Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объём дисциплины и виды учебной работы





Общая трудоемкость дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины. 300 часов
Лекции 30 часов
Семинарские занятия 14 часов
Самостоятельная работа  

 

Дисциплина «Методика преподавания курса Окружающий мир» изучается на 4-5-ом курсах в 8 и 9-ом семестрах. Программой предусматриваются лекционные, семинарские занятия, выполнение контрольной работы, итоговый контроль в форме экзамена в 9 семестре.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(8, 9 семестр)

Раздел, темы Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции семинар лабор.
1. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука     - -  
2. История становления и развития методики изучения «Окружающего мира».     - -  
3. Содержание и принципы отбора учебного материала       -  
4. Психолого-педагогические основы методики преподавания интегративного курса "Окружающий мир" (формирование представлений и понятий)     - -  
5. Методы обучения «Окружающему миру»       -  
6. Формы организации изучения "Окружающего мира" в начальных классах       -  
7. Материальные средства обучения   -   -  
8. Подготовка детей шестилетнего возраста к изучению естественнонаучного и обществоведческого материала - - - -  
9. Экологическое образование в процессе изучения окружающего мира     - -  
Всего       -  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука.

Характеристика «Естественной истории», «Природоведения», «Естествознания», «Окружающего мира» как учебных дисциплин. Место «Естествознания» в современном интегрированном образовательном комплекте стандарта «Окружающий мир». Современные тенденции в методике преподавания естественного материала в начальной школе (содержательные, интегративные; мировоззренческий, адаптационно-социолизирующий, практический аспект, эта направленность).

Методика преподавания естествознания как синтетическая наука. Многообразие научных трактовок понятия «методика преподавания естествознания» (педагогическая, дидактико-биологическая, собственно научная и т.п.). Целевые установки и функции данной дисциплины. Принципы построения курса (единства исторического и логического, преемственности, гуманизации, интеграции, развивающего и воспитывающего обучения). Понятийный аппарат методики (философские, научные, педагогические, природоведческие, заимствованные термины). Методическая основа и подходы к современной методике обучения естествознанию (диалектический, системно-структурный, синергетический, комплексный, дидактический, гуманистический, культурологический). Её межпредметные связи. Методы естественнонаучного методического исследования (теоретические, эмпирические, переходные, математико-статистические).

Функции и задачи преподавания естествознания в современной научной школе. Интегративный характер современного школьного курса «Окружающий мир». Поливариативность его репрезентации. Характеристика и многогранность образовательных, развивающих, воспитательных функций и задач данной дисциплины в начальной школе.

2. История становления и развития методики изучения курса «Окружающий мир»

Зарождение методики преподавания естествознания, дореволюционный период. Основные вехи в развитии методики преподавания естествознания. Фрагментальность изучения естествоведческого материала в детских учебных заведениях начала 8в. (академический период). В.Ф. Зуев – основатель методики преподавания естествознания (предметно-практический подход). Морфолого-систематическое (описательно-систематическое) направление преподавания школьного естествознания (А.М. Тряев, И.И. Мартынов, Ю.И. Симашко, И.И. Шиховской, В.В. Григорьев, Д.С. Михайлов, К.К. Сент-Илер и др.). Становление эволюционно-биологического подхода к изучению естествознания в школах России, в т.ч. в рамках направлений: биологического (А.Н. Бекетов, В.В. Половцов); фонетического (К.Ф. Рулье); предметного (А.Я. Гер, В.П. Вахтеров), экскурсионного (Д.Н. Кайгородов); краеведческо-«отчизноведческого» (Н.Х. Вессель, Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Д.Д. Семенов,С.А. Аржанов, А. Заборский); психологического (И.И. Полянский). Заложение основ экологического образования учащихся (Д.Н. Кайгородов). Роль литературного направления в становлении школьного естествознания (К.Д. Ушинский, А.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров). Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Л.С. Севрук, Д.И. Тихомиров, А.П. Вахтеров, В.В. Половцов и др.).

Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Последовательность развития природоведческих идей в школе 1918 – 1950-х годов (трудовая школа, программы ГУСа (1927), постановления 1930-х гг., учебные планы и нововведения в методике 1930 – 1980-х годов). Поиск в области альтернативных вариантов обучения естествознанию 1920-х годов – применение активных методов: «лабораторного» (идея Е. Паркхерст), «бригадно-лабораторного», «метода проектов» (У. Килпатрик), «активно-трудового», «исследовательского», «экскурсионного» и пр. Многообразие подходов к разработке школьного учебника природоведению (образовательный, практико-эмпирический, дистабилизационный, конструктивный).

Взгляды Н.К. Крупской, К.П. Ягодовского, П.А. Завитаева, М.Н. Скаткина, Б.Е. Райкова, на преподавания естествознания в начальной школе.

Перестройка начального образования в 1960 – 1970-е годы, ее влияние на преподавание естествознания. Разработки В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчакова, А.А. Монич, А.М. Низовой, В.С. Перекаловой, О.Н. Сороцкой и др. Реформа школьного образования 80-х годов ХХ в (П.А. Архангельский, Б.И. Гаджиев, П.В. Иванов и др.). усиление природоохранного аспекта и экологической направленности природоведческих курсов в начальной школе.

Специфика методики преподавания естествознания на современном этапе. Основные тенденции реформирования начального естественнонаучного образования: гуманизация, стандартизация, гуманитаризация на фоне популяризации культурологического и поликультурного подхода, психологизация, интеграция, вариативность, актуальность локально-регионального и национального характера переработке авторских программ, соблюдение преемственности, инновационность, экологизация. Поливариативность педагогических систем и разнообразие современных программ по изучению социальной и естественной природы на ступени начальной школы.

Содержание и принципы отбора учебного материала

Общие и специфические принципы обучения естествознанию

Многообразие современных дидактических систем и специфика преподавания в них естествознания. Принципы отбора учебного материала в курсе «Окружающий мир» и их классификация: методологические; научные; психологические; педагогические, в т.ч. общедидактические, частнодидактические – естествоведческие (традиционные – сезонности, краеведческий, экологической направленности, природоохранный, общеземлеведческий; вариативные, авторские – педоцентрический, культурологический, «принцип айсберга» и т.п.) и исторические (историзма, интеграции, антропоцентризма, теоретизации исторических и социальных знаний, культурологический, энциклопедичности). Принципы построения дидактической модели интегрированного курса «Окружающий мир» (комплементарности, доминанты и противоположности, иерархичности и преемственности, комплексности, эмоциональной активности, вариативности, многоуровневости и сбалансированности).

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Синтетический характер содержания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе последовательность усложнения. Структурные характеристики естественнонаучного и обществоведческого блоков. Компоненты естествоведческого образования. Характеристика уровней формируемых у младших школьников естественнонаучных знаний, умений (общеучебных, специальных), навыков.

Специфика построения и тематические блоки природоведческих программ 1988 – 1994 гг. Содержание образовательных областей «Естествознание» и «Обществознание» образовательного компонента «Окружающий мир», требования к подготовке учащихся. Содержание интегративной образовательной области «Окружающий мир» (стандарт 2006г.). Содержание современных образовательных блоков: «Человек и природа», «Человек и общество».

Особенности пропедевтического предмета «Окружающий мир», внутрипредметные и межпредметные связи. Модели его построения (однопредметная, межпредметная, комбинированная) и структурирования в нем учебного материала (линейная, концентрическая, спиральная, смешанная). Сущность краеведческого и экологического принципов в обучении естествознанию.

Система познавательных задач на уроках «Окружающего мира».

Методическая переработка и осмысление учебного материала. Система познавательных задач курса «Окружающий мир» в традиционной и развивающей моделях обучения: критерии развития, Уровни ее структурирования. Возможность применения проблемного, проблемно-диалогового, программированного обучения в процессе освоения младшими школьниками окружающего мира.

Этапы творчества в учебном процессе. Виды, критерии дифференциаций проблемных ситуаций. Разнообразие способов их создания. Использование побуждающего, подводящего диалогов, мотивирующих приемов при постановке проблемы и поиске ее решения на естественнонаучных занятиях. Принципы подготовки занятий в проблемно – диалоговом ключе.

Специфические особенности естествоведческих курсов на начальной ступени обучения. Место интеграции и дифференциации в процессе преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе. Повышение доли внутрипредметных, межпредметных связей. Виды интегрированных занятий (методы, приемы, разнообразие проводимых работ).

Многообразие современных вариативных естествоведческих курсов начальной ступени обучения. Специфика преподавания естествознания в разнообразных дидактических системах (традиционной, развивающей, коммуникативно- деятельностной, заимствованных и т.д.). Своеобразие моделей построения курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Многообразие естествоведческих программ традиционной системы обучения: однопредметный «Природа и люди» (З.А. Клепинина) и интегрированный «Окружающий мир» (З.А. Клепинина, Н.И. Ворожейкина); система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом» и интегрированный «Мир вокруг нас» (А.А. Плешаков); «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан); интегрированные «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин); «интегративный» «Окружающий мир» (Л.В. Тарасов, Г.В. Чибизова) в рамках модели «Экология и диалектика»; «Окружающий мир» (Л.И. Бурова); «Человек и окружающая среда» (Л.П. Симонова - Салеева), «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» (Е.А. Постникова); незаконченные линии - «Окружающий мир» (И.А. Петрова, И.В. Потапов), «Наш мир» (Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, О.Н. Федотова; комплект «Перспективная начальная школа», рук. Р.Г. Чуракова) и т.д.

Реализация идей развивающего обучения в программе «Естествознание» (Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец), «География» (А.В. Казаков), «Знакомимся с географией» (Л.И. Медведева, Е.И. Свириденко), интегрированных «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.В. Казаков), «Окружающий мир» (И.П. Товпинец) и др. по методике Л.В. Занкова; «Окружающий мир» («Естествознание») (Е.Н. Букварева, Е.В. Чудинова) по методике Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Своеобразие реализации на практике образовательной области «Обществознание».

Специфика преподавания обществоведческого материала в образовательном компоненте «Окружающий мир».

Место валеологического материала в современных пропедевтических курсах «Окружающий мир». Разнообразие направлений разработки валеологии (теоретико- методологическое, социологическое, релаксационное, образовательно- технологическое, образовательное, физиолого–гигиеническое, ценностно– ориентировочное и т.д.). Характеристика современных валеологических программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Педагогика здоровья» (В.Н. Касаткин), «Расти здоровым» ()Г.К. Зайцев), «Помоги себе сам» (Е.А. Васильева), «Валиология» (под рук. О.Л. Трещевой), «Уроки здоровья» (Л.А. Обухова) и т.д. Методика работы с валеологическим материалом и реализации здоровьесберегающих технологий.

Содержание подготовки младших школьников по курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ): блоки «Условия безопасности поведения учащихся», «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» и их реализация в современных курсах «Окружающий мир». Своеобразие работы с данным материалом. С учетом преемственности характеристика разнообразия программ и методических разработок, предназначенных для обучения ОБЖ детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Основы безопасности и жизнедеятельности» (Л.П. Анастасова), «Основы безопасности и жизнедеятельности» (А.В. Гостюшин), «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева и др.) и т.д.

Цели и задачи пропедевтического ознакомления учащихся с историей Отечества, родного края, цивилизаций. Модели построения исторических курсов, предназначенных для изучения в начальной школе (однопредметная, интегрированная). Методика ознакомления детей с историческим материалом в программах: «Введение в историю» (Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, Н.В. Иванова), «История России» (М.Т. Студеникин), «Твоя Россия» (Н.Я. Чудко, Л.Е. Родионова), «Ведение в историю России» (З.В. Левицкая); факультативных «Ведение в народоведение, Родная земля» (М.Ю. Новицкая), «История становления человека» (Н.Я. Чудко) и др.

Федеральные и локальные краеведческие программы. Принципы и разнообразие форм организации краеведческой работы.

4. Психолого-педагогические основы методики преподавания (формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения «Окружающего мира»)

Специфика познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Характеристика познавательной деятельности младших школьников (познавательные интерес, активность, стадии развития) и способов ее стимулирования в процессе изучения естествознания (обществоведения). Развитие познавательно – поисковых способностей, наблюдательности, внимательности, логического мышления, речи, фантазии, раскрытие творческого потенциала детей в процессе обучения «Окружающему миру». Приемы развития логического мышления детей на природоведческом. Возможная исследовательская деятельность школьников в процессе освоения окружающего.

Характеристика процесса формирования естествоведческих представлений и понятий.

Ступени познания ребенком окружающего мира (ощущение, восприятие, представление, формирование понятий) и их характеристика. Классификация понятий дисциплины «Окружающий мир». Этапы, пути осуществления и условия эффективности протекания мировоззренческими понятиями и представлениями (пространство, время и т.п.) в рамках раскрытия идеи целостности мира. Уровни сформированности учащихся начальных классов естествоведческих понятий (фактологический, описательный, доказательный, творческий) и методика их определения.

Система представлений и понятий на уроках естествознания начальной школе. Использование алгаритмированного подхода в процессе формирования. Алгоритм составления конспекта занятия по принципу «понятийной грозди».

5. Методы обучения по курсу «Окружающему миру»

Общая характеристика методов и методических приемов обучения "Естествознанию" и "Обществознанию".

Поливариативность подходов к трактовке понятия "метод обучения" в современной науке. Метод как синтетическое образование. Методические приемы как таксономические единицы способа обучения и их классификации (по дидактической задаче, характеру деятельности).

Целостный по проблеме методов. Многообразие классификаций способов обучения в современной методике преподавания "Окружающего мира". Классификация по источнику получения информации деятельности учителя и учащихся. Выбор методов и приемов обучения, их сочетание в учебном процессе по преподаванию естествознания. Элементы проблемного и программированного обучения при изучении природы.

Современные тенденции изменения традиционной методы использования способов обучения естествознанию.

Многообразие словесных методов обучения естествознанию. Роль слова как источника знаний о природе. Многообразие словесных методов и возможности их использования на уроках "Окружающего мира". Характеристика монологических (рассказ, инструктаж, мини-лекция), диалогических (беседа), полилогических (учебная дискуссия, полилог) способов получения информации: общая характеристика, видовое разнообразие, предъявляемые требования, особенности структурирования и технология применения, типичные ошибки. Специфика отбора словесных методов обучения младших школьников "Окружающему миру".

Работа с учебной и научно-популярной литературой: приемы и технология обучения. Структурные компоненты любого учебного пособия. Этапы организации работы с учебником и ее варианты с дополнительной учебной литературой. Технология работы с детской научно-популярной литературой в курсе "Окружающий мир" (своеобразие в естествоведческом и обществоведческом блоках). Формирование культуры читателя в процессе ознакомления младших школьников с миром. Методика работы с учебниками, учебно-методическими комплектами по курсам образовательной компоненты "Окружающий мир" в разных классах образовательного уровня. Специфика работы с текстами в курсе "Окружающий мир" развивающих систем обучения. Своеобразие применения словесных методов обучения младших школьников естествознанию проблемного характера.

Роль наглядных методов в освоении окружающего мира. Наглядные методы как источник обучения, воспитания и развития учащихся и многообразие их классификаций. Сравнение принципа наглядности и наглядного метода. Технология демонстрации различных натуральных и иллюстративных наглядных средств (формы, сопутствующие методические приемы). Специфика проведения демонстрационных опытов (экспериментов) в начальной школе. Место экранно-звуковых средств обучения в процессе ознакомления с природой.

Практические методы обучения естествознанию. Многообразие практических методов обучения естествознанию и их роль в развитии младших школьников. Самостоятельная работа: ее значение для реализации практических методов на уроках естествознания, основные виды, условия эффективного применения.

Наблюдение - основной наглядно-практический метод исследования природы в начальных классах. Отличие наблюдения от наблюдательности. Умение и навыки наблюдения, необходимые для детей младшего школьного возраста. Разновидности наблюдений их значение, требования к проведению, общие рекомендации. Обязательный минимум системных наблюдений за природой в начальной школе. Технология подготовки и организации наблюдений, многообразие приемов и форм регистрации их результатов. Роль индивидуальных фенологических дневников наблюдений и классного "Календаря природы и труда" для организации наблюдений учащихся, методика работы с ними.

Виды лабораторных опытов, используемых в курсе "Окружающий мир", и последовательность их усложнения от 1 к 4кл. Трудности в организации и проведении опытов. Общие требования к проведению уроков с лабораторными опытами. Приемы активизации работы, применяемые при проведении лабораторных опытов.

Многообразие практических работ на уроках естествознания и их классификации, технологии проведения. Методика работы с различными картографическими пособиями.

Моделирование. Виды моделей, используемых в курсе "Окружающий мир" (структурные, функциональные; предметные, предметно-схематические, графические, постановочные). Технология моделирования на уроках естествознания, и ее своеобразие в традиционной и развивающей системах обучения.

6. Формы организации изучения курса «Окружающий мир»

Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения природы. Неоднозначность трактовки понятия "форма обучения" в современной методике преподавания "Окружающего мира". Многообразие классификаций форм обучения естествознанию, их специфика и взаимосвязь. Своеобразие урочной, внеурочной и внеклассной работы, а также фронтальных, групповых, парных, индивидуальных ее видов в курсе естествознания; возможности их сочетания. Технология подготовки учителя к занятиям по курсу. Планирование и его виды. Этапы работы по составлению годового, тематического плана.

Типология уроков обучения "Окружающему миру". Урок - ведущая форма изучения природы, его типология и функции. Основные требования к современному уроку естествознания. Общие пути его совершенствования и интенсификации. Разнообразие классификаций естествоведческих и обществоведческих уроков в начальной школе. Специфика типов урочных занятий по естествознанию. Традиционная и дробная структура урока, ее взаимосвязь с типом конкретного занятия.

Смешанный (комбинированный) урок как наиболее распространенный тип занятий в курсе "Окружающий мир", его структурные компоненты.

Предметные уроки, их структура и этапы. Роль предметных уроков в формировании у младших школьников природоведческих представлений и понятий. Трудности в подготовке, организации и проведении.

Вводные, контрольные и обобщающие уроки, их система и структура. Условия эффективности проведения последних.

Место игровой деятельности в процессе преподавания естествознания и обществоведения в начальной школе. Нетрадиционные ("нестандартные") формы проведения занятий по курсу "Окружающий мир". Специфика интегрированных уроков. Структурные особенности занятий в вариативных методиках обучения младших школьников естествознанию (уроков объяснительного чтения, постановочного, конкретизации способа и отбора знаний). Применение новых педагогических технологий на уроках "Окружающего мира" (игровых, модели групповой работы, учебного проектирования) и во внеурочной работе.

Значение и особенности учета, оценки знаний, умений и навыков в данном курсе. Методика проверки и оценки знаний учащихся на уроках естествознания (требования, уровни усвоения.) Виды контроля (текущий, итоговый, административный) и специфика их организации. Место опроса на уроках естествознания: разновидность, преимущества, типичные ошибки и недостатки. Многообразие проверочных заданий, используемых в курсе "Окружающий мир", и их своеобразие в различных системах обучения. Требования к оцениванию естествоведческих знаний учащихся и его специфика при безотметочном обучении.

Экскурсии в природу. Понятие "экскурсия" и ее специфические признаки. Отличие экскурсии от учебной прогулки. Значение экскурсий в природу для обучения, воспитания и развития учащихся. История становления школьного экскурсионно-краеведческого дела в России. Современная типология экскурсий, рекомендуемых к проведению в пропедевтическом курсе "Окружающий мир", и их структура. Своеобразие природоведческих, социальных, экологических разновидностей.

Методика организации экскурсий по естествознанию. Подготовка учителя к экскурсии, ее оборудование. Этапы проведения экскурсионной работы; структура урока экскурсии иллюстративно-исследовательского, комбинированного характера. Возможности проведения мини-исследований, мини-экспериментов. Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на экскурсии в природу. Общие требования к проведению экскурсий в начальной школе.

Методика краеведческой работы в начальной школе. От "отчизноведения", "родиноведения" к краеведению. Принципы, уровни, формы краеведческой работы в младших классах.

Внеурочная работа по естествознанию. Необходимость внеурочной работы в процессе изучения природы в начальной школе и ее особенности. Виды внеурочной работы в зависимости от места ее проведения: в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке. Связь внеурочной работы с урочной деятельностью по естествознанию. Характер проведения систематических наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека, фиксации результатов в дневнике наблюдений. Методика работы с дневниками наблюдений по классам, необходимость их введения в учебно-методический комплект.

Место внеклассной работы по естествознанию в учебно-воспитательном процессе. Значение внеклассной работы по естествознанию для образования, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Ее отличие от внеурочной. Разновидность внеклассной работы. Принципы организации и ее природоохранная направленность.

Содержание и организация различных форм внеклассной работы в начальной школе. Индивидуальная форма внеклассной работы: выполнение различных заданий учащимися по наблюдению за объектами живой и неживой природы, проведение опытов, различные виды коллекционирования, внеклассное чтение, оформление результатов выполненной работы, подготовка докладов, отчетов, рефератов, изготовление наглядных пособий и т.д. Групповая внеклассная работа: кружки любителей природы, различные виды экскурсий, клубы, общества, - в т.ч. и эпизодического характера (в целях подготовки праздника и другого массового действия). Факультативные естествоведческие курсы в начальной школе: "Экология для младших школьников", "Планета загадок" (А.А. Плешаков), "Экология" (А.В. Зверев) "Твоя Вселенная" (Е.П. Левитан), "Здоровье человека и окружающая среда" или "Лес и человек" (Л.П. Симонова - Салеева). Массовые формы внеклассной работы, ее виды (вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, экскурсии, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН, часы занимательного естествознания и т.д.). Педагогические условия воспитательной эффективности праздников, проведение "недель", "дней" природоохранной, экологической направленности. Возможности проведения в начальной школе полевого экологического практикума.

7. Материальное обеспечение школьного курса «Окружающий мир»

Суть понятия «материальное обеспечение курса».

Значение материальной базы для проведения занятий по естествознанию. Составляющие учебно-методического комплекса: кабинет естествознания в помещении для начальной школы с соответствующим оборудованием; уголок живой природы; учебно-опытный участок; географическая площадка; экологическая тропа.

Отдел (кабинет) естествознания в помещении для начальной школы и его составляющие (методический и экспозиционный разделы, средства обучения). Принципы создания оборудования для уроков естествознания, его классификация. Специфические требования к изготовлению самодельного оборудования. Традиционный минимум для начальной школы (наглядные природоведческие, экранно-звуковые средства обучения, картографические пособия) и методика работы с ним. Дидактические требования к отбору и размещению в отделе естествознания оборудования и наглядных учебных пособий. Методика работы в нем.

Организация уголка живой природы в школе (растительный, животный, эколого-краеведческий отделы). Требования к подбору, размещению и содержанию в нем растений и животных. Возможности проведения терапевтической работы в уголке живой природы.

Специфика обустройства пришкольного учебно-опытного участка и его значение для изучения естествознания. Экскурс в историю создания школьных садов. Подбор и размещение основных культур. Виды проводимых работ: выращивание цветочно-декоративных растений, овощных и плодово-ягодных культур, проведение фенологических наблюдений и опытов – практических работ.

Географическая площадка и ее роль в обучении естествознанию: оснащение, методика работы на ней с младшими школьниками.

Виды и технология создания учебно-экологической тропы. Методика работы с ней. Своеобразие проведения занятий на экологической тропе с младшими школьниками.

Date: 2016-05-24; view: 2218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию