Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психолого-педагогических исследований





Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.Подходы к построению системы методов психологии и педагогики обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1.Диалектическийметод как основа всех других методов 2.общенаучными логическими методы познания. 3. Частные.В.П. Давыдовым условно выделял на группыэмпирических и теоретических методов 1.теоретических методов исследования он относит – теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования, к группе 2.эмпирических – наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие. К ним относятся:-научное наблюдение; - разные виды психологических и педагогическихэкспериментов;- работа снаучными фактами-описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; - опросы;- беседы; - изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.

В отдельную группу вспомогательных методов психолого-педагогического исследования, к которым относятся математические и статистические методыинтерпретации результатов научной работы.

В психолого-педагогических исследованиях так же выделяют констатирующий (конста тирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полу ченные данные могут служить материалом для описания ситуации) и формирующий экспе рименты. (в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления).

Одной из известных классификаций методов психолого-педагогического исследования я/ся классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он разделил на 4 группы: 1.организационные; 2.эмпирические; 3.по способу обработки данных;4. интерпретационные.

К организационным методам ученый отнес: -сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;-·лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;- комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим:- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);-психодиагностический метод;- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);- моделирование;- биографический метод.

По способу обработки данных:- методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.

К интерпретационным:- генетический (фило- и онтогенетический) метод;- структурный метод (классификация, типологизация и др.).Субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

1) Наблюдение - сбора информации, направленностью к ясной, конкретной цели; 4.Беседа правила применения метода беседы:– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;– формулировать вопросы четко и ясно;– подбирать и ставить вопросы в понятной форме;

5.Методы опроса психолого-педагогического исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования(письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), Социометрический метод позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий,

Метод тестирования -.позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности,

 

 

10. Методика проведения психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования. Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Одной из известных классификаций методов психолого-пед-го иссл-ия я/ся классификация. 4 группы: 1.организационные; 2.эмпирические; 3.по способу обработки данных; 4. интерпретационные. Интерпретация (от лат.) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение. Субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обуч-я и восп-я, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц. Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться “вектору” инерции, пойти по привычному пути. Необходимыми этапами созревания работы я/ся ее апробация и внедрение в педагогическую практику. Надежная апробация иссл-ия- одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ.Контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную форму, показать их практическую значимость путем показных и инструктивных занятий и т.п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.

Практика, как известно, критерий истинны, поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы я/ся внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это - завершающий этап иссле-ия. и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения. Процесс внедрения результатов иссл-ия в практику можно разделить на след-ие этапы: –ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями иссл-ия; –формирование положительного отношения, интереса к ним; –практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике вос-я и обуч-я; –предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов иссл-ия в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований. Все эти звенья охватывают и информацию о результатах иссл-ия и организацию их внедрения в массовую практику. Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мышления, возникающих трудностей. Всесторонняя поддержка нового, инициативность и смелость при внедрении результатов научных изысканий обеспечивает успех.

11.Социализация: факторы, средства, механизмы. Социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Интеграция ч/а в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Соци-ция протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на ч/а условия принято называть факторами.-можно объединить в четыре группы: 1.мегафакторы- космос, планета, мир, к/е в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2.макрофакторы- страна, этнос, общество, государство, к/е влияют на социализацию всех живущих в определенных Н/р, природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. либо облегчают труд. 3. меэофакторы-условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в к/х они живут (регион...); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 4.микрофакторы. -, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой: 1) Язык - основной инструмент социализации. (ч/к принимает, анализирует, обобщает и передает информацию); 2) Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки; 3) Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения; 4) Навыки и умения – образцы деятельности. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Механизмы соци-ции. Соци-ция ч/а во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов». Подразделяются на:

1). Социально-психологические механизмы: - Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на ре-цепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов; - Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.- Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.- Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.- Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

2.Ксоциально-педагогическим механизмы:- Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение ч/ом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к/ые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.- Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия ч/а с институтами общества и различными организациями;- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура влияет на социализацию ч/а постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.);- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия ч/а с субъективно значимыми для него лицами. (родители взрослый). Социализация ч/а, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов.

 

 

12.Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста Социальное-личностное развитие - это процесс, во время к/го р/к усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в к/ом ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни ч/а, но дошкольный период необычайно значим для

смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании ч/а, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Социальное воспитание означает процесс, помогающий ч/у совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по вхождения р/а в мир социальных отношений.

В широком -своему: 1.Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. 2.Для р/а характерна подражательность, к/ая и накладывает отпечаток на его поведение. 3. Эгоцентризм крайняя форма эгоизма. Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они. 4. Эмоциональность - сначала чувствуют, а потом осознают.

Развитие ч/а - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, К внешним факторам относятся прежде всего окружающая ч/а естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. В процессе развития р/к вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение т.е. для нормального развития ребенка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Поэтому перед педагогами встают задачи: Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации; 2.Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; 3.Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество); 4. Задача дошкольного воспитания – это воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Специфика социального восп-я в воспитательных организациях связана с особенностями: - быта вос-тельной организации: архитектурно-планировочные особенности помещений и организация предметно-пространственной среды, ее благоустроенность и техническая оборудованность, режим жизни, этикет и ряд традиций, сложившихся в организации; - жизнедеятельности вос-тельной организации: общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра; - стиль руководства: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, игнорирующий, непоследовательный; -с оотношение управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации.

Влияние социального восп-я на разв-е р/а динамично меняется с течением времени. Чем меньше р/к, тем сильнее вос-тельное воздействие на становление и развитие личности. В результате образования, восп-я, самовосп-я и позитивного влияния др-х социальных факторов (традиций друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции р/а в общество, «врастания в человеческую культуру» т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на р/а, тем свободнее и независимее от нее становится р

13.Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (организм развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (легко образуются условные связи);

Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.П.Я. Гальперин выделил 4 стадии становления предметного действия:

1) сначала дети непрерывно повторяют однотипные и малоэффективные действия; удачные приемы случайны и не закрепляются, хотя их становится по ходу выполнения задачи больше - стадия целенаправленных проб;

2) быстрые случайные пробы чередуются с замедленным выполнением движений; потом ребенок начинает как бы «подстерегать» появление определенных положений орудия — это стадия подстерегания;

3) теперь ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета - стадия навязчивого вмешательства;

4) р/к в своем поведении начинает руководствоваться правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи - стадией объективной регуляции.

Восприятие. К началу раннего детства у р/а складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи м/у предметами. - Ребенок овладевает зрительными действиями, к/ые позволяют определить нек/ые свойства предметов. Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно, восприятие речи, в основе к/го лежит фонематический слух.

Воображение- в раннем детстве носит воссоздающий характер. Р/к может представить себе по рассказу взрослого, по картинке вещи, события, действия. Она возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им чувств.

Внимание носит непроизвольный характер; ребёнка привлекает новизна, яркие признаки объектов. Объем внимания остаётся узким (если что-то рассматривает, то перестаёт слушать).

Развивается образная память (ребёнок узнаёт близких людей по голосу);- носит непроизвольный характер, р/к не может выполнить специальных действий с целью запомнить. Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная

Основным типом мышления в раннем детстве является наглядно-действенное. Н/р, если ломается механическая игрушка, ребенок тут же начинает ее трясти, пытаясь ее исправить. Мышление в к/ом решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Речевая активность р/а резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения -он уже может общаться с помощью речи со всеми людьми, Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.

С трехлетним возрастом связан и очень важный элемент самосознания — осознание себя как отдельного активного субъекта,самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в часто повторяющемся тезисе «Я сам!» и ведет к началу кризиса 3 лет.

1. Негативизм 2. Упрямство — такая реакция, когда р/к настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал,и он настаивает на своем требовании. 3. Строптивость. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и делают.

4. Своеволие, своенравие. стремлением р/а к самостоятельности, р/к все хочет делать сам.

5. Протест-бунт, выражающийся в постоянной готовности р/а к ссоре,

7. Деспотизм, продемонстрирует власть над окружающими

14.Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст: умственное развитие (восприятие, внимание, память, воображение, развитие мышления и речи).

Дош-ое детство - большой отрезок жизни ребенка. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно; и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность р/а. В структуре игры можно выделить несколько элементов: 1.Тема - та область действительности, к/ую р/к воспроизводит в игре. 2.Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми. 4.Содержание игры — то, что р/к выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5.Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. 6. Игровое пространство - границы, в пределах к/ых территориально разворачивается игра.

В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры.

1. Предметная игра. Способом я/ся разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»). 2. Ролевая игра- (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров»). 3. Игра с правилами. Третий способ построения игры - сюжетосложение, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных ситуаций («играть в больницу», «в парикмахерскую»).

Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность р/а. К 3 годам р/к имеет уже нек/ый графический опыт и нек/ый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Шаблонные образцы изображения отдельных предметов (домика, лодочки, и т.д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах.

Старший дошкольный возраст- возраст расцвета рисования, когда р/к может выполнять до 25 рисунков в день. Дети переходят, к сюжетному рисованию со множеством предметов и персонажей. Особенностями рисунков дош-ов я/ся следующие:-пользуются ластиком, исправляя рисунок;-большинство рисунков плоскостные;-выражение в рисунке собственного отношения к изображаемым предметам и явлениям

В дошк-ом возрасте выделяется конструирование, Развитие конструирующей деятельности проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу 2) конструирование по 3) конструирование по замыслу

Восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по 3 основным направлениям: 1) расширяются и углубляются представления детей, ориентированные на общепринятые сенсорные эталоны; 2) способы их использования становятся более гибкими, точными, целесообразными; 3) исследования внешнего мира становятся более систематизированными и целенаправленными, более осмысленными.

Внимание:- • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;-• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;-• внимание становится опосредованным;-• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;-• появляются элементы послепроизвольного внимания

Память в младшей дош-й возраст непроизвольный. В среднем дошк-ом возрасте начинает формироваться произвольная память. В дош-ом возрасте наиболее развиты двигательная и эмоциональная память, начинают формироваться элементы словесно-логической памяти.

Воображение, как и др-е психические процессы, в дошкольном детстве непроизвольно. К концу дошкольного возраста воображение р/а становится управляемым. Формируются действия воображения:-• замысел в форме наглядной модели; -• образ воображаемого объекта; -• образ действия с объектом.

Развитие мышления и речи. мышления характерно переходом от. наглядно-действенной формы к наглядно-образной в конце- к с ловесном у мышлению. В тесной связи с мышлением развивается речь. Растет словарный запас р/а по сравнению с ранним детством в три раза больше. 6-летний ребенок знает 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. Словарь р/а включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать, овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.).

В дошк-ом возрасте обнаруживаютс я и зачатки чувства долга., формируетс я и ч/во ответственности за совершаемые поступки,,п оявляютс я чу/о прекрасного, чу/о красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чу/а, Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку.

 

 

15.Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в (внимание, память, и т. д.). Кризис 6-7 лет.

Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе:

Интеллектуальная зрелость, которая подразумевает дифференцированное восприятие (перцептивную зрелость), включающее выделение фигуры и фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сеномоторную координацию. По сути, понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание головного мозга; Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Выделяются две группы детей: 1) дети, к/ые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, к/ые, не имея еще этих предпосылок, остаются на уровне игровой деятельности. Отсюда и 2 варианта переживания кризиса.

I. Кризис 6-7 лет, переживемый в старшем дошкольном возрасте (дети, идущие в школу из кризиса). II. Кризис 6-7 лет, переживаемый в младшем школьном возрасте (дети, идущие в школу в кризис).

Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично. Кризис 6—7 лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку,

Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это — развитие наблюдательности и восприятия, памяти, мышления и, наконец, воображения. Как следует из специальных психологических исследований, каждый из этих процессов связан с остальными.В начале обучения является непроизвольноевнимание. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. формируется произвольное в нимание.

Восприятие непроизвольная;хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности.И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Память – непроизвольная. Школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Можно отметить, младшие школьники лучше запоминают наглядныйматериал и значительно хуже - словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия

Мышление. две основные стадии. стадии (I-II классы) анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.

1. К III классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление.

Воображение. в своем развитии проходит также две стадии: 1ой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. 2 стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивноевоображение.

Речь я/ся одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Речь млад-о школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте я/ся форм/ие письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

 

16.Нарушения развития: классификация психи-го дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

Термин «дизонтогенез» (греч). отклонение от нормы, существо, развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В широком смысле термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. В нашей стране небольшую популярьность имеет классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского и имеет следующий вид: -Общее психическое недоразвитие (УО);-Задержанное психическое развитие (ЗПР); - Поврежденное психическое развитие; - Дефицитарное психическое развитие (с нарушением анализаторным систем, слуховое, зрительные, двигательные); - Искаженное психическое развитие(аутизм); - Дисгармонично е психическое развитие. 1.ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Различают: ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. К.С.Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. И для ЗПР существует спец-ое учреждение шк№7. 2.Общее психическое недоразвитие -Более нарушены высшие психические функции УО Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС.традиционно выделяют три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. в настоящие время согласно последний классификации болезни НКБ -10 все УО делят на 4 группы: F -70,72,73,74. Идиотия - F -73 УО глубокая форма айкью меньше 20. Они имеют нарушения моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. У них крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания Имбецильность F-71 УО умеренной степени (нерезко выраженно имбецильность 50 35 условных единиц. F-72 УО тяжолой степени (резко выражена инбецильность) 35-20 условных единиц Они обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Они практически необучаемые даже во вспомогательной школе. 3.Поврежденное психическое развитие клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей. - Снижение функции обобщения; -нарушение логического строя мышления, активности мышления; -нарушения критичности и целенаправленности мышления. Наиболее часто встречаются два последних типа органической деменции в детском возрасте. 4.Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения №1,2, слуха №1,2., речи №5, опорно-двигательной №6, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы). Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу я/ся психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.Общим для любого вида дефицитарного развития я/ся своеобразие в развитии и формировании личности. Любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Основная задача коррекционной педагогики - вправить социальный вывих. 5.Искаженное пси-ое раз-ие. наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, пассивность, поведение характеризуется однообразием. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках, лишены детской пластичности, уменьшении речевого контакта. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.6.Дисгармоническое псих-ое раз-ие. Основой в данном случае я/ся не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.

Date: 2016-05-23; view: 2390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию