Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика права как меры свободы личности





Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – духовный, юридический, политический, экономический и др. Соответственно выдвинуто множество различных ее концепций, определений и трактовок. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость, которая находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности, всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть[4].

Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, – писал он, – где господствует закон, а не произвол». Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права[5].

Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной государством в виде законов и иных правовых актов. Законы – это «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы», – писал К. Маркс[6]. Значит, основной смысл юридической свободы – это оградить индивида от внешнего произвола, как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гарант, а личность – возможность удовлетворения своего интереса. Без права, свобода могла бы остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве право прежде всего необходимо человеку, а не как инструмент принуждения и властвования.

Правовые нормы, будучи едиными масштабами человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[7]. Гражданский кодекс РФ закрепляет свободу договоров. Он, в частности, устанавливает, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом»[8].

Существенно возрос уровень политической и личной свободы, дающей простор для разнообразной позитивной деятельности индивида. В процессе осуществления этой свободы выявляются и негативные ее стороны, когда в силу ряда причин, прежде всего из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода переходит во вседозволенность. Это значит, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными. Право – это упорядоченная, нормированная форма свободы, свободы, введенной в законное русло. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия – в ширму, фасад, прикрывающие стихию и неуправляемость[9].

Главная задача права – предотвращать своеволие, обеспечивать порядок. Н.М. Коркунов также усматривал назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу», а заявлял: «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение»[10]. Другими словами, право предполагает не только санкции, но и разрешение, возможность личного выбора. Конечный источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы.

Проблема политико-правового выражения свободы, совершенствования ее форм, методов использования, имеет принципиальное значение для понимания самой сути свободы и демократии Л.Д. Воеводин отмечает, что юридическая свобода как раз и «обнаруживает» себя в таких состояниях общественной жизни, как право, правопорядок, правосудие, система прав и обязанностей их гарантии, правовая культура, ответственность и т.д.[11]

Право выполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно стимулирует и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъектами известные возможности и обязывает их к должному поведению. Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает государственно-значимые интересы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за «непослушание», то есть стоит на страже мира и порядка.

Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, политической, духовной, экономической. Но проявляется и реализуется по-разному. Свободу по-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда по какой-либо причине она утрачивается. В этом случае она становится бесценной.

Свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором как раз и выражена официальная мера независимости индивида, его «суверенитет», законом равно очерчены границы деятельности власти. Давно сказано: государством должен править закон. Закон выше любой должности, он «властвует над всеми».

Законы принимаются только выборными органами, которые представляют волю народа – единственного и абсолютного источника власти. Ни один монарх, президент не может издавать законы. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, то есть закону. Перед законом все равны.

Закон издревле считался, как кладезь мудрости, добра и справедливости, коллективного разума. Закон – это воплощение объективности и беспристрастия. На практике закон олицетворяет суд.

Право – это не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Общеизвестно, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она заканчивается у другого. И если отдельная личность переступает эти грани, возникает правовая или моральная ответственность, в зависимости от того, какие нормы нарушены. Ради общей свободы личность должна жертвовать частью собственной свободы. Ш.Л. Монтескье писал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его». Свободой очень часто злоупотребляют. Давно подмечено: когда свободы нет – ее требуют, когда она есть – ее извращают[12].

Для практической реализации свободы прежде всего нужна внутренняя культура личности, а уже потом внешняя: нравственная, правовая, политическая.

Ответственность – это объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность является условием свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности личности и государства в современных условиях не только не снимается, а приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть – предпосылка эффективности такого взаимодействия.

Таким образом, право как мера свободы, определяющая характеристика права, указывающая на его способность оказывать позитивно-стимулирующее воздействие на свободу. Право и свобода – неотъемлемая часть друг друга. Право – это всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет, и не может права, там не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.

Date: 2016-05-24; view: 2092; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию