Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материальные движущие силы эволюции культурыВ рамках научной парадигмы ослабление позиции имманентности было вполне закономерным. Действительно, если приписывать порождение эволюции столь неуловимой субстанции, как «герм», то реальные причины процесса оказываются недоступными пониманию. В то же время предложенный Дарвином принцип естественного отбора как внешний механизм, обусловливающий органическую эволюцию, оказался столь успешным в биологии, что антропологи охотно стали использовать его в своих целях. Они начали объяснять исторические изменения взаимодействием обществ с окружающими условиями. В результате значительно более понятным и доступным стал сам факт существования в мире множества различных культур: их несходство объяснялось специфичностью условий их существования. Классики эволюционизма придавали важное значение материальным и социальным условиям жизни людей в развитии общества и культуры. Правда, ни один из них не построил последовательной материалистической теории культурной эволюции. Из всех мыслителей XIX в., имевших отношение к изучению культурного процесса, только К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их ученики были открытыми приверженцами исторического материализма. В то же время подобные идеи встречаются почти во всех интерпретациях эволюции. Так, антропогеограф Ф. Ратцель писал: «Материальное составляет основу идеального». Интеллектуальные творения приходят как роскошь, после того как телесные нужды удовлетворены. Следовательно, любой вопрос о происхождении цивилизации сводится к вопросу: что благоприятствовало развитию ее материальных оснований?» (Ратцель. «История человечества»). Правда, гораздо чаще в работах классических эволюционистов противопоставление «материализм – идеализм» не встречается в чистом виде. В классических работах, появившихся на начальной стадии становления эволюционизма, еще преобладали идеи рационализма, романтизма и метафизики, присущие предшествующим представлениям о человеке и культуре. Но все более распространённой становилась и противоположная позиция – акцент на природной и социальной обусловленности развития культуры. Так, О.Конт при всей его приверженности концепции идей как перводвигателя эволюции отмечал: «Материальный прогресс, который с необходимостью и вынужденно был исключительным предметом озабоченности человека, обеспечил его базой, позволившей строить все более высокие усовершенствования – физические интеллектуальные и в конечном счете моральные». То же можно сказать о Л. Моргане. В первых трех главах работы «Древнее общество» можно увидеть, какое значение он придавал техническим усовершенствованиям, рассматривая каждый их тип как преодоление очередного порога на пути дальнейшего развития культуры. В этом ключе он рассматривал гончарное ремесло, выплавку железа, металлический наконечник плуга и делал вывод: «Наиболее продвинутая часть человеческой расы удерживалась… на определённых стадиях прогресса до тех пор, пока какое-либо из великих изобретений или открытий, таких как одомашнивание животных или выплавка железной руды, не придавала ей нового и мощного импульса для продвижения».
|