Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая школа права Л.И.Петражицкого





Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий– профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов.
П. исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет поставить юридическую науку на почву дос­товерных знаний, полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмо­ции чел-ка. Эмоции служат главным побудительным элемен­том психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми; моральные и правовые. Моральные эмоции яв­ляются односторонними и связанными с осознанием чел-ком сво­ей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние импе­ративы. Совершенно иное дело — право­вые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них пред­ставлением о правомочиях др-х лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются дву­сторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутив­но-императивный (предоставительно-обязывающий) характер
Теория П. безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связан­ные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
П. стремился най­ти универсальную формулу права, которая охватывала бы различ­ные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незре­лой, проследить формирование юридических норм в правосознании.
Учение П. пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов.

6.Нормативистская Правовая теория Г Кельзена
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен. Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К. понимал доктрину, из ко­торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. К. был убежден, что юридичес­кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказы­вают приверженцы соответствующих конц-й, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос­вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство­ванных из др-х областей познания. Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К. одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и гос-ве.
К. определяет право как совокупность норм, осуществ­ляемых в принудительном порядке (данное определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных сис­тем, таких, как религия и мораль).
По учению К.а, право старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу­чаях и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в гос-во, где функции прину­ждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децен­трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка­ми гос-ва — в области международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права.
Источником единства правовой системы К. называет ос­новную норму — понятие, которое дается нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом. Основная норма не­посредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести себя так, как предписывает конституция".
Пол-кое учение К.а построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на демократические и недемократические. Согласно его учению демо­кратия не сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфлик­тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она пред­полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства.

Date: 2016-05-23; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию