Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективных признаков 1 page





В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


30 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЛИНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЛИНИИ  
Признак Интерпретация Тест Источники
Линии контура тела Как признак Изначально является рубежом между телом и окружающей средой и часто отражает степень защищенности, уяз­вимости, сензитивности или изоляции субъекта «Рисунок человека» К. Маховер [17]
«Несуществую­щее животное» И.А. Фурманов [37]
Уверенные, яркие и легкие Грубость, черствость «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Неяркие, неясные Боязливость, робость «Дом-дерево-человек» Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Особо четко под­черкнутые Повышенный самоконтроль, стрем­ление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания «Рисунок человека» АЛ. Венгер [7]
«Несуществую­щее животное» А. Л. Венгер [7]
Очерчивание (ли­ния в абстрактной форме намечает то, что уже существует в уме рисоваль­щика) Проявление рационального начала «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант[1]
Затемнение, «запачкивание» Страх, тревога «Школа зверей» С. Панченко[21]
«Несуществую­щее животное» ИА Фурманов [37] Е.С. Романова [27]
Выразительное «обрамление» всех законченных пространств (окон, стен, облаков, крон деревьев и т. д.) в рисунках детей Стремление к порядку и логике. Но иногда это идет от глухого и неосо­знанного страха перед пустотой, а не от возможности свободного выбора   Р. Римская, С. Римский [24]
Необрывающиеся, обрамляющие фигуру Изоляция «Дом- дерево- человек» ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий


31



 

 

 

Линии
  Признак Интерпретация Тест Источники
Линии контура тела Незамкнутые (линии не доводят­ся до конца) Частый признак астенического состо­яния. Так проявляется бессознатель­ная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Иногда импульсивность (с пятилетнего возраста) «Рисунок человека» АЛ. Венгер [7]
Разрыв Сфера конфликтов «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Использование линий всех типов (тонких, толстых, жирных, с на­жимом, слабых и т. д.) В одном рисунке Характеризует уверенного в себе ребенка   К. Тейлор [35]
Двигательные персеве­рации (множественные линии) Говорят о высокой тревоге, стрессо­вом состоянии, возможно органичес­кое поражение мозга, иногда - пси­хическое заболевание, интеллекту­альное нарушение, импульсивность (с четырехлетнего возраста)   АЛ. Венгер [7]
Одиночные линии Характеризуют личностную сферу человека. Такой способ рисования говорит о способности к рациональ­ному управлению, которая свойс­твенна людям, контролирующим свои импульсы и способным целенаправ­ленно добиваться намеченного «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант[1]
Бледные, «эктоплазмиче-ские» линии Встречаются сравнительно редко, появляясь в основном, у самоуглуб­ленных шизофреников «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Слабые линии Как признак Тревожность «Несуществую­щее животное» ЕС. Романова [27]
Паутинообразные Свойственны астеникам «Несуществую­щее животное» С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] ЕС. Романова [27] ИА Фурманов [37]
При выполнении некоторых деталей Нежелание ребенка рисовать эту деталь из-за неприятных ощущений, связанных с нею или с тем, что она символизирует «Дом- дерево- человек» К. Тейлор [35]

32 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
Слабые линии При изображении ствола Страх перед самоутверждением, из­бегание действовать самостоятельно Тест дерева Автор не установлен
«Дерево» Е.С. Романова [27]
При изображении листвы Развитая чувствительность, впечатли­тельность, подверженность влиянию Тест дерева Автор не установлен
«Дерево» ЕС. Романова [27]
«Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
При изображении дома, дерева, человека Показатель генерализованного чувс­тва неполноценности, сопровождае­мого нерешительностью и боязнью поражения «Дом-дерево -человек» Дж Бук[3] К Тейлор [35]
Легкие линии Как признак Недостаток энергии «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Тонкость чувств и развитая интуиция «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1]
Легко-хрупкие линии (не только легкие, но и ломкие, непрочные, они проводятся нетвердой и неуверенной рукой) Указывают на гиперчувствительность, могут свидетельствовать о нарушени­ях психики «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант[1]
Прерывистые, дрожащие линии С легким нажимом Часто встречаются у шизоидных алкоголиков «Рисунок человека» К. Маховер[17]
Медленные Свидетельствуют о том, что рисующе­го легко сбить с толку. Он нереши­телен, неуверен в себе. Это может быть свойством его характера, но может быть и признаком психического расстройства «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант [1]
Тонкие Ярко выраженное беспокойство «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]

3.7. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий 33

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
Тонкие линии Как признак Чувство неприспособленности, нере­шительность «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19] К. Тейлор [35]
Быстрые Уверенность, человек без смущения стремится к своей цели и добивается ее, его не так просто выбить из колеи «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1]
Продленные Напряжение «Дом-дерево -человек» Е С. Романова [27] Д Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Тенденция умень­шения толщины от рисунка к рисунку Это может указывать на тревогу или депрессию «Дом-дерево -человек» К. Тейлор [35]
Ствол нарисован тонкими линиями, крона - толстыми Испытуемый может самоутверждаться и действовать свободно «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Толстые линии контура тела Говорят о выделении из среды и уходе в тело «Рисунок человека» К. Маховер[17]
Толстые жирные линии в качестве барьера между собой и окружением Характерны для хронических шизоид­ных алкоголиков и тех, кто страдает от страхов деперсонализации или от острых конфликтов в связи с тенден­циями к обособленности. Телесная оболочка превращается в прочную структуру, чтобы отражать удары извне и надежно защищать содержание тела. Невротик, преис­полненный опасений, иногда рисует жирные линии. В таких случаях карандаш сильно и безотрывно прижимают к листу, как будто субъект черпает поддержку из этого контакта «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Жирные линии Как признак Склонность к импульсивному, естест­венно-спонтанному поведению «Звезды и волны» У Аве-Лаллемант [1]
6 изображении определенных деталей а) Фиксация на этой детали и/или б) враждебность, подавленная или открытая по отношению к нарисо­ ванному объекту или тому, что он символизирует «Дом- дерево- человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
В стволе «Пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется «Дерево» Е С. Романова [27]

34 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Линии    
Признак Интерпретация Тест Источники
Жирные линии В стволе и листве Значимые впечатления препятствуют деятельности «Дерево» Е.С. Романова [27]
При прорисовке контуров дома, де­рева или человека Испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс (чувствует угрозу нарушения своей целостности) «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
Торца дома или ствола дерева Пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от воз­можности получить удовлетворение в фантазии «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
Контура крыши дома Фиксация на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
Земли Отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
Всего рисунка Наличие напряженности неопреде­ленного характера «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
Очень жирные Графическое выражение избытка мо­торной агрессии (у сильно возбужден­ных шизофреников или маниакальных больных) «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Густо-жирные линии (не только широкие, с силь­ным нажимом, но и грубые) Неуправляемая чувственность (инстинктивность поведения), которая нуждается в руководстве. Возможно, односторонне напористое спонтанное поведение, встречающе­еся у подростков после пубертата, а у взрослых чаще всего при задержке развития личности «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1]
С нажимом Свидетельствуют о тревожности. Важ­но обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т. е. к какой сфере относится обостренная тревожность «Несуществую­щее животное» С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] ЛД Столяренко [34] И А Фурманов [37]
Линии с нажимом Как признак Агрессивность, настойчивость «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] К. Тейлор [35] Л.М.Костина [13]
По контуру ствола Активность и самоутверждение Тест дерева Автор не установлен

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий


35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Линии    
Признак Интерпретация Тест Источники
Линии с нажимом В изображении ствола Решительность, активность, продук­тивность «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Нажим Сила нажима на карандаш Характеризует особенности психомо­торного тонуса, это важный показа­тель уровня активности «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Слабый Может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешитель­ную, пассивную личность   К. Тейлор [35] АЛ Венгер Щ
Низкие энергетические ресурсы, скованность «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Гибкость и подвижность мышления   К. Тейлор [35]
Проявление тревожности Метод пиктограммы С.С. Степанов [32,33]
«Школа зверей» С. Панченко[21]
Доминирование в характере рисую­щего человека восприимчивости «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант[1]
Ослабленный, ни­тяная, еле видимая линия Снижение психомоторного тонуса встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии. Нередко сигнализирует о снижении настрое­ния, субдепрессивном состоянии, де­прессии (с четырехлетнего возраста) «Рисунок человека» АЛ. Венгер [7]
Сильный (карандаш глубоко продавли­вает бумагу) Импульсивность (с четырехлетнего возраста), ригидность, т. е. затруд­ненное переключение с одной деятельности на другую, склонность к застреванию на тех или иных пере­живаниях и действиях   А.Л. Венгер [7]
Резкая генерализованная тревожность «Несуществую­щее животное» И.А. Фурманов [37]
Большая эмоциональная напряжен­ность «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
  Метод пиктограммы С.С. Степанов [32,33]
  «Школа зверей» С. Панченко[21]

36 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Линии  
Признак Интерпретация Тест Источники
Нажим Сильный (карандаш глубоко продавли­вает бумагу) Большая эмоциональная напряжен­ность «Рисунок человека» К. Тейлор [35] А.Л. Венгер [7] Л.М. Костина [13]
Энергичность, настойчивость «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Скрытая агрессивность, эмоциональ­ная неуравновешенность, неуверен­ность, склонность к самобичеванию   Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Сверхсильный (карандаш рвет бумагу) Свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе. Это состо­яние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в ре­зультате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Сильный нажим нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакальном состоянии; может сигнализировать о высокой конф­ликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессо­вой реакции   А.Л. Венгер [7]
Стабильность Устойчивость «Школа зверей» С. Панченко[21]
Метод пиктограммы С.С. Степанов [32,33]
Сильно варьиру­ющий (неровный, неодинаковый) Неустойчивый психомоторный тонус, повышенная эмоциональная лабиль­ность (с четырехлетнего возраста), т. е. тенденция к частой смене на­строений по незначительному поводу или вообще без видимого повода, иногда острое состояние   А.Л. Венгер [7]
Циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищен­ность, лабильные настроения «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
Метод пиктограммы С.С. Степанов [32,33]

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий


37


 

 

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
Нажим Колебания в нажи­ме по ходу линии с эпизодическим ее усилением (го­лова и черты лица могут быть хорошо прорисованы, в то время как тело размыто, а выделя­ющиеся части едва намечены) Обычно видны на рисунках индиви­дов, подверженных истерическим, часто даже амнестическим реакциям на свои проблемы «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Линии неравно­мерны по нажиму и толщине Напряжение, неуверенность и эмо­циональная нестабильность «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Неожиданное изменение линии или явный разрыв Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Отрывистость линий Сильный нажим Импульсивность «Кактус» М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13]
Наличие обводов Свидетельство тревожности, неуве­ренности Метод пиктограммы С.С. Степанов [32,33]
«Школа зверей» С. Панченко[21]
Часто прерываемые, состоящие из штрихов линии Как признак Свидетельствуют о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, име­ют место проблемы с пищеварением (расстройство кишечника и др.)   Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Свидетельствуют о высокой тревож­ности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасе­ниям, страхам, к легкому возникнове­нию состояния тревоги «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Ребенок не умеет действовать прямо, так как боится коварства и препятствий внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения   К. Тейлор [35]

38 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
Часто прерываемые, состоящие из штрихов линии Как признак Признак агрессивности, представ­ляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, а также подозрительность и недовер­чивость   Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
В изображении ствола Неусидчивость, подвижность, нетер­пеливость. Такой ребенок чувствите­лен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным «Рисунок дерева» К. Тейлор [35]
Очерчивающие ствол Реактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями «Дерево» Е.С. Романова [27]
Тест дерева Автор не установлен
Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства) «Дерево» Е.С. Романова [27]
Линии, проведенные с отрывом (рисующий в процессе работы проверяет себя, он прерывает начатое рисование, рассмат­ривает изображение издали, а потом вновь возвращается к работе) Человек склонен к рефлексии, к постоянной проверке себя «Звезды и волны» У.Аве-Лаллемант[1]
Раздробленные линии Выявляют неуверенность автора. Характерно то, что раздробленность линий, в отличие от их разорванности, предполагает связанность кусочков друг с другом. Такая графика отража­ет нервозность самоконтроля «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант [1]
Пунктирные линии В рисунках тяжелобольных могут свидетельствовать о распаде границ тела (возможно при лейкемии)   Дж. Аллан [2]
Эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводятся несколь­ко линий со слабым нажимом, потом одна из Характерны для ситуативно обуслов­ленного повышения уровня тревоги (т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы), стремления ее контролировать, держать себя в руках «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
них, показавшаяся автору наиболее удачной, наво­дится жирной линией В лучшем случае - мелочность, стрем­ление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции «Дом-дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
  Тревога, робость «Дом- дерево- человек» ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Прерывистые линии Зигзагообразные Означают чувство беззащитности, медлительность и зависимость   К. Тейлор [35]
Зазубренные и острые Выражают эмоции возбуждения   М. Бетенски [5]
Заостренные линии Как признак Агрессивность, в зависимости от направлений и формы линий проявля­емая или скрытая «Дерево» Е.С. Романова [27]
Тест дерева Автор не установлен
Агрессивность «Дом-дерево -человек» Е С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
«Школа зверей» С. Панченко[21]
«Несуществую­щее животное» И.А. Фурманов [37] ЕС. Романова [27]
Плохая адаптация «Дом-дерево -человек» Е.С Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
При изображении листвй Агрессивная критичность, ироничность, склонность к оппозиции, ощущение виновности. Вероятно, агрессивность скорее чувствуется, чем проявляется повседневно «Дерево» Е.С. Романова [27]
Тест дерева Автор не установлен
  При изображении ствола или земли Разочарование в повседневной жизни и критические установки по отношению к реальности, склонность обвинять себя или окружающих «Дерево» Е.С. Романова [27]
  Тест дерева Автор не установлен
Нечеткие линии (часто фрагментарные или отрывочные. Контуры теламогут быть неопре­деленными, отдельные части тела имеют рас­плывчатые очертания) Появляются чаще всего у робкого и неуверенного индивида. Часто эти неясные линии контрастируют с чертами агрессии, содержащимися в рисунке, что может быть, в частности, интерпретировано как наличие сильных агрессивных импульсов, которые сдерживаются в социальном контакте «Рисунок человека» К. Маховер[17]

40 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии
Признак Интерпретация Тест Источники
Четкие линии Какпризнак Способность к рациональному управ­лению, активный контроль сознания «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1]
Резкие (тонкие и сильные по нажиму, которые проводят­ся столь бурно, что на бумаге остается бороздка) Излишне напряженное и односто­роннее рациональное мышление, преувеличенное участие волевого усилия, внутренняя неуверенность «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1]
Стабильные Стабильность деятельности, уверен­ность в себе Метод Пиктограммы С.С. Степанов [32,33]
Прямые на стволе и очерчивающие ствол Решительность, деятельность, активность Тест дерева Автор не установлен
«Дерево» Е.С. Романова [27]
Прямые линии Ствола Ловкость, находчивость, испытуемый не задерживается натревожащих фактах «Дом- дерево -человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л М.Костина [13]
Жесткие Выражение внутренней ригидности «Дом-дерево -человек» Дж.Бук[3] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
Избегание изображения кривых линий Вероятнее всего, характеризует «колючий» характер   Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Искажение формы линий Импульсивность; иногда органическое поражение мозга или психическое заболевание (с пятилетнего возраста)   А.Л. Венгер [7]
Легко раскачивающиеся волновые линии (маят­никовый штрих) Характеризуют витальную сферу, ука­зывают на сохранность элементарных жизненных процессов. К использова­нию этой техники рисования скло­нен тот, кто может отдаться своим собственным ритмам «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант[1)
Кривыелинии Как признак Свойственны женственной или зави­симой, конформной личности   К. Тейлор [35]
Острые Оживленность, возбуждение и злоба   М. Бетенски [5]
Изломанные Творчество и воображение. Эти люди ценят свободу и независимость, отрицают любую рутину, оценивают окружающих по их внутренним качес­твам, интересуются поэзией, музыкой и другими видами творчества _ К. Тейлор [35]

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий

Date: 2016-05-25; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию