Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление предпринимательскими рисками





Каждая предпринимательская фирма имеет собственные пред­почтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направ­ленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельнос­ти предпринимательской фирмы.

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:

Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.Идентификация рисковопределяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.

Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

ü Вероятность достижения конечной цели проекта.

ü Степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться.

ü Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект.

ü Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков.

Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ. Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.

Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков. Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

• Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

• Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

• Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

• Наступление влияния рисков

• Необходимые меры приняты

• Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости по­иска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:

ü диверсификацию;

ü распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

ü страхование;

ü хеджирование;

ü резервирование средств;

ü покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация. Под диверсификацией понимается ин­вестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т. е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связа­ны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, пред­видя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на вы­пуск другой продукции.

Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Распределение риска реализуется при разработке финансовой плана и контрактных документов.

Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным.

Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степей риска участники намереваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.

Поэтому участникам проекта рекомендуется при ведении переговоров проявлять максимальную гибкость в вопросе о том, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

Страхование. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Иму­щественное страхование может иметь следующие формы:

à страхование риска подрядного строительства;

à страхование морских грузов;

à страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

à страхование общей гражданской ответственности;

à страхование профессиональной ответственности.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широ­ко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования обычно распространяется также на арен­дуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защи­ты от последствий физического повреждения транспортных средств. Страхование общей гражданской ответственности является фор­мой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельно­сти третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной от­ветственности осуществляется только в том случае, когда генераль­ный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной части или технической части проекта, управление проектом, оказа­ние других профессиональных услуг по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммер­ческой практике используется хеджирование (англ. — ограж­дать).

Хеджирование — это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на дру­гое.

Сделки, предметом которых является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедлен­ную поставку актива, называются спотовыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе — спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник — арбитражер. Арбитражер — это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для стра­ховки от рисков изменения курсов (цен), называется «хедж».

Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и оп­ционных.

Форвардный контракт — это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт — это соглашение между двумя сторонами будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.

Опционный контракт — это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет право одной из сторон исполнить контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут выступать различные активы валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.

 

Бизнес- план как элемент системы планирования на предприятии. Принципиальные направления разработки бизнес-плана

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необхо­димо решить предприятию (компании), способы достижения поставлен­ных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или про­екта в результате их достижения. Бизнес-план:

• дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

• содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие, компания);

• служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен прежде всего для трех категорий участников проекта:

• менеджеров, являющихся создателями бизнес-плана, разработка ко­торого помимо вышеуказанных результатов позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;

• собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;

• кредиторов, обычно банков, для которых бизнес-план является обя­зательным документом, подтверждающим коммерческую привлекатель­ность проекта.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование является общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, креди­торов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.

Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого про­дукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия — относится ли оно к сфере услуг или кпроизводственной сфере. Если предприятие производственное, то на со­став и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предпри­ятия.

Исходная информация для составления бизнес-плана

Данный этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характе­ристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конку­рентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.

Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положе­ния бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

Производственная информация включает определение производствен­ных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. При сборе производственной информации необходимо обратить внима­ние на следующие вопросы:

• производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

• сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

• оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудо­вания и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

• трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

• помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

• накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водоснабжение и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленчес­кого персонала и т.д

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регули­рования уровней цен и их динамики.

Существуют три основных финансовых отчета, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

 

Состав, структура и последовательность разработки бизнес-плана

Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. К основным целям бизнес-планирования относится выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара. Важной целью бизнес-планирования называют также получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации. Бизнес-план может выполнять следующие функции: разработка концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов; оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов; обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода), установление необходимого объема финансирования и его источников; определение целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его места строительства с учетом предварительных условий и примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора. Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий. Бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую интересы руководителя проекта и команды - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы, повышение профессионального рейтинга; заказчика (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении; органов власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект; потребителей - товары и услуги; инвесторов - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования; других заинтересованных сторон - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов. Бизнес-план является своеобразной рекламой проекта. В бизнес-плане должны содержаться все главные моменты. Рекомендуется включать в состав бизнес-плана следующие разделы. Титульный лист. Резюме. Оно находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров плана. Последняя страница резюме должна быть посвящена основным финансовым результатам, которые ожидают получить от реализации проекта (производства). При этом необходимо привести сведения об объемах выпуска продукции и выручке от ее продаж на ближайшие годы, затраты на производство, валовую прибыль, уровень рентабельности производства и продукции, срок окупаемости затрат, в течение которого гарантировано возвращение взятых у инвесторов (банков) средств, кредитов. Продукция и услуги. Раздел начинается с анализа бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития. Рынок сбыта. В условиях рыночной экономики важно дать ответ на вопрос о возможностях рынка приобрести продукцию и желании это сделать. Анализ конкуренции на рынке сбыта. Оценка конкурентов должна быть предельно достоверной, с указанием недостатков в их стратегии или качественных характеристиках товаров, что обеспечит достижение успеха в сбыте нового товара. Стратегия маркетинга. Этот раздел бизнес-плана органически связан с предыдущими двумя разделами. Он включает в себя: изучение и анализ многих данных о способах организации продажи товаров, услуг, их ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу, путях обеспечения постоянного роста объемов продаж, достижении высокой репутации данных товаров и услуг в глазах общественности и т.п. План производства. Данный раздел составляют для проведения технико-экономического обоснования производства нового товара или услуг в необходимом количестве и качестве в нужные сроки, чтобы показать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. Организационный план. В этом разделе отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновывают организацию производственной деятельности. Составляют примерное штатное расписание. Приводят организационную структуру предприятия, механизм взаимодействия всех служб предприятия, способы координации и контроля их деятельности. Юридический план. В этом разделе для инвесторов и партнеров следует обосновать его организационно-правовую форму, от которой зависит успех проекта, а также условия различных договоров (аренды, с партнерами, поставщиками, учредителями, потребителями, подрядчиками и субподрядными организациями и т.п.). Оценка риска и страхование. Данный раздел включает в себя расчет, анализ и оценку риска проектных решений в достижении поставленной цели. Финансовый план. Этот раздел призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. Задача финансового плана - доказать эффективность проекта на всем периоде реализации. Исходя из расчетов сальдо накопленных реальных денег и первоначальных условий инвестирования, уточняется размер инвестиций. Также в этом разделе плана описывают источники получения средств, форму и сроки получения ресурсов. Оговариваются сроки возврата кредита.

Этапы разработки бизнес-плана

В процессе подготовительного (организационного) этапа определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет.

Первый этап можно разбить на ряд шагов:

1. Определение целей написания бизнес-плана.

2. Определение источников информации.

3. Точное определение целевых читателей.

4. Установление общей структуры документа.

Второй этап также можно разбить на ряд шагов:

1. Сбор информации.

2. Непосредственное написание бизнес-плана.

На заключительном этапе выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.).

 

12 Особенности разработки разделов бизнес плана: резюме, маркетинговый план, план производства, организационный план, финансовый план, оценка рисков и страхование.

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

Date: 2016-05-18; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию