Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок выполнения работы. 1.Выберите изделие для разработки творческого проекта1. Выберите изделие для разработки творческого проекта. 2. Определите содержание и последовательность действий школьников на: а) организационно-подготовительном этапе; б) технологическом этапе; в) заключительном этапе. 3. Определите содержание и последовательность своих действий 4. Распределите по времени (в соответствии с программой) занятия по теме «Проект» применительно к избранному изделию. 5. Составьте структуру пояснительной записки на творческий 6. Оформите план проведения занятия творческим проектом. Литература: [11, 16, 21, 22, 25, 26, 30, 33, 35, 48]. ЛАВОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ (ЧАСТЬ 2) Цели работы: ■ изучение методики обучения учащихся экономическому обоснованию творческих проектов; •освоение будущими учителями концепции и процесса дизайна. Расширяющий блок Трудовое обучение — предмет, представляющий совокупность разноуровневых фрагментов знаний из различных (главным образом, практических) наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, нацеленной на решение многоплановой задачи трудового становления личности ученика. Среди задач трудовой подготовки школьников есть две, очень важные для любой сферы деятельности человека. 1. Экономическое образование — школьник должен понять, из 2. Экологическое воспитание — любому члену общества должно быть небезразлично, как применяемая технология воздействует В настоящее время соответствие изделия назначению недостаточно рассматривать как единственно значимый фактор. Учитель технологии должен способствовать осмыслению учащимися влияния целого ряда факторов, связанных с данным изделием, его использованием, размещением после использования. Слишком много технологических нововведений было «выплеснуто» в мир без учета экологических и социальных последствий. Вот почему, если проектное задание выполняется по конкретному изделию (направлению), оно обязательно должно проводиться с соответствующим экономическим обоснованием. Здесь необходимо сделать оговорку следующего характера. Ниже будут приведены варианты экономических расчетов, достаточно полно предложенные в пособиях В.Д.Симоненко [42,43,48]. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что в отечественной школе качество изготовленного учеником изделия традиционно являлось основным показателем результативности обучения. Между тем, опять-таки традиционно, отечественные изделия намного более материалоемки, иногда сложнее в конструкции, требуют больших энергозатрат при эксплуатации, чем аналогичные зарубежные.
Думается, в таком подходе не последнюю роль играет экономическое воспитание «с младых ногтей», когда человека заставляют сначала задуматься, чему равны временные и материальные затраты при изготовлении, а затем и выработать привычку к поиску более экономичного способа производства. У американцев есть выражение: «Он недостаточно умен, чтобы создавать простые вещи». Производство «любой иеной» ушло в прошлое, вместе с индустриальным веком. Новое, постиндустриальное общество, в которое мы входим, должно воспитывать у своих будущих членов привычку к расчету, к дизайну, который учитывает экономические характеристики без отрыва от эргономических, эстетических, экологических и социальных факторов. Школьник должен делать экономические расчеты, отвечая самому себе на вопросы: «Хорошо ли выполняет изделие свое назначение? Легко ли, удобно ли его использовать? Привлекательно ли, нравится ли оно мне? Хотел бы я его иметь или использовать?» Это — экономические вопросы, хотя на первый взгляд они вроде бы не связаны с расчетами. Однако достаточно вспомнить недавнее прошлое, когда склады многих предприятий были забиты продукцией, не находящей спроса, чтобы понять — здесь чистая экономика. Реализуется то, что пользуется спросом. Таким образом, в экономическое обоснование проекта (и к этой Естественно, экономические расчеты, равно как сложность изделий, разнятся по классам. По мере взросления учеников их расчеты будут обоснованнее, станут включать большее число составляющих. Примеры некоторых расчетов проектных изделий можно в полном объеме взять, как для мальчиков, так и для девочек, из пособия по проектной работе [47]. Обращаем внимание студентов, что для V класса [46, прил. 1, вариант 1] экономическое обоснование изготовления кухонной лопатки представлено без учета амортизации оборудования и других накладных затрат. Это сделано сознательно: учитывается возраст исполнителя. В обоснование вошли: 1) расчет объема заготовки лопатки; 2) из расчета цены кубометра пиломатериалов подсчитывается стоимость заготовки
3) определение затраченного на работу времени (в нашем случае 4 ч); 4) из расчета оплаты 1 ч работы столяра 1-го разряда рассчитывается величина затрат на оплату (С2); 5) определяется суммарная величина затрат на изготовление 6) завершает обоснование предположение, что, продав лопатку Учащийся делает вывод, что эту лопатку экономически выгодно изготавливать. Вместе с тем, поскольку мы вели разговор о творческом подходе, возможно, есть смысл при разборе этого проекта с учащимися внести коррективы. Ведь если сделать конструкцию лопатки со сменной рабочей частью, то при незначительных дополнительных затратах на еще одно - два лезвия, может увеличиться возможность реализации. Любая хозяйка, понимая, что при использовании лезвие может износиться, охотнее купит изделие с запасным элементом. Пусть школьники задумаются над таким поворотом в расчетах. Для учащихся VI класса [47, прил. 1, вариант 8] расчеты усложняются. В экономическое обоснование включают: 1) затраты на материалы для изготовления пяти деталей, из которых сделано изделие; 2) затраты на покупные материалы для сборки (гвозди, клей 3) затраты на электроэнергию, так как для изготовления используется станок СТД-120 (мощность электродвигателя W= 0,85 кВт) и работа идет при местном освещении (лампочка мощностью W = 100 Вт = 0,1 кВт); здесь же учитываются расходы на общее освещение мастерской во время работы. Обращаем внимание студентов: делается попытка объяснить школьникам на понятном для них уровне, что в себестоимость изделия входят многие составляющие. И хотя пока еще в расчет не включены затраты на амортизацию оборудования, инструментов, другие прямые и косвенные затраты, важно, что понятие себестоимости у учащихся не будет связано только с наглядно видимыми расходами. Примеры более полного эколого-экономического обоснования проекта можно взять из учебно-методического пособия «Творческие проекты старшеклассников» [47]. 353
Будущие учителя технологии должны уяснить, что проектная деятельность школьников должна быть основана на процессе дизайна. Это, по существу, основа образовательной области «Технология», так как представляет процесс проектирования и изготовления изделия по определенным стадиям. Они включают следующие этапы, по которым и должна проходить работа над проектом [33]. 1. Краткая формулировка задачи — это задание разработать и включать: • наименование изделия; •для чего предназначено (его функции) — какие потребности человека будут удовлетворены; • кто будет его использовать. 2. Исследование и анализ — с целью получения информации, Это очень важный этап, так как учеником исследуются потребности, для которых предназначено разрабатываемое изделие, его имеющиеся аналоги, способы производства, возможные в школе, выбор материалов с учетом их свойств. Именно при таком исследовании открываются огромные возможности в плане обучения. Школьники чувствуют большую ответственность за свою работу, повышается их мотивация. Учитель на этом этапе должен понимать и учитывать возрастные возможности школьников. В V классе, разрабатывая печенье, учащиеся могут сделать простой дизайн-анализ двух-трех видов печенья такого же типа, в IX классе учащиеся делают серьезный анализ различных изделий, точно определяют рынок назначения, варианты вкусовой гаммы, рассматривают цели и принципы упаковки. 3. Дизайн-спецификация — детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, для того чтобы быть качественным. Здесь важнейшим является рассмотрение изделия с точки зрения человеческого фактора (с точки зрения пользователя) — эргономика в целом, психологические факторы, физиологические факторы. Перечень рассматривает: • материалы — их соответствие заданным функциям, доступность, стоимость, легкость в обработке, материалы для частей / • внешний вид — стиль, цвет, отделку; • моральные ценности — влияние на окружающую среду; не 4. Разбор идей и выбор лучшей — эта часть дизайна должна оцениваться учеником так, чтобы он сам в свободном самовыраже- шии убедился в правильном пути поисков. Здесь ищется компромисс между выбором формы и соответствием ее назначению изделия, выбором материала и способом изготовления, себестоимостью и соображениями рентабельности. Анализ можно наглядно представить по реальным критериям в сравнении:
Очень полезным является мнение других о предлагаемых идеях. В младшем возрасте — это могут быть одноклассники, в старшем — потребители или покупатели. 5. Самооценка — очень важная составляющая всего дизайн-процесса. Это ответ ученика самому себе на вопрос: «Насколько Я был успешен в процессе проектирования и изготовления?» Воспитание умения критически оценивать свои действия и результат, способность уйти от завышенной самооценки — серьезное личностное качество, важное для будущей жизни. Таким образом, в руках учителя технологии есть мощный инструмент формирования личности и раскрытия способностей школьника — метол проектов. Результаты совместной деятельности учи-1 теля и учеников при выполнении проектов могут оказать решающее воздействие на будущее подростка. Задание 1. Составить эколого-экономическое обоснование проекта (объект 2. Составить перечень вопросов для учащихся, по которым может быть осуществлена самооценка проекта. Порядок выполнения работы 1. Изучить содержание экономического обоснования проектов: а) для младших школьников [48]; б) для старших школьников [47]. 2. Изучить концепцию дизайна [32. — Ч. III]. 3. Выполнить экономический расчет по изделию. 4. Выполнить п. 2 задания. Литература: [11, 16, 22, 25, 33, 35, 42, 47, 48].
|