе бумаги
| Ассоциируются у ребенка с пустотами в его в жизни, отсутствием позитивных эмоциональных переживаний, теплых отношений, заботы и т. д. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, что может быть связано с проблемами общения со сверстниками, или остро переживает отсутствие чувства защищенности и безопасности, причиной чего могут быть семейные взаимоотношения
|
| К. Тейлор [35]
| 3.2. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДОМА
Изображение дома
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Рисунок дома (как признак)
| Может иметь одно из следующих значений: жизнь и взаимоотношения в семье ребенка, непредубежденное отношение к посторонним людям, защита и покровительство, характер структуры эго, связь с реальностью, относительная роль психологического прошлого и будущего в психологии ребенка, а также степень ригидности личности (J. N. Buck, 1948,1978)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Безопасность, устроенность, тепло и убежище от жизни
|
| Автор не установлен
| Общий вид дома
| Старый, развалившийся
| Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе
| «Дом-дерево -человек»
| ЕС. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
К. Тейлор [35]
Л.М.Костина [13]
|
Наклонившийся
| Потеря психического равновесия (V. Spencer, 1969)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Небольшой с очень низкой крышей
| Человек чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22]
|
«Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Состоит из нескольких разных строений
| Это может выражать чувство враждебности к кому-то из близких ему людей
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
|
Городской, многоэтажное здание
| Позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, одинокого в своих проблемах
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22]
|
Замок
| Легкомысленность, несерьезность человека, у которого преувеличенное воображение, но который обычно не успевает справляться со своими реальными обязанностями
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22]
|
«Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Дворец (вилла, церковь)
| Демонстративность
| «Дом-
дерево-
человек»
| А.Л. Венгер [7]
| 3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
73
Изображение дома
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Общий вид дома
| Просторный сельский
| Стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, A.T. Синицын [22]
|
«Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Дом перемещается
| Можно заключить о наличии психического заболевания (J. N. Buck, 1948,1978)
|
| Дж. Аллан [2]
| Ограда вокруг дома
| Чем ниже ограда
| Тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
«Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22]
|
Непреступная железная
| Замкнутый характер
| «Нарисуйте дом»
| С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22]
|
«Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Забор
| Необходимость эмоциональной защиты
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35] Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
Боязнь агрессии, иногда подозрительность, ощущение несвободы, зависимости
| «Дом-
дерево-
человек»
| А.Л. Венгер [7]
|
«Живая изгородь»
| Доверие к другим
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
«Нарисуйте дом»
| С Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22]
| Крыша
| Как признак
| Сфера фантазии
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.Д. Столяренко [34]
Л.М. Костина [13]
|
Подчеркнутая (нажимом, множественными линиями)
| Потребность в защите, тревожность, гиперопека, иногда интеллектуализм, мечтательность, защитное фантазирование
|
| А.Л. Венгер [7]
|
С жирным (толстым) контуром, не свойственным всему рисунку
| Фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 74 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Изображение дома
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Крыша
| С жирным (толстым) контуром, не свойственным всему рисунку
| Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.Д. Столяренко [34] Л.М. Костина [13]
|
С тонким контуром края
| Переживание ослабления контроля фантазии
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Плохо сочетаемая с нижним этажом
| Плохая личностная организация
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
|
Труба, сорванная ветром
| Символически выражает чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Остроконечная
| Означает сильное сознание и чувство вины
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
|
Плоская (одна линия между двумя стенами)
| Отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
Заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острые переживания
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
|
Слишком большая
| Поиск удовлетворения в фантазиях
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
К. Тейлор [35]
|
Акцентирование карниза ярким контуром или продлением за стены
| Усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27]
Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Стены
| Их основательность (солидность)
| Непосредственно связаны с силой эго
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычная
| Выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но и наличие сильных враждебных тенденций
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталям
| Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
|