Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главные особенности метапредметов





1. Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.

4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:

1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений.

2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.

4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.

Именно технология, как ни какая другая предметная область позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой.

 

 

11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся.

Обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система.

Характерными чертами современной методической системы обучения являются:

• научно обоснованное планирование процесса обучения;

• единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;

• высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;

• максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;

• сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;

• насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

• комплексирование различных предметов обучения.

Методическая система только тогда функционирует, если она определяется целями, задачами и содержанием обучения, если она включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса.

Цели обучения — определяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию.

Содержание обучения — определяется программами обучения по каждому учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий.

Планирование учебного процесса — сложная совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени и месту проведения.

Контроль, анализ и корректировка учебного процесса — деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий.

Эффект методов достигается применением методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и др. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающимися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.

Неотъемлемая часть методической системы — средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видеои аудиоматериалы, документальные материалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации.

Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер.

Методическая система рассматривается как подсистема целостной дидактической системы, она обладает определенными типическими педагогическими свойствами:

1. Многогранность - проявляется в том, что учебный материал рассчитан не только на формирование программных ЗУН, но и на общее психическое развитие школьника.

2. Процессуальный характер, согласно которому «каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами». Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым - главное условие становления знаний, а значит, и процессуальности учебного материала.

3. Коллизии - свойство, из которого следует, что в учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим). Для этого автор предлагает включать в учебный материал противоречивые факты, события, а в условия организации его усвоения противоречивые способы выполнения действия и подводить учащихся к теоретическому осмыслению неизбежности противоречий.

4. Вариативность. Функциональная роль данного свойства заключена в том, что необходим постоянный поиск путей и средств допустимых видоизменений методической системы.

 

Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.

Системаэто набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Системой производственного обучения называется содержание и структура производственного обучения, отраженные в соответствующих программах, а также последовательность усвоения знаний умений и навыков.
Системы производственного обучения:

1. Предметная.

2. Операционная.

3. ЦИТ (центральный институт труда).

4. Операционно-комплексная система обучения.

Предметная система обучения.
Учащиеся, по этой системе, изготавливают отдельные изделия с начала и до конца под руководством учителя. В начале простые изделия, затем все сложнее и сложнее.
Достоинства:

-учащихся заинтересованы в работе потому, что они создают нужные вещи;

-возможность самостоятельно выбирать различные способы и методы труда.

Недостатки:

-трудно подобрать изделия по сложности изготовления (сначала сложные, потом простые);

-обучение длительное и малоэффективное;

-эта система исключает проведения упражнений по отдельным приемам и операциям.

Операционная система обучения.
Русский инженер-механик Советкин, преподаватель Московского технического училища, изучая работу рабочих пришел к следующему выводу. Зачем учить учащихся выполнять отдельные изделия лучше изучить все приемы и операции и тогда этот учащийся сможет выполнять любую работу.
Советкин разработал программу обучения, где расположил отдельные операции в зависимости от сложности, подобрал изделия, в которых встречаются изучаемые операции.
Достоинства:

-хорошо усваиваются отдельные операции (закрепляются основы мастерства);

-последовательность обучения;

-сокращается срок обучения;

-связь теории с производственным обучением.

Недостатки:

--учащиеся изучают операции отдельно одна от другой, не увязывая в единый технологический процесс;

-интерес у учащихся снижается, так как они не делают законченных изделий;

-учащиеся выполняют операции на негодных кусках материала.

ЦИТ (Центральный институт труда).
Обучение по системе ЦИТ заключается в том, что трудовые приемы и операции разбивают на отдельные элементы и каждый элемент заучивают до автоматизма, используя при этом письменные инструкции и тренажеры.
Достоинства:

-правильное построение трудовых приемов и операций;

-организация рабочего места и стойки (позы);

-высокая производительность труда, у учащихся вырабатываются прочные умения и навыки.

Недостатки:

-недооценка теоретических знаний необходимых для сознательного и производительного труда.

Операционно-комплексная система обучения.
При обучении по этой системе учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы.
Достоинства:

-обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях;

-тесная связь теоретического обучения с производственным;

-обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем);

-обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).

Чередование операционной работы с комплексной формирует у учащихся приемы творческого подхода к решению некоторых производственных задач. Операционно-комплексная система дает хорошие результаты при групповой форме организации обучения.

 

13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».

 

Теоретический и исторический методы исследования

Начало любого педагогического исследования связано, как правило, с

изучением литературных источников, с ознакомлением с теорией

исследуемого вопроса. Этот метод так и называется - теоретическим. С его

помощью определяется область неисследованного в науке, формулируется

гипотеза, решаются другие задачи исследования.

сторический метод.

Предварительное ознакомление с историей вопроса очень важно для

проведения серьезного и глубокого исследования. Критическое

использование исторически сложившегося опыта прошлого предостерегает

от ненужных увлечений и ошибок, от открытия давно открытого.

Исторический метод исследования связан с изучением историко-

педагогической литературы и архивных материалов.

Метод педагогического наблюдения

Метод наблюдения - это систематическое целенаправленное изучение

того или иного вопроса методики преподавания технологии путем

непосредственного восприятия педагогических явлений.

Объектами педагогического наблюдения могут быть поведение,

поступки и действия учащихся, деятельность учителя технологии,

применяемые им методы, приемы и средства обучения;

Основные требования к проведению педагогического наблюдения:

целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих

наблюдению сторон учебно-воспитательного процесса.

Наиболее объективные результаты дает наблюдение в естественных

условиях обучения.

Метод беседы

Беседы как метод исследования методики преподавания технологии

могут проводиться с учащимися, учителями технологии, родителями

учащихся.

Анкетный опрос

Метод анкетного опроса, или анкетирование, представляет собой

применение специально разработанных анкет с вопросами. Ответы на эти

вопросы дают значительный материал об исследуемых явлениях, и в отличие

от беседы анкетирование может собрать значительно больший материал,

который можно подвергнуть математической обработке.

Главным в анкетировании является подбор и формулирование вопросов,

заключаемых в анкеты.

Педагогический эксперимент

Сущность эксперимента по методике преподавания

технологии·заключается в том, что условия, содержание, методы и формы

организации учебно-воспитательного процесса в различных направлениях

проверяет та или иная гипотеза, тот или иной вариант построения процесса

обучения.

Эксперимент проводится путем сравнения результатов по-разному

построенных процессов обучения, поэтому важно, чтобы эти результаты

были сопоставимы.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию