Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Дисциплинарные коррупционные проступки





Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании государственным служащим своего статуса для получения благ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление работником прокуратуры, суда, таможенных органов предпринимательской деятельности вопреки ст. 22 Закона о государственной службе и т.д.).

При этом грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос, где заканчивается дисциплинарный проступок, а где начинается, например, незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление служебными полномочиями. Актуальность этой проблемы еще больше возрастает применительно к лицам, занимающим государственные должности и, соответственно, не являющихся государственными служащими.

Административные коррупционные проступки.

К административным коррупционным правонарушениям могут быть отнесены обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. В частности, к числу административных коррупционных проступков можно отнести нарушение порядка льготного кредитования, т.е. включение в списки для льготного кредитования лиц, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо принятых на такой учет с нарушением законодательства, либо подлежащих снятию с учета и ряд других составов правонарушений, предусмотренных КоАП Республики Беларусь.

Преступления.

В рамках реализации требований Закона о борьбе с коррупцией для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями, совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 года утвержден перечень коррупционных преступлений, к которым относятся:

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

8. Служебный подлог (ст. 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

10. Получение взятки (ст. 430 Уголовного кодекса республики Беларусь);

11. Дача взятки (ст. 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

12. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 Уголовного кодекса республики Беларусь);

13. Принятие незаконного вознаграждения работником государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Составы преступлений, предусмотренные ст. 424, 430–432 Уголовного кодекса – Республики Беларусь, являются преобладающими, доминирующими в судебной практике по сравнению с иными вышеперечисленными преступлениями.

1. Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Диспозиция ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, т.е. субъектом данного преступления должно выступать должностное лицо.

В ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса республики Беларусь, ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» раскрыто понятие должностного лица.

Согласно ч. 1 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь под злоупотреблением властью или служебными полномочиями понимается умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее: а) причинение ущерба в крупном размере или б) существенного вреда правам и законным интересам граждан либо в) государственным или общественным интересам.

Таким образом, состав этого преступления предполагает обязательное наличие в действиях виновного хотя бы одного из вышеперечисленных признаков объективной стороны злоупотребления властью или служебными полномочиями в качестве последствий совершенных им действий.

Квалифицированный состав данного преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предполагает уголовную ответственность за те же действия, но совершенные виновным из корыстной или иной личной заинтересованности.

Признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 424 Уголовного кодекса республики Беларусь, – причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, корыстная или иная личная заинтересованность (ч. 2 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь), тяжкие последствия (ч. 3 ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь) и другие являются оценочными понятиями, имеют разное содержание в каждом конкретном случае.

Субъективная сторона преступления предполагает умышленную вину в отношении совершаемого лицом по службе деяния.

Взяточничество (ст. 430–432 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Согласно статистическим данным наибольшее количество виновных осуждается за получение взятки (ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Этот состав является наиболее опасным коррупционным преступлением и согласно данным судебной статистики соответственно влечет строгое наказание.

Получение взятки (ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В соответствии с ч. 1 ст. 430 получение взятки – это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Ч. 2 ст. 430 предусмотрена ответственность за получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, а ч. 3 ст. 430 предусмотрена ответственность за вышеуказанные действия, но совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432, либо совершенные в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо или лица, приравненные к государственным должностным лицам. Это сотрудники органов внутренних дел (инспекторы ГАИ, участковые инспекторы, следователи), руководители предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, их заместители, начальники структурных подразделений данных предприятий, бухгалтеры, кадровые работники, судьи, прокурорские работники, инспекторы таможни и другие.

К юридически значимым действиям относится принятие решений, входящих в компетенцию лица, результатом которых является возникновение, изменение или прекращение правоотношений, а также получение взяткодателем или представляемыми им лицами выгоды имущественного или иного характера. В то же время это должности, которые по своему функциональному характеру не связаны с выполнением работниками, их занимающими, организационно-распорядительных обязанностей (врач по должности, диагностирующий наличие заболевания, преподаватель по должности, обучающий слушателей (студентов) и оценивающий их знания на основе выставления дифференцированных оценок и т.д.). По занимаемой должности в рамках соответствующего учреждения указанные работники выполняют профессионально-технологи-ческие обязанности, в том числе и тогда, когда преподаватель экзаменует студента, на наличие у него надлежащих знаний.

Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

Если предмет взятки с ведома или по указанию должностного лица передается членам его семьи или близким за использование таким должностным лицом своих полномочий в пользу взяткодателя, то это также является взяточничеством.

Получение взятки выражается в принятии должностным лицом материальных ценностей либо выгод имущественного характера, представляемых взяткополучателю исключительно в связи с его должностным положением за использование его служебных полномочий в интересах дающего вознаграждение.

По смыслу закона наряду с материальными ценностями предметом взятки могут быть выгоды имущественного характера, т.е. различного рода услуги, оказываемые должностному лицу бесплатно (безвозмездно), но подлежащие оплате (предоставление бесплатно санаторной путевки, проездных документов, производство строительных, ремонтных и других работ и т.д.).

К выгодам имущественного характера относятся также более замаскированные виды вознаграждения: передача части акций с условием их оплаты за счет дивидендов, уменьшение ставок арендной платы или процентных ставок за пользование банковским кредитом (ссудой) и т.д. Есть основания относить к выгоде имущественного характера также оплаченную сексуальную услугу, предоставляемому бесплатно должностному лицу, о чем ему известно. Как имущественное благо могут быть предметом взятки, к примеру, приватизированная квартира, частная дача, приватизированный земельный участок, получение оплаты по фиктивному совместительству (трудоустройству).

Предметом взятки чаще всего выступают иностранная валюта и расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь.

Получение взятки повторно предполагает совершение данного преступления два или более раз. Повторность не исключается, если должностное лицо одновременно получает взятку от двух лиц, а обусловленную общую сумму вознаграждения передает одно лицо, но за совершение в интересах каждого из взяткодателей самостоятельного действия по службе.

Что же касается оценки случаев систематической передачи должностному лицу одним и тем же взяткодателей ценностей или услуг имущественного характера за покровительство или попустительство по службе, то содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление – получение (дача) взятки, если при очередном получении (передаче) вознаграждения не оговаривали конкретные служебные действия , которое должно совершить должностное лицо, а факты систематического вознаграждения были объединены единым умыслом на склонение и продолжение соответствующего поведения должностного лица по службе в интересах взяткодателя. При наличии единого продолжаемого преступления передаваемое каждый раз вознаграждение суммируется и может учитываться при определении крупного размера взятки.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление гражданина посредством бездействия по службе в такие условия, при которых он был вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам.

Если лицо, несмотря на угрозу или даже реальное действие (бездействие) по службе, направленное на причинение ущерба его законным интересам, отказалось дать взятку, содеянное должностным лицом должно квалифицироваться как покушение на получение взятки, сопряженное с вымогательством.

Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении (принятии вознаграждения) участвовало два и более должностных лиц, которые заранее договорились (в том числе и после предложения о даче взятки, но до ее получения) о совместном ее получении с использованием служебного положения одного из участников в интересах дающего взятку. При этом предполагается, что должностные лица действуют как соисполнители в том смысле, что полученная сумма взятки одним из них распределяется между остальными участниками группы.

Получение взятки организованной группой предполагает, что для совершения этого преступления объединились несколько должностных лиц в устойчивую управляемую группу (ст. 18 УК РБ).

Предварительная объединенность – это сговор (заключение союза) о совместной преступной деятельности, достигнутый соучастниками до ее начала и создание для реализации этой цели специального формирования в виде управляемой устойчивой группы, действующей на постоянной основе. Характерными признаками такого объединения являются: тщательное планирование противоправных действий, разработка системы мер, обеспечивающих сокрытие преступлений и позволяющих свести риск провала к минимуму, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора, отработка вариантов поведения на предварительном следствии в случае задержания соучастников преступления правоохранительными органами. Таким образом, организованная группа характеризуется постоянно действующим сговором ее членов, давшим согласие на участие в структуре, специально созданной для занятия регулярной криминальной деятельности.

Управляемость характеризуется наличием отношений руководства и подчиненности, т.е. своеобразной субординацией. Управляемость организованной группы заключается в присутствии в ее составе единоличного лидера (либо коллегиального органа), который осуществляет руководство преступной деятельностью данного формирования.

Устойчивость, стойкость, постоянность, неподверженность колебаниям. Об устойчивости группы могут свидетельствовать: продолжительность преступной деятельности, направленность, нацеленность на осуществление именно такой деятельности, стабильность состава, тесная взаимосвязь между ее членами, высокая степень согласованности их действий. Устойчивость группы достигается эффективностью руководства, оптимальным распределением ролей и функций, наличием прочных организационных связей и тесной сплоченности между ее членами, соблюдением конспирации, наличием коррумпированных связей в органах власти и т.д.

Следует отметить, что согласно законодательству (примечания к ст. 431 и 432 УК РБ) основанием освобождения от уголовной ответственности взяткодателей, посредника во взяточничестве, равно как и соучастника в даче или получении взятки, является их добровольное заявление о содеянном, в том числе и тогда, когда названные лица добросовестно полагали, что органам уголовного преследования неизвестно о совершенном преступлении. Мотивы обращения с таким заявлением значения не имеют. В то же время для освобождения от ответственности взяткодателя по мотивам вымогательства у него взятки добровольного заявления им о даче взятки не требуется.

Деньги или другие ценности, переданные в качестве взятки лицами, которые до передачи взятки добровольно уведомили органы уголовного преследования о требовании взятки и способствовали изобличению взяткополучателя, подлежат возврату законному владельцу. Деньги и другие ценности подлежат возврату также лицу, в отношении которого имело место вымогательство взятки, если взяткодатель вследствие вымогательства был поставлен в состояние крайней необходимости и дача взятки была единственно возможным средством предотвращения вреда правоохраняемым интересам. Во всех других случаях изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства.

Если деньги и иные ценности не были обнаружены, стоимостный эквивалент неосновательно приобретенной выгоды взыскивается с обвиняемого в доход государства.

Субъектами (исполнителями) дачи взятки (ст. 431 УК Республики Беларусь), а также посредничества во взяточничестве (ст. 432 УК Республики Беларусь) могут являться как должностные лица, так и не должностные лица.

В главе 35 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против интересов службы» дается определение крупного размера. Крупным размером (ущербом в крупном размере) признается размер (ущерб) на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины).

 

 








Date: 2016-05-18; view: 392; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию