Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. 1.Изучить содержание материала программы, относящегося к избранной теме





1. Изучить содержание материала программы, относящегося к
избранной теме.

2. Определить, какие теоретические и технологические сведе­ния должны быть сообщены школьникам, в какой форме они мо­
гут быть занесены в рабочие тетради.

3. Выбрать из примерного перечня блюдо, которое можно при­готовить на занятии; определить по рецептуре все ингредиенты.

37!

 

4. Разработать содержание и форму проведения вводного инст­руктажа.

5. Подготовить (если необходимо — разработать) учебно-мето­дические материалы: технологическую или инструкционную кар­
ту, схемы технологической обработки (с режимами), карточки-
задания, ТСО.

6. Продумать форму организации практической работы школь­
ниц. Если изготовление блюда не укладывается в учебное время,
определить вариант его завершения.

7. Составить план-конспект проведения занятия.

Литература: [35, 44, 49].

ЛАБ0РАТОРН0-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕМЕ «ГИГИЕНА ДЕВУШКИ. КОСМЕТИКА»

С УЧАЩИМИСЯ V-VI1 КЛАССОВ

Цели работы:

• освоение методики сообщения школьницам знаний по уходу
за телом;

• овладение техникой формирования гигиенической культуры
с учетом возрастного фактора.

Общие методические рекомендации

Анализ программы технологии по разделам этой тематики от­четливо показывает, что в ней на основе преемственности идет расширительное познавание очень важных для человека сведений. Их содержание учитывает возрастной фактор, т. е. если в V классе — это, например, просто гигиенические требования по уходу за во­лосами, то в VI школьниц знакомят с коррекцией типа лица с помощью прически, а в VII — обучают единству стиля костюма, прически, косметики. Соответственно увеличивается и количество часов, отводимых на изучение этих тем.

Преподавание материала в разных классах имеет свои методи­ческие особенности. Следует учитывать, что материал раздела пред­ставляет большой интерес для учащихся, пристрастно относящихся к своей внешности и способам коррекции своего облика. Одновре­менно следует иметь в виду, что школьницы имеют определенный бытовой опыт, частично информированы через массмедиа, стал­киваются с навязчивой рекламой. Однако надо учитывать и то об­стоятельство, что системы знаний по вопросу пока нет, а некото­рые сведения используются школьницами неправильно.

Вот почему представляется оправданным, чтобы при изложе­нии материала учитель технологии стремился к достижению не­скольких целей.


Во-первых, теоретические сведения по разделу должны изучаться на основе преемственности, с тем чтобы в VI классе опираться на изложенное в V, а фундаментом понятий в VII были знания и умения, приобретенные прежде.

Во-вторых, следует добиваться, чтобы знания о гигиенических требованиях по уходу за кожей, волосами, ногтями доводились до школьниц в органическом единстве медицинской и общечелове­ческой культуры. Разве не благодатна для разговора с девочками тема: никакие суперкремы не исправят цвет кожи у курящей, так как никотин прежде всего поражает мелкие кровеносные сосуды, которых так много на лице человека. Землистый, нездоровый цвет кожи не улучшат в этом случае никакие средства.

В-третьих, если с подросткового возраста целенаправленно формируется искусство макияжа, чувство меры в косметике, про­думанно подобранный стиль одежды, манеры, пластика движе­ний, короче — все то, что придает женщине прелесть и обаяние, это может стать предметом интереса и внимания со стороны ок­ружающих, что важно в психологическом плане. Понимание этих аспектов вызывает значительную мотивацию у учащихся. Здесь воспитание вкуса, приобщение к чувству прекрасного прямо ре­шает задачи эстетического и нравственного формирования лич­ности будущей женщины, понимающей, каким должен стать ее образ.

Учитель технологии должен отдавать себе отчет и в том. что такое воздействие на девушек очень важно еще и потому, что вос­питанные качества, вкус и гармонию она, будущая мать и хозяйка дома, обязательно передаст своим детям. Следовательно, речь идет о медицинской и общечеловеческой культуре значительной про­слойки целого поколения.

Еще одним аспектом преподавания раздела может стать фор­мирование чувства собственного достоинства, что является осно­вой самоутверждения. Да и для интеллектуального развития лич­ности материал раздела может дать немало: масса специальных терминов, интереснейшие факты из истории, даже из мифоло­гии, необходимость систематически обновлять знания по новин­кам гигиены и косметологии.

Действительно, цепочка, протягивающаяся от нового слова «эпидермис» (греч. epi — на, над; сверху + derma — кожа) к врачу-дерматологу, специализация которого теперь становится ясной, делает девочек более эрудированными. А таких цепочек при изуче­нии материала разделов в V—VII классах выстраивается множество.

Вот почему молодому учителю следует учитывать все сказанное выше при проведении занятий с девочками по теме программы «Гигиена девушки. Косметика».

Вместе с тем представляется, что в методическом и организа­ционном плане проведение занятий с девочками по названной

 

теме должно проходить несколько иначе, чем по предыдущим раз­делам. Вот некоторые соображения.

1. Теоретический материал на занятиях может превалировать над
упражнениями школьниц. Он должен, начинаясь с краткого экс­
курса в историю, опираться на строго научную основу в свете по­следних достижений гигиенистов. Причем преподносить сведения
целесообразно в интегрированном виде: влияние рационального
питания, здорового образа жизни, воздействия окружающей сре­ды на состояние кожи, волос, ногтей должно показываться в ком­плексе.

2. Без наглядных учебно-дидактических материалов излагать ма­териал по гигиеническим требованиям и косметике весьма за­труднительно. В школьных учебных пособиях он не отражен совсем
или весьма скудно. В то же время в различных источниках имеются
достаточно легкие для копирования конкретные рисунки (см.: Лаза­
рева Т.Ф., Растегина И. В.
Гигиена и косметика: V— VT1 классы //
ШиП. — 1996. — № 6; Степанычева Л. В. Секреты вашей милости // Сделай сам. — 1998. — № 4). Их использование упрощает объясне­ние, так как они органично вплетаются в логику изложения. При использовании цветных иллюстраций эффективность усвоения по­вышается.

3. Наиболее приемлемыми формами организации практических
работ являются лабораторно-практические работы, например: «Оп­ределение типа кожи», «Оценка типа лица и его элементов» или
упражнения с использованием письменного инструктирования.
Следует сказать, что можно организовать и экспертные оценки в
составе звена по достижению цветовой гармонии или единства
стиля. В любом варианте разработка практических работ должна
быть очень тщательно продумана, богато иллюстрирована. Одному
учителю технологии будет сложно решить эту задачу. Намного эф­фективнее, если этот материал будет реализован в проекте стар­ших школьниц, а затем использован на уроках. Можно заблаговре­менно поручить подготовку заданий хорошо рисующим девочкам
из разных классов. Естественно, они должны быть обеспечены ори­гиналами для копирования в цвете.

Мы выражаем твердое убеждение, что эти, очень значимые для школьниц, занятия при их правильной и тщательной подготовке могут проводиться с успехом, интересно и увлекательно.

Задание

1. Выбрать (если не задан преподавателем) конкретный класс.
Изучить содержание раздела программы для него.

2. Подготовить план-конспект занятия.

Порядок выполнения работы

1. Определить объем и содержание излагаемых теоретических сведений.


2. Выяснить для сообщения школьницам происхождение специ-альных терминов, определений.

3. Подобрать литературу, статьи из журнала, иллюстрации;
которых могут быть использованы при объяснении.

4. Продумать форму и порядок изложения материала. Выбрать
вариант практической работы на уроке.

5. Подготовить материально-дидактическое обеспечение упраж­нений учащихся.

6. Подобрать перечень источников по гигиене и косметике, ко­торые могут быть рекомендованы для внеклассного чтения.

7. Оформить план-конспект урока.

Литература: [33, 47].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗДЕЛАМ «ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА»

С УЧАЩИМИСЯ V-V1I КЛАССОВ

Цели работы:

• изучение методики формирования у учащихся эстетического
начала при создании интерьера жилого дома;

• освоение проведения занятий по композиции в интерьере с
использованием макетирования;

• развитие навыков обучения школьниц прикладным умениям
по созданию комфорта в доме.

Справочно-информационный блок

Одним из новых направлений в программе технологии, при­званном в органическом единстве решать задачи трудового и эсте­тического воспитания школьников, является изучение раздела «Интерьер жилого дома». На его темы «Интерьер кухни, столо­вой» в V классе отводится 4 ч, «Интерьер жилого дома» — в VI 4 ч и в VII 2 ч. Анализ содержания теоретических сведений, сообщае­мых школьницам в классам, показывает различие по направлен­ности материала.

В V классе, где девочки впервые изучают вопросы кулинарии и сервировки стола, в развитие представлений о рабочей зоне хо­зяйки предусматривается создание интерьера кухни. Школьниц знакомят с требованиями, которые предъявляются к этой важной части жилого дома установленными правилами ухода за оборудо­ванием, мебелью, посудой и принадлежностями кухни и столо­вой. В программу введены требования эстетического характера, призванные, наряду с выработкой у школьниц прагматического подхода к интерьеру кухни, воспитывать умение создавать уют и комфорт.

В VI классе в программу вводится понятие о композиции в ин­терьере. Девочек знакомят с основными требованиями интерьера: обеспечение оптимальных условий для пользователей и отражение индивидуальности вкуса проживающих. Расширяются представле­ния о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к уборке жилых помещений, средствах по уходу. Изучается роль освещения в интерьере.

Особое внимание уделяется обучению школьниц вариантам де­коративного решения интерьера, в том числе отвечающим нацио­нальному укладу и образу жизни.

В VII классе школьницы знакомятся с множественными функ­циями комнатных растений в интерьере жилого дома.

Таким образом, b V — VII классах предусмотрено поэтапное фор­мирование у школьниц системы знаний об интерьере жилого дома, полезных для применения в жизни.

Молодому учителю технологии придется столкнуться с недо­статочным присутствием в школьных учебных пособиях необходи­мых материалов по темам.

Для первоначального набора нужных сведений рекомендуем следующие источники.

V класс. Коноплева И. П. Привлекательная и многофункцио-

нальная (о кухне) // Сделай сам. — 1995. — № 1.

Зуев А. В. Кухонная мебель // Сделай сам. — 1998. — №4.

Хаханова Л. П. Цвет в интерьере жилого дома //Школа и производство. — 1995. — № 3.

VI класс. Хаханова Л. П. Композиция интерьера жилого лома // Школа и производство. — 1997. — № 1. Широкова Г. А. Убранство вашей гостиной // Сделай сам.— 1997. — №4.

Широкова Т. А. Детская — комната, в которой можно все! // Сделай сам. — 1998. — № 4. Хаханова Л. П. Искусственное освещение в интерьере жилого дома // Школа и производство.— 1997. — № 5. Летинкова О. Г. Идеи на тему: «Мой дом — моя кре­пость» //Сделай сам. — 1996. — № 1.

VII класс. Лазарева Т. Ф., Киперман С. И, Комнатные растения в

интерьере жилого дома // Школа и производство. — 1997.- № 1.

Следует обратить внимание, что авторы статей приводят спи­ски литературы, которая также может быть использована. Есте­ственно, необходимо обращаться к журналам «Техническая эсте­тика», «Мой дом», «Интерьер» и другим, где можно подобрать разнообразные материалы по программе.

Необходимый набор данных по экологии жилища можно найти в работе: Горбатовский В. В. и др. Экология жилища. — М, 1995.

При всей общности материала, изучаемого по разделу «Интерьер жилища» в разных классах, уроки могут проводиться различно. Вместе с тем практика их проведения показывает целесообразность использования приемов, которые формируют у школьниц осознанное понимание нового материала, вырабатывают практи­ческие умения для самостоятельного решения задач, связанных с интерьером жилого лома.

Одним из таких приемов является использование на занятиях с учащимися макетирования. Это позволяет наглядно иллюстрировать объясняемый материал, создавать зрительные образы, понят­но раскрывающие сведения, которые учитель доводит до школь­ников.

Начиная разговор с пятиклассниками, учитель технологии мо­жет охарактеризовать кухню как помещение, выполняющее наи-больше число функций по сравнению с тем, сколько функций выполняют остальные комнаты.

В нашей стране так сложилось, что в большинстве случаев кух­ня не только место приготовления и употребления пищи, но и место, где порой принимают близкого друга, и уютный домаш­ний клуб.

Вместе с тем долгое время в массовом строительстве проекти­ровались небольшие по площади кухни. При наличии непремен­ных плиты, мойки, холодильника в них нужно расположить ку­хонную мебель и предусмотреть хранение посуды, инвентаря, при­надлежностей. Это — непростая задача.

Между тем существует ряд приемов, позволяющих рационально расположить все необходимое: использование, например, транс­формируемой мебели, многофункциональных элементов (уголок-хранилище), а главное, продуманное использование так называе­мых мертвых зон. При внимательном изучении таких не использу­емых пустых пространств (углы, расстояния между мебелью и т.п.) оказывается немало.

Методически оправдано, если учитель технологии использует два варианта демонстрации:

1. Из обычного картона делается открытый с одной или с двух сторон макет кухни. Пол закрывается миллиметровой бумагой, чтобы использовать масштаб. Все компоненты интерьера представ­ляют собой картонные квадратики (в масштабе) с рисунками сверху, поясняющими что это (мойка, плита и т. п.). В таком случае легко оценить расстояния, возможность подхода к элементу и т.д. Стены помещения (столовой или кухни) можно оформлять сни­маемыми полосами бумаги разного цвета для иллюстрации цвето­вой гаммы интерьера.

2. Второй вариант сложнее, но производит большее дидакти­ческое впечатление на обучаемых. Для использования этого при- 377

ема желателен рабочий контакт с учителем технологии (техниче­ского труда). Коллега может помочь изготовить миниатюрные маке­ты столов с выдвижными столешницами, тумбочек с выдвигае­мыми досками для разрезания, шкафов, на дверках которых ук­реплены мусорное ведро, приспособление для сушки полотенец, вехоток и др. Макет холодильника, стоящего на ящике для хране­ния овощей, круглые поворотные полки для кастрюль — перечень может быть большим. Такое материальное обеспечение раздела может быть полезным надолго.

Можно для макетирования использовать элементы, изготовлен­ные из пенопласта, материала недефицитного, очень легко обра­батываемого и прекрасно окрашивающегося (оклеивающегося).

В VI классе школьниц следует знакомить с разными вариантами организации столовой, спальни, детской комнаты, зон отдыха, приготовления пищи. Здесь представляется уместным дать методи­ческие рекомендации, пользуясь которыми ученицы будут пра­вильно использовать общее и местное освещение.

Правильное освещение оберегает наши глаза, создает так на­зываемый зрительный комфорт. Недостаточная освещенность вы­зывает чрезмерное напряжение зрения, большая яркость света тоже утомляет, раздражает глаза. Чтобы читать или, например, шить, нужно одно освещение, заниматься уборкой — другое, сидеть перед телевизором — третье. Поэтому очень важно, чтобы каждая комната, а иногда и каждый ее уголок были освещены в соответ­ствии со своим назначением.

В прихожей нужно иметь яркое общее освещение: плафон или висячий светильник под колпаком, а также бра возле зеркала, лучше. Всего с обеих сторон зеркала и примерно на уровне головы. Непра­вильно помешать источник света вверху над зеркалом, так как в этом случае видимость недостаточна и, кроме того, на лицо смот­рящего в зеркало ложатся тени, искажающие внешний облик.

В общей комнате освещение должно быть общее (от потолка) и специальное (торшер, бра, светильник, настольная лампа). Для люстры желательно иметь переключатель, регулирующий силу света: три, пять, шесть лампочек. Специальное освещение необходимо для чтения, работы, еды и т.п.

Для освещения зоны отдыха и рабочей зоны хороши пристен­ные подвесные светильники на длинных кронштейнах и торшеры с одной или несколькими лампочками. Для освещения обеденного стола в большинстве случаев применяют висячие потолочные све­тильники. Стол должен быть освещен полностью, а источники света закрыты так, чтобы свет не действовал непосредственно на глаза сидящего за столом.

Удобно местное освещение, которое делает светлой и яркой только нужную часть комнаты, оставляя затененным все осталь­ное пространство. С помощью ламп на подвижных кронштейнах


можно хорошо осветить рабочее место — письменный стол, чер­тежную доску, швейную машину — и не мешать остальным чле­нам семьи.

В спальне кроме общего освещения желательно иметь светиль­ник возле туалетного столика и — если уж так получается, что вам приходится читать лежа, — бра над кроватью. Его надо расположить над головой или несколько сбоку от головы читающего. Очень удобна здесь лампа на шарнирном устройстве, что дает возможность на­правлять свет на страницы книги в зависимости от положения читающего. Абажур для такой лампы делают непрозрачным, что­бы свет не мешал другим членам семьи, находящимся в спальне.

У туалетного столика лучше всего устроить двухстороннее осве­щение, так чтобы источники света расположились на уровне голо­вы человека, сидящего у столика, и давали мягкий, рассеянный свет белого или розового оттенка.

В детской комнате должно быть общее освещение, специальное (над рабочим столом и местом для игр) и ночник. В комнатах для детей дошкольного возраста светильники, выключатели и штеп­сельные розетки должны помещаться в местах, недоступных для детей. Проводка лучше всего скрытая. В детских комнатах не следует ставить настольные лампы, падение которых может вызвать несчаст­ный случай. Над рабочим местом ребенка лучше всего укрепить настенную лампу на шарнирных кронштейнах, которую рекомен­дуется прикреплять с левой стороны стола. Абажур висячей лампы лучше сделать из материала, рассеивающего свет. Абажур настенной лампы — из непрозрачного материала, должен давать узкую полосу света, сосредоточенного на рабочем месте. Освещение ком­наты должно быть достаточно ярким, но без резкого перехода от света к тени.

В кухне рекомендуется общее освещение и местное — над рабо­чим столом хозяйки. Для освещения кухонного стола, мойки и плиты очень удобны лампы дневного света: они более прочные, а энергии расходуют в четыре раза меньше, чем обычные лампы. Над обеденным столом свет люминесцентных ламп плох, он при­дает продуктам бледный, неаппетитный вид.

В ванной — вверху плафон, дающий свет на все помещение, и боковое освещение (настенное) возле умывальника с зеркалом. Здесь можно применять лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Будет уместно рассказать школьницам об оформлении интерь­ера предметами декоративно-прикладного искусства. Интересны будут девочкам различные полезные советы, которые в изобилии можно найти в литературе по любому вопросу: уборке, чистке раз­личных предметов, подготовке жилья к зиме и т.д. У учителя тех­нологии может возникнуть проблема с показом детям иллюстра­ций, многие из которых в журналах выполняются небольшими по

 

размеру. Здесь можно вспомнить о старом добром друге — эпиди­аскопе или воспользоваться выполнением кодограмм на прозрач­ной пленке, применяя ксерографы (ксероксы).

Для семиклассниц тема урока несомненно будет крайне инте­ресна, если она заранее будет обеспечена различными видами под­ставок под цветы, цветочницами, подвесными устройствами. Сей­час выпускается большое разнообразие имитаций, позволяющих организовать прекрасную лабораторно-практическую работу по оформлению интерьера комнатными растениями. На этом занятии как нигде имеется возможность использовать красочные рисунки, сделанные школьницами. Очень значимым представляется обуче­ние девочек нехитрым законам составления букетов и способам долгого сохранения цветов в квартире.

Эти занятия призваны оказать большое влияние на эстетиче­ское развитие школьниц, привития им вкуса, способности созда­вать гармонию в интерьере.

Молодому учителю технологии полезно вдуматься в то обстоя­тельство, что изложение тем раздела потребует прежде всего эру­диции и достаточной подготовки по вопросу от самого учителя.

Подчеркнем, что успех проведения уроков по разделу может сложиться из двух составляющих:

• тщательно подобранного и продуманного материала для пре­поднесения школьницам;

• высокой обеспеченности устного изложения средствами на­глядности, иллюстрирующими объяснение.

При соблюдении этих условий можно быть уверенным в дости­жении значительных дидактических результатов.

Задание

1. Выбрать тему урока по программе для соответствующего класса.

2. Подготовить план-конспект проведения занятия.

Date: 2016-05-24; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию