Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологическая теория права Е.ЭрлихаЭрлих, Ойген - австрийский правовед и социолог. Считается одним из основателей социологии права. Хотя термин «социология права» впервые был введен Дионисио Анцилотти в 1892 году, Ойгену Эрлиху принадлежит первенство в распространении этого термина на отрасль научного знания, сформировавшуюся на «стыке» социологии и права. Соц.т.п. - одна из теорий социологического направления в юриспруденции, которое не является единым. Оно объединяет различные школы и концепции. Сюда относятся: функционализм, институционализм, реализм и др. Общим для них является социологический подход к праву. В противоположность юридическому позитивизму, нормативизму в праве, в центре внимания которых находится процесс нормотворчества (норма права), представители социологической юриспруденции обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации (правоотношение). Сам по себе подобный подход к изучению права правомерен, ибо право не только существует в виде норм, но и является инструментом достижения определенных целей, функционирует в обществе, реализуется в действиях определенных субъектов и т.д. Но социологические концепции преувеличивают эту сторону правовой действительности, не учитывают другие черты права, например нормативность. Социологическая теория права оформилась в конце XIX - начале XX в. Один из ранних представителей социологической теории права Е. Эрлих в труде "Основы социологии права" (1913) объявил реальным, действующим, не право, содержащееся в законах, а "живое право" - право, создающееся "союзом" организаций и лиц в процессе экономических связей, предпринимательской деятельности, торговли, отношений между работодателями и рабочими. Право как сеть конкретных правоотношений противопоставлялось закону. Акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судейского и административного правотворчества. Наиболее крупный представитель социологической теории права Р. Паунд (1870-1964) назвал право социальным инструментом, орудием "социальной инженерии", а лиц, применяющих право, "социальными инженерами", призванными обеспечить компромисс и гармонию социальных интересов. Для него право - это не столько совокупность юридических предписаний государства, сколько режим упорядоченных отношений между людьми посредством судебной и административной практики, который он назвал "динамическим правопорядком". 46. Социологическая теория права Р. Иеринга. Рудольф фон Иеринг (1818—1892) — немецкий правовед. Иеринга причисляют к представителям социологической школы права. Он впервые системно изложил свои взгляды в докладе «Борьба за право», в котором прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля. Правовое учение Иеринга формировалось как теоретическая оппозиция взглядам представителей «юриспруденции понятий», исторической школы права и отчасти — юридического позитивизма. В его творчестве прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля. Основные работы: «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве». Критика «юриспруденции понятий». Иеринг считал, что «юриспруденция понятий» — это лишь «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни. Он пришел к выводу, что «не жизнь существует ради понятий, а понятия — ради жизни». Критика исторической школы права.Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы, а отнюдь не является продуктом бессознательного и мирного развития «народного духа». Борьба за право. Долгое время, по мнению Иеринга, право развивалось в ожесточенной борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в законодательстве свои интересы. Такое «кровавое» развитие права как борьбы классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Современную ему борьбу за право он толковал лишь как необходимую борьбу за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом. Выделял три элемента: 1) Зависимость права от принуждения, т. е. право состоит из правил, установленных обществом и обладающих принудительной силой государства. 2) Норма права — внутренний элемент права в отличие от принуждения, который является внешней стороной права. Норма — это правило, ориентированное на поведение человека. В отличие от норм морали нормы права устанавливаются и реализуются исключительно органами государственной власти по степени необходимости. 3) Цель права — она раскрывает его содержание и в тоже время выступает мерилом права. Право существует для реализации определенной цели, а именно обеспечения определенных условий жизни.
|