Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая теория имен собственных





Имена собственные и нарицательные образуют универсальную оппозицию в системе имен существительных любого языка. Это наиболее древнее семантическое деление лексики по характеру номинации проводили еще античные филисофы-стоики и, в частности, Дионисий Фракийский (2в. до н.э.).

Вопрос о природе значения имени собственного, его функциях и связи с понятием относится к области философии языка, поэтому издавна этой проблемой занимаются философы-логики, которые оказали и оказывают большое влияние и на лингвистов, семасиологов и ономастов.

За последние десятилетия сформировалась новая область общего языкознания – лингвистическая семантика, основной частью которой является лексическая семантика, или семасиология. В настоящее время формируется новый раздел лексической семантики – ономастической семасиологии, предметом которой служит теория, типология и структура ономастических значений всех разрядов имен собственных в их отличии от имен нарицательных.

Таким образом, центральная тема филисофии имени – соотношение его с понятием – становится одним из аспектов изучения лексического значения имени собственного в ономастической семасиологии.

Большое разнообразие мнений ученых – как философов, так и лингвистов – по этому вопросу можно условно свести к трем основным точкам зрения.

Самая традиционная и весьма распространенная трактовка этого вопроса восходит к английскому философу-логику Дж. Ст. Миллю, который в своей книге «Система логики» утверждал, что имена собственные «не имеют никакого значения», так как они «не коннотируют», т.е. не связаны с выражением постоянных понятий-сигнификантов [Милль 1914:27]. Вслед за ним называют имена собственные «пустыми словами», «ущербными», «полыми», «асемантичными», знаками-метками, этикетками и т.п. такие ученые, как В. Брёндаль, А. Гардинер, Л. Стеббинс, Б. Рассел и д.р., а в нашей стране – А.А. Реформатский, О.С. Ахманова, Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, К.Л. Левковская, Н.И. Толстой, В.М. Мокиенко и мн. др. [Мокиенко 1980:38].

Во второй концепции имя собственное при синхронном подходе обретает лексическое значение только в речи, в контексте речевого окружения и коммуникативной ситуации. Эту точку зрения ярче других обосновывает известный датский лингвист О. Есперсен, который критикует позицию Дж.Ст. Милля в своем капитальном труде «Философия грамматики». По-разному варьируя, сходные взгляды высказывают М. Бреаль, Н.Шпербер, Г.Суит, Г.Сёренсен, А.В. Суперанская, В.И. Болотов, С.И.Зинин и др. [Суперанская 1973:130].

Согласно третьей точке зрения, имя собственное имеет значение и в языке, и в речи, но другого типа, чем имя нарицательное. Такого рода позицию занимают Л.В. Щерба, Е. Курилович, А. Доза, Ф. Травничек, Л.П. Ступин, Т.Н. Кондратьева, Е.Ф. Данилина, Ю.А. Карпенко, В.А. Никонов, Л.М. Щетинин. И.А. Воробьева и мн. др.

Проф. Ю.А. Карпенко отмечает, что «значение имени собственного в языке оказывается гораздо более бедным, чем в речи. В речи же семантика имени собственного варъируется в очень широких пределах. Речевая вариативность формы имени собственного также гораздо шире. Форма исодержание имени собственного в речи идентифицированы, а в языке эта индивидуализация отсутствует». «Функциональная закрепленность за одним объектом и есть главная отличительная особенность имени собственного в речи», которая, по мнению автора, реализуется в трех важнейших его функциях, т.е. в номинации, идентификации и дифференциации одновременно» [Карпенко 1981:133].

В связи с этим рассмотрим подробнее вопрос о функциях имени собственного в языке и речи. Специфические функции имени собственного на уровне языка, речи и художественного текста обособляют этот класс имен от нарицательных и являются одной из важных тем в ономастической семасиологии.

Большинство ученых признают, что «собственные имена гипертрофировано номинативны: они призваны называть, в этом их значение» [Зеленин 1963:80]. Эту гиперфункцию имени собственного в языке можно назвать не просто номинативной (как для имен нарицательных), а номинативно-дифференциальной, поскольку имя собственное называя – всегда различает отдельные объекты одного ряда (ср. Москва – Санкт-Петербург – Париж – Лондон и т.д.). Второй его важнейшей функцией идентифицирующую, так как только при помощи имени собственного можно установить тождество называемых единичных объектов в речевой ситуации, на карте, в тексте и т.д. Эта функция в речи и тексте близка к указательной и прагматической (воздействующей). Она проявляется как апеллятивная или контактоустанавливающая (в обращении), а также как адресная – «координатная» в устных и письменных текстах, на картах и т.д. Функцию «введения в ряд» и выделения внутри ряда называют еще социальной.[Бондалетов 1983:63].

Совершенно закономерно, что в сфере ономастической номинации имена собственные имеют гораздо больше функций, чем имена нарицательные: три языковых (номинативно-дифференциальная, идентифицирующая,дейктическая) и пять речевых (прагматическая, апеллятивная, контактоустанавливающая, адресная и фатическая – разного рода переименования с целью заменить первоначальное имя, фамилию: псевдонимы, церковные имена, корпоративные клички). К этому надо добавить свободу выбора, имятворчество, изобилие фактов вторичной номинации у перенесенных имен и названий.

В сфере сигнификации у имен собственных проявляются уже другие функции содержательного характера. И хотя «у имен собственных способность обозначать ограничена до предела» [Курилович 1962:44], она сохраняется для обозначения единичных понятий, представлений, ассоциаций и целого комплекса реально-энциклопедических знаний о называемом объекте (референте, денотате). Здесь следует различать три разные языковые функции, которые проявляются и на уровне речи:

1) концептуальную

2) информативную

3) аккумулятивную (энциклопедическую, когнитивную)

В сфере коннотации у имен собственных возникают иные функции. Языковыми можно считать такие функции, как стилистическая (отнесенность к функциональному стилю речи), эмоционально-оценочная, социально-оценочная, региональная и культурно-историческая, к которым в речи или тексте добавляются общая текстообразующая и эстетическая функции.

Всего, таким образом получаем свыше 15 разных функций, возникающих в сфере номинации, сигнификации и коннотации. В своей совокупности они демонстрируют количественное и качественное отличие имен собственных от имен нарицательных [Бондалетов 1983:65].

Можно вывести следующее определение.

Имя собственное – это универсальная функционально- семантическая категория имен существительных, особый тип словесных знаков, предназначенный для выделения и идентификации единичных объектов (одушевленных и неодушевленных), выражающих единичные понятия и общие представления об этих объектах в языке, речи и культуре народа [Фонякова 1990:32].

 

 

Date: 2016-05-23; view: 2189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию