Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неврологические основы патологии речиВ главе о нарушениях высших корковых функциях описаны кратко нарушения речи, которые возникают при поражениях отдельных корковых полей. Патологию речи психологу следует знать в значительно большем объёме. Вернёмся к более подробному описанию такой патологии. Афазии В настоящее время классификацией, отвечающей современному состоянию научных знаний, является классификация А.Р.Лурии. В неё заложен принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе нарушения функциональной системы, обеспечивающей речь и синдромный анализ нарушения речи. Выделено семь форм афазий. 1.Эфферентная моторная афазия (поражение 44-го поля, или зона Брока). 2.Афферентная моторная афазия (поражение нижних постцентральных отделов теменной коры). 3.Динамическая афазия (поражение премоторной коры спереди от 44 поля и дополнительная речевая «зона Пенфилда» в заднем отделе верхней лобной извилины). 4.Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины – поле 22, зона Вернике). 5.Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины – поле 21 и 37). 6.Семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны). 7.Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны). В психологии и лингвистике исходя из современных представлений о двух видах организации речи: синтагматической и парадигматической, выделено две группы речевых расстройств. Синтагматика – связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка. Парадигматика – это система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определённую систему фонематических оппозиций, а слово – в системы понятий, в семантические поля. В синтагматической группе речевых расстройств больше страдает связное, развёрнутое, синтагматически организованное высказывание. К этой группе относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии. Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры. Синтагматические речевые расстройства ведут в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания. При поражении задних мозговых зон возникает поражение импрессивной речи, то есть к дефектам понимания. Структура речи может ломаться в разных её звеньях; разные её уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, т.е. возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена организации речи. Клиническая картина протекания афазии выявляет симптомы, которые могут указать на механизм нарушения и возможную топику поражения мозга. Психологическая картина проявления дефекта даёт возможность раскрыть: 1) нарушения психологической структуры речи; 2) какие функции, формы и виды речи оказываются нарушенными, а какие – сохранными; 3) психологические механизмы нарушения речи и способы преодоления дефектов. Нейропсихологический синдромный анализ даёт возможность обнаружить синдром, в котором протекает афазия, выявить фактор, центральный её дефект, выявить связи нарушения речи с другими психическими процессами.
|