Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционистская теория культуры. Классический социокультурный эволюционизм XIX вСтр 1 из 6Следующая ⇒ Этимология термина «эволюция». История развития понятия Следует сначала упомянуть о происхождении самого термина «эволюция». Слово происходит от лат. evolutio: «e-» – «из»; «volutus» – «вращающийся». Буквально оно означает «разворачивание» и первоначально относилось к началу прочтения римских книг, существовавших в форме свитков, которые разворачивались на специальных деревянных досках.
В XVII в. понятие «эволюция» стало использоваться в Англии сначала в философии для обозначения упорядоченной последовательности событий, особенно такой, где выход заложен уже в самом ее начале. Содержание понятия соответствовало философскому представлению о природе изменения, существующему со времен Аристотеля: вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом разворачивания. Считалось, что этот принцип воплощен в семени, или герме. В XVIII и начале XIX в. такое представление было широко распространено в Европе (Лейбниц (у него – монада), Кант, Гегель, Огюст Конт). В XIX в. в философии, а затем в естественных науках концепция эволюции предполагала, что «гермы» всех вещей существуют всегда и заключают в себе внутренний принцип развития, влекущий их через множество серий метаморфоз к восхождению по «универсальной шкале» (например: все части эмбриона уже сформированы полностью до зачатия, а внутриутробное развитие заключается в развертывании и расширении изначально существующего герма). Т.е. кратко: эволюция – это развертывание от простых к сложным признаков и форм вещи, внутренне присущих ей изначально.
Одним из первых, кто начал применять понятие эволюция для истории культуры был Герберт Спенсер [1]. Он показал, что эволюция может быть ведущим принципом исторических исследований. В работе «Прогресс: его законы и причины» (1857, веха в истории эволюционизма!) Спенсер придал эволюционному процессу космические масштабы. Он утверждал, что продвижение от простого к сложному одинаково прослеживается на уровне Вселенной, земного шара, человечества, отдельных рас, обществ, индивидов, всех продуктов человеческой активности. Спенсер первым предложил сравнительное изучение общества на эволюционных основаниях. В работе «Основания социологии» (1874 – 1896) он предлагал построить эмпирические обобщения, основывающиеся на сравнении различных обществ и последовательных фаз развития одного и того же общества.
!!! Кстати, Дарвин, которому приписывается первое употребление понятия эволюция в современном значении, обратился к нему только в 6-м издании «Происхождения видов» (1859 – 1-е изд) - в 1872 г., когда понятие эволюции уже достаточно широко использовалось в научных кругах, а не только в философских сочинениях.
Традиционные представления об истории культуры: идея божественного вмешательства и идея имманентности развития Традиционные представления о истории человечества исходили из положения, что человеческую историю невозможно объяснить, не обращаясь к божественному вмешательству. А поскольку Божья воля непредсказуема, определить исторические закономерности по аналогии с естественнонаучными невозможно. В общественных науках к середине XIX в. идея божественного вмешательства в судьбы человечества сходила на нет, но возможность построения общественных наук на изучении законов, подобных естественным, многим интеллектуалам по-прежнему казалась сомнительной. Многие историки противились идее социальной науки, считали, что она невозможна из-за следующих факторов: 1) из-за свободы воли человека. К примеру, Дж.Э.Фрауд (английский историк) считал: «Когда натуральные причины оказываются отодвинутыми и нейтрализованными тем, что называется волей, слово «наука» неуместно. Если человек свободен выбирать, что делать и что не делать, адекватной науки о нем быть не может». (1864) 2) из-за того, что любая история – это индивидуальная история (сумма индивидуальных биографий и уникальных событий). Этот взгляд демонстрирует в своих работах Р.У. Эмерсон: «Гражданская и естественная история, история искусства и литературы может быть объяснена индивидуальной историей, иначе – это просто слова». (эссе «История» 1841)
Еще одним распространенным объяснением истории культуры была идея имманентности развития: культура представлялась развивающейся благодаря действию сил, присущих самому человеку. В таких теориях подчеркивалась значимость факторов расы, психологии, идей индивидов, великих людей, гениев и т.п. Это представление, что культурное развитие вырабатывается силами, заключенными в человеческой психике, долго удерживалось в истории метафизики. Высшей точки это представление достигло в XVIII в., однако было еще достаточно распространенным и в XIX в. Например, Огюст Конт говорил об имманентной для природного порядка тенденции к изменению, об «инстинкте прогресса», об «инстинкте политического совершенствования» и т.п. Даже позже, среди эволюционистов продолжались сохраняться отдельные моменты таких представлений. Например, Э. Тайлор[2] выражался в подобной манере: «Можно с уверенностью сказать, что у человека всегда была врожденная тенденция, обусловливающая в различных климатических и материальных условиях развитие культуры согласно одним и тем же стадиям и одинаковым путём». Однако, в целом к середине XIX в. представление об имманентном порождении эволюции сходит на нет. В биологии против нее выступал Ч. Дарвин. Герберт Спенсер также не считал эволюцию выражением имманентной тенденции.
|