Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положительное влияние эволюционизма на науку ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 1. Это была первая научная теория развития человечества и культуры в общественных науках, основанная на множестве фактов из различных социальных и гуманитарных наук и использовавшая научные методы исследования. 2. Благодаря исследованиям эволюционистов культура, представлявшаяся как совокупность отдельных типов и форм, лишенная смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена. 3. Большое распространение получил сравнительно-этнологический метод исследования. В его рамках рассматривались следующие конкретные исследования: - проблемы истории семьи (работы Г.Л. Моргана) - история представлений о детстве (труды Дж.-Ф. Мак-Леннана[5]) - религиозные верования (исследования Э. Тайлора и Дж. Фрезера) 4. Многие идеи, выводы, положения эволюционистов до сих пор актуальны для современных социогуманитарных наук.
Судьба эволюционизма на рубеже XIX – XX вв. В большинстве своем идеи эволюционистов базировались на этнографических данных. Как любая наука, этнография не стояла на месте, развивалась. К концу XIX в. было накоплено большое количество новых фактических данных, которые противоречили многим положениям эволюционизма. Новые данные требовали иного объяснения. И в научном сообществе усиливалось критическое отношение к эволюционизму. К тому же, в классическом эволюционизме были недостатки (предрассудки, фактические ошибки, ложные выводы), с течением времени они приумножались, воспроизводились в разных работах сторонников эволюционизма, и в науке прочно обосновалась искаженная картина эволюционизма. Как результат – эволюционизм был дискредитирован, его значение преуменьшалось или игнорировалось несколько десятилетий. Поколение ученых, следовавшее после эволюционистов, рассматривало науку о культуре в более узком смысле. Многие из этих ученых вообще отказывались от широких теорий, охватывавших всю историю развития человеческой культуры, и обратились преимущественно к эмпирическим исследованиям. Они доходили до того, что: 1) отрицали сам принцип историзма при изучении культурных явлений; 2) опровергали наличие всемирно-исторических закономерностей в развитии общества и культуры.
В конце XIX в эволюционизм потерял своё монопольное положение в этнографии и антропологии, начались поиски новых путей исследования культуры, причин ее появления, изменения и распространения. Возникли новые школы и направления, имевшие, как правило, антиэволюционистскую направленность. В годы, предшествующие Второй мировой войне эволюционистские теории в социальных науках совсем утратили свою популярность.
Возрождение идей социокультурного эволюционизма в середине XX в. В годы, предшествующие Второй мировой войне эволюционистские теории в социальных науках совсем утратили свою популярность. Но после Второй мировой войны началось возрождение эволюционизма, это объясняется двумя причинами: 1. Оставались ученые, поддерживающие это научное направление. Среди них были: Лесли Уайт и Джулиан Стюард (американские антропологи), многое сделавшие для возрождения интереса к эволюционисткой теории. Их еще называют основоположниками неоэволюционизма. Основной целью Стюарда и Уайта было упорядочить и обобщить обширный эмпирический материал, собранный последователями Франца Боаса. 2. Возрождение интереса к эволюционизму было вызвано еще и столетним юбилеем в 1959 г. основного труда Ч. Дарвина «Происхождение видов». В 1959 г. прошло много симпозиумов и конференций. Материалы одной из этих конференций составили основу для хорошо известной среди ученых-представителей социальных наук, «Эволюция и культура» под редакцией Маршалла Салинза и Элмана Сервиса. (1960). В этой книге была заложена модель неоэволюционизма, которой потом следовали многие ученые, специалисты в области социальных наук.
[1] Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский социолог, философ, один из родоначальников эволюционизма. Его основные работы: «Прогресс: его законы и причины» (1857); «Основания социологии» (в 3-х томах, 1874 – 1896) [2] Эдуард Тайлор (1832 – 1917) – английский этнограф, антрополог, культуролог. Основная работа – «Первобытная культура» (1871) [3] Джеймс Джордж Фрезер (1854 – 1941) – британский антрополог, этнограф, религиовед, фольклорист, культуролог. Основные работы: «Золотая ветвь» (1890 – 1-е издание; затем (25 лет) расширял свой труд – до 12ти томного (3-е издание – 12-ти томное – 1906–15)); «Фольклор в Ветхом Завете» (1918). [4] Льюис Генри Морган (1818 – 1881) – американский этнограф, социолог, историк. Основные работы: «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851); Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1871) [5] Джон-Фергюсон Мак-Леннан (1827 – 1881) – шотландский этнограф, историк. (адвокат). Основные работы: «Первобытный брак» (1865; история брака от первобытной формы похищения до более сложных форм); «Тотемизм» (1869 – 1870).
|