Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапия поведенческая





 

см. Общепсихологический раздел. Подходы и теории.

 

Психотерапия психоаналитическая (динамическая)

 

см. Общепсихологический раздел. Подходы и теории.

 

Сказкотерапия

 

психотерапевтическая технология, основанная на теории психоаналитической (психодинамической) психологии и использующая сказку как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений) и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (2008) определяет сказкотерапию следующим образом – это «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».

Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии является ее метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическая защищенность, интеграция многих психотехнических приемов в сказочный контекст – рисунок, история (рассказ), драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. Привлекательность метода обусловлена тем, что, во-первых, сказка всегда служит средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, а метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но мира собственного, скрытого, внутреннего, еще не осознанного. Переносный смысл, волшебство, простота и одновременно сложность человеческих отношений погружают человека в мир, где похожие трудности и проблемы сталкивают не его, а героя с событиями почти реальными. Добрый конец позволяет чувствовать себя защищенным, а мораль в конце сказки – отрефлексировать причину неудач и достижений. Во-вторых, сказка нацелена на развитие самосознания человека в контексте принятия себя и других. Сказочная метафора – ядро любой сказки. Она является главным средством психологического воздействия и в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Применение сказкотерапии в практике психологического вмешательства очень широко и разнообразно. Она может использоваться:

1) как инструмент социализации через передачу опыта «из уст в уста» (фольклорные сказки, придания, былины, притчи) для воспитания у ребенка адекватного отношения к социуму, здорового отношения к миру, необходимых моральных норм и правил;

2) как инструмент развития, поскольку в процессе слушания, придумывания, рассказывания, записывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, образное и логическое мышление, речь, внимание и память, происходит усвоение основных механизмов поиска и принятия решений;

3) как нарратив для выстраивания собственного жизненного сценария, именно поэтому в некоторых психотерапевтических теориях и технологиях (например, юнгинианство, трансперсональная психология) любимым детским сказкам уделяется особое внимание – неоднократно воспринимая (слушая) любимую сказку ребенок еще и еще раз проживает вместе с героями их жизнь, усваивая модели поведения и формируя нравственную основу собственного поведения;

4) как способ диагностики эмоционально-личностных проблем ребенка; с этой целью может быть использован эмоционально-личностный тест «Сказка» Л. Дюсс;

5) как психотерапия, нацеленная на помощь клиенту через создание условий, в которых человек находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Такая широта применения сказки обусловлена ее функциональными характеристиками. С одной стороны, тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. С другой – в метафорах сказок зашифровано огромное количество ценной информации (о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о внутреннем мире автора – в случае авторской сказки). Кроме того, в сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации он проходит, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться, как приобретать и ценить дружбу и любовь, какими ценностями руководствоваться в жизни, как строить отношения с родителями и детьми, как прощать.

Существует несколько классификаций сказок для психотерапевтической практики.

Р. М. Ткач (2008) структурирует сказки по отдельно взятым проблемам.

1. Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (в случае развода родителей, в случае появления нового члена семьи, когда дети считают, что в другой семье им будет лучше).

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки.

К художественным сказкам относятся сказки, созданные как народом, так и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками и притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Народные сказки, из которых самые древние называются мифами, отражают единство человека и природы. В этом единстве можно найти соответствие человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Среди народных сказок можно выделить сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки. Сказки о животных лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт, так как дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них и очень любят героев этих сказок (например, «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). В бытовых сказках часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первым?» Страшные сказки – это обычно сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и пр. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Страшные сказки имеют возрастное ограничение в психотерапевтической работе (предназначены для детей старше 7 лет) и часто используются для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Благодаря волшебным сказкам в бессознательном человека концентрируется жизненная мудрость и информация о духовном развитии человека.

Авторские сказки, т. е. те, которые придумал сам клиент, помогают ему осознать свои внутренние переживания. Из-за большого количества личностных проекцией они представляют собой бесценный материал для психотерапевтического анализа.

Дидактические сказки довольно часто используются на уроках и занятиях с детьми, когда учебные задания трансформируются в сказочную форму. Решение примера или задачи, знакомство с новым материалом на уроке русского языка, литературы или истории, способно превратить урок в увлекательную историю, а, например, решение примера – в прохождение испытания, которое приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией в данном случае понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Следует заметить, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике. В практике они зарекомендовали себя как эффективное средство работы с трудностями адаптации, желанием привлечь к себе внимание, чрезмерной потребностью в лидерстве и власти, установками на месть, с отсутствием чувства меры.

Для создания психокоррекционной сказки психолог может использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; или столкнуться с «фигурой психотерапевта» – мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т. д. Задача терапевта – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

При психокоррекционной работе со сказкой, нацеленной на изменение поведения, ее можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, создается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если ребенок не «откликнулся» на сюжет или мораль сказки, ее метафорический смысл все равно был осознан и через некоторое время его поведение хотя бы частично изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

В зарубежной психологической литературе психокоррекционные сказки часто называют психотерапевтическими историями. Учитывая степень близости целей воздействия, содержания и технологии, различие между психокоррекционной и психотерапевтической сказкой можно считать условным.

Психотерапевтической, т. е. способной оказать реальную психологическую помощь по улучшению внутреннего состояния и гармонизации переживаний, сказка становится только при соблюдении определенных правил ее использования в процессе взаимодействия психолога и клиента (Р. М. Ткач):

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка или взрослого, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который, клиент может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Жили-были…

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3–4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5–6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающим с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

● К психотерапевтическим сказкам относятся сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий и помогающие увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, к любви и длинному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (2008) выделяет следующие этапы сказкотерапии как технологии:

1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настроем на дальнейший процесс работы со сказкой. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок, или слепить скульптуру, или сделать коллаж; терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку.

2. Создание (придумывание, написание) сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу, использовав материал первого этапа.

3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент расскажет или прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие как для клиента, так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Психологу, после того как клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет. Собственно, третий этап (анализ и обсуждение) и есть кульминация психотерапевтической работы со сказкой. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Общие этапы сказкотерапии при работе с ребенком приобретают ряд дополнительных условий. Так, сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации (А. Бердникова, 2010), когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном. В начале работы необходимо оказывать поддержку таким образом, чтобы процесс придумывания сказки возник естественным путем и не фиксировал ребенка на возможных трудностях создания сюжета, не ограничивал его фантазию («А я не знаю, как….», «А я не знаю, про кого..»). Например, с помощью вводных слов «В некотором царстве, в некотором государстве»… Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Все зависит от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был.

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.

Способ создания сказки и проникновения в ее суть может быть различным. Можно предложить ребенку сочинить сказку на заданную тему. Можно во время рассказывания или после задавать вопросы ребенку в затруднительных ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Так, Р. Гарднер (2002) предложил целую методику «Рассказывание истории» позволяющую на основе создания сказочной истории реализовать психотерапевтический процесс (см. Психоаналитическая психотерапия).

Таким образом, с точки зрения методического воплощения сказкотерапии, на практике используются самые разные приемы и методы – это и рисование сказки, и сочинение сказки, и постановка сказки, и изготовление кукол для сказки, и рассказывание сказки, и использование сказки в контексте психодрамы. Каждый из методов имеет свои достоинства и ограничения. Так, при рассказывании сказки процесс терапии происходит с момента ее сочинения и в ходе повествования. Придумывая сюжет и драматизируя отдельные элементы сказки/волшебной истории, ребенок или взрослый погружается в свой внутренний мир и проецирует собственные мысли, чувства и конфликты во внешнюю среду, наделяет героев качествами, присущими ему самому или значимым для него людям.

Придумывание продолжения сказки позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении человека, но в то же время действуют в нем. Если ребенок или взрослый прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции и, соответственно, невротического состояния.

Рисование сказки (с помощью карандашей, мелков, гуаши или акварели) или изготовление изображения сказки в виде аппликации (на основе цветной бумаги, картона, ракушек и других естественных материалов), композиции из пластилина позволяет задействовать в процессе стабилизации эмоционального состояния человека моторные функции, придать психотерапевтическому сеансу большую динамику и экспрессию, пробудить фантазию и творчество, тем самым освобождая клиента от тревоги, гнева или другого чувства, которое его беспокоило. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Изготовление куклы – один из ключевых методов сказкотерапии. По мнению Л. Г. Гребенщиковой (2007), любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности, включаются механизмы проекции, идентификации или замещения. С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека, а согласно юнгианскому подходу – происходит актуализация самоисцеляющих возможностей психики.

При использовании кукол или игрушек в сказкотерапии все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что сказкотерапия как метод функционально обобщает разнообразные техники психоаналитической психологии, которые могут быть реализованы посредством проживания и проигрывания сказочного сюжета. Например, куклотерапия, «рассказывание истории» по Р. Гарднеру, приемы песочной терапии, психодрамы, арт-терапии. Содержательно и композиционно построенные по-разному, каждая из них стремится к достижению гармонии внутреннего мира клиента через символические, метафорические и волшебные действия. Ведь это так просто – «превратиться из гадкого утенка в прекрасного лебедя», «из лягушки в царевну». Только в сказке такое возможно.

 

Телефон доверия

 

одна из форм социально-психологической помощи, чаще всего, подросткам, когда в ходе телефонной связи решаются задачи консультативного и психотерапевтического характера. Рекомендуемая длительность беседы – 30–35 минут. Однако в особо трудных случаях может продолжаться и дольше. Следует помнить, что первая беседа очень часто оказывается единственной.

Основными преимуществами телефона доверия являются: а) возможность, оставаясь анонимным, рассказать о своих проблемах, тем самым не боясь быть осмеянным, подвергнутым санкциям и разоблачениям, не пряча своих слабостей, страхов и ошибок; б) доступность телефонной связи; в) неявный характер психотерапевтической помощи (вроде бы как самого визита в реальности к специалисту не было), что снимает страх перед обращением за профессиональной помощью; г) отсутствие визуального контакта и, соответственно, возможность проецирования на консультанта качеств «идеального взрослого» или «идеального друга», образ которого рисуется абоненту.

Обычно, хотя телефон доверия и существует как автономная психологическая служба, она является структурной единицей в многоплановой по своим задачам системе служб социально-психологической помощи.

Главный принцип работы телефона доверия – непреложность сохранения анонимности всех случаев обращений. Таким же правилом является гарантированное невмешательство консультантов и иных сотрудников службы в судьбу консультируемого (принудительная госпитализация, навязывание очного контакта, запугивание в случае невыполнения рекомендаций и т. д.), если на то не выражается добровольное и однозначное согласие. Исключение составляют случаи, связанные с угрозой жизни консультируемому. В этих условиях могут обсуждаться возможности отклонения от основных принципов работы телефона доверия. Сотрудники телефона доверия могут вести служебные записи консультаций (для последующего анализа или обсуждения на тренингах, семинарах) при условии сохранения и в сложившейся ситуациях анонимности.

Техника работы по телефону доверия включает несколько этапов.

1. Начало разговора. Цель: а) укрепить уверенность подростка в том, что он не зря обратился – его обязательно поймут и поддержат; б) определить степень серьезности ситуации и состояние абонента, оценить, сколько времени потребуется, чтобы выработать хотя бы частичное, но позитивное решение. На этом этапе консультант в основном слушает, не перебивает и не вмешивается, собирает первичную информацию, только подталкивая нейтральными репликами подростка к тому, чтобы высказаться.

2. Создание основы для развития отношений с подростком. Цель – конструирование атмосферы доверия и безопасности – безусловное принятие, отсутствие оценок произошедших событий и личности обратившегося за помощью, эмпатия, использование техники рефлексивного слушания, парафраз и т. д.

3. Осознание проблемы. Цель – проникновение в жизненно-смысловую реальность клиента, уточнение и структурирование области эмоциональных переживаний, формирование ясной и объективной картины событий, поиск новых смысловых перспектив и ценностных ориентаций, если утрачены прежние, восстановление нарушенных функций «Я».

4. Психотерапевтическая помощь. Цель – поддержка, укрепление позитивных, сохранных сторон личности, повышение самооценки и уверенности в себе, мобилизация внутренних ресурсов и установление круга друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могут помочь.

5. Выработка плана действий по преодолению кризиса. Цель – выработка консультируемым осознанного варианта решения проблемы, с которым он сам согласен, что налагает на него внутренние обязательства выполнить намерения, для этого консультант занимает позицию «пассивной активности» – создание пауз с переадресацией активности, отказ от готовых рецептов, деликатное обрисовывание возможностей и т. д.

6. Заключение. Цель – поддержка и максимальное одобрение абонента: позитивное подкрепление, вселение в него уверенности в своих силах и в осуществлении намеченного.

 

Тренинг

 

(от англ. training или train – обучать, воспитывать) – комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность и направленных на мобилизацию личностного потенциала индивида с целью преодоления психологических проблем, личностного роста и развития личности. Я. Морено определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации личностного и профессионального бытия человека.

Системообразующим компонентом тренинга является психологическое воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием А. Г. Ковалев понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений.

В узком смысле тренинг – это специфическая технология активного (иногда агрессивного) формирования и развития умений, навыков, социальных установок, а также необходимых качеств личности. Методически она подразумевает содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, добрые провокации, обучающую парную и групповую работу и многие другие приемы и задания, которые способствуют достижению основных целей тренинга.

Особенность тренинга состоит в том, что генеральная цель тренинга реализуется через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы. Самопознание расширяет границы собственного «Я» индивида, способствует формированию адекватной самооценки личности и построению реального «Я» образа. Самосовершенствование стимулирует процессы перестройки внутреннего и внешнего опыта индивида и способствует коррекции уже сложившегося потенциала личности. Таким образом, в ходе тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты, что расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности.

Следует заметить, что достижение подобных эффектов возможно только при соблюдении ряда условий, к которым, в первую очередь, относятся добровольность участия в тренинге, заинтересованность и открытость изменениям. В связи с чем основными принципами организации и проведения тренинга являются: принципы активности; творческой позиции (личностного изменения и развития); осознания поведения; партнерского общения; обратной связи (согласно правилу «не навреди»). Результат работы в тренинговой группе сугубо индивидуален и соответствует правилу: «Каждый продвигается вперед ровно настолько, насколько он готов здесь и сейчас». Принципы организации и проведения тренинга не позволяют рассматривать его в полной мере как образовательную технологию. Тренинг – это добывание ценного жизненного опыта совместно с ведущим и товарищами по группе.

Зарождение тренинговых групп как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. Изучая феномены группового взаимодействия, К. Левин ввел понятие групповой динамики как одного из основных процессов жизнедеятельности группы. Именно при исследовании этого феномена в лабораторных занятиях в 1946 г. и возникли первые тренинговые группы (Т-группы). Тренинговая работа в Т-группах основывалась на следующих идеях:

1) большинство людей живет и работает в группах;

2) чаще всего человек не отдает себе отчета в том, каким образом он участвует в группе, каким его видят другие члены той или иной социальной группы;

3) большинство людей не осознает, каковы реакции, чувства и мысли, которые вызывает их поведение у других людей.

Следовательно, чтобы изменения в поведении и установках людей были эффективными, они должны: а) происходить не в индивидуальном, а в групповом контексте; б) человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие.

В 1947 г. К. Левиным была создана Национальная лаборатория тренинга. С этого времени групповая психологическая работа с людьми в виде тренинга получает широкое распространение. В 1960-е гг. эффективная работа Т-групп, основанная на анализе собственных переживаний в группе, была оценена гуманистическими психологами, которые, опираясь на традиции гуманистической психологии К. Роджерса, стали использовать тренинг для психологической поддержки и развития человека. Такой тренинг социальных и жизненных умений получил название от английского social&life skills training.

В настоящее время отсутствует единая и общепризнанная классификация тренингов. Деление можно проводить по различным основаниям, но, в первую очередь, следует ориентироваться на систему отношений в ходе психологического воздействия. В тренинге воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект – объектной» и «субъект – субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. К таким системам относятся тренинги поведения, тренинги формирования разнообразных навыков (например, коммуникативные тренинги или тренинги социальных и жизненных умений), т. е. группа тренингов, которые традиционно объединяются под обобщенным названием социально-психологический тренинг. В субъект – субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций. К этой системе относятся личностно-ориентированные тренинги.

Социально-психологический тренинг является инструментально-ориентированным тренингом, который основывается на идеях поведенческой психологии (бихевиоризма), когда индивид рассматривается с точки зрения различных моделей его поведения и возможности определенными стимулами и методами изменять его поведение и формировать новое. Цель данного группового подхода – овладеть эффективными моделями поведения, при этом важно не само поведение, а тренируемые модификации поведения, возможности его изменения через модификацию установок. Его основной функцией выступает обеспечение связи между теорией и практикой, возможности применения психологического знания для решения реальных жизненных и профессиональных ситуаций.

К разновидностям социально-психологического тренинга как инструментально– ориентированного тренинга, относятся:

● тренинг уверенности в себе (тренинг ассертивности), направленный на осознанность своих прав, обучение вербальным и невербальным умениям противостояния агрессивному поведению, формирование умения говорить «нет», обращаться с просьбами и выдвигать свои требования, начинать, поддерживать и заканчивать разговор;

● тренинг развития социальных навыков (социальной компетенции), связанный с восполнением дефицита навыков эффективного функционирования в социуме (включая социально направленное и моральное поведение), которые не были адекватно усвоены в прошлом или которые могли быть усвоены, но этому препятствовала приобретенная тревога, негативные ожидания или отрицательная самооценка;

● тренинг общения (коммуникативный), формирующий умения побуждать других к сообщению информации, сообщать информацию, использовать коммуникацию для изменения поведения других, находить взаимоудовлетворяющие решения, проявлять визуально и физически отзывчивое поведение;

● тренинг аргументированного поведения;

● тренинг по преодолению страха перед публичным выступлением (или других фобий);

● тренинг стратегии решения конфликта;

● тренинг для управляющих;

● тренинг для руководителей – модификация организационного поведения;

● тренинг для эффективного руководителя;

● тренинг по развитию умения решения проблем;

● тренинг критичности мышления;

● тренинг умения самоуправления и самоорганизации;

● тренинг переговоров;

● тренинг самопрезентации и т. д.

Основными компонентами инструментально – ориентированных тренингов, которые наиболее часто включаются в программы, выступают следующие этапы:

1. Теоретическое обоснование. Разъяснение терминологии, обзор основных понятий и навыков, которые необходимы в ходе тренинга и которым будут обучать, привлечение внимания к важности формируемых навыков для жизни обучаемого.

2. Моделирование. Точное представление образцов, которые должны быть усвоены с использованием наблюдения, воспроизведения образца (подражания), самовербализации (рефлексии) – объяснения самому себе опыта и результатов своих действий.

3. Разыгрывание ролей. Практика в освоении различных моделей решения проблемы, способов работы с информацией, возможных в моделируемой ситуации и приемов преодоления противоречий и рассогласований. Отрабатываются как открытые, так и скрытые поведенческие реакции. Последовательность отработки нового навыка обычно включает несколько фаз: воспроизведение действия (отработка новых актов, операций и действий в поведении), совершенствование действия (придание отрабатываемому навыку непринужденности и устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев, замечаний тренера), когнитивное реструктурирование действия (критический анализ иррациональных представлений, препятствующих формированию навыка, и приобретение знаний, усиливающих эффективность нового действия), генерализация навыка (апробирование нового поведения в реальной жизни и перенос его на новые ситуации).

4. Обратная связь. Индивидуальное и групповое отслеживание эффективности и качества освоения тренинговой программы: особенностей формирования навыков поведения и возникающих в ходе тренинга трудностей. Обратная связь может реализовываться в разных вариантах: 1) быть одобряющей, подбадривающей, сопровождаться похвалой; 2) корректирующей и включать конкретные предложения по улучшению качества выполнения. Одной из задач тренера на этом этапе является стимулирование участников к самонаблюдению и саморефлексии происходящих с ними изменений, к самооцениванию и самоподкреплению как важному аспекту приобретения и генерализации навыка.

5. Домашняя работа / Перенос навыка. Домашние задания, способствующие закреплению формируемых умений в реальной жизни.

● К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие. Основным процессом в данных группах является личностный рост – активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.

Существуют различные типы групп личностного роста, вариативность которых обусловлена разнообразием теорий личности и групповых форм психологической коррекции, используемых в рамках тех или иных психологических парадигм (психодинамической, гуманистической, экзистенциальной, психоаналитической и т. д.). Общим основанием личностно-ориентированных тренингов является понимание человека как единой психологической реальности. Различным – сегменты этой реальности, оказывающие генеральное воздействие на психологию человека и, соответственно, становящиеся «мишенями» психологического воздействия. У когнитивных психологов – это ментальные образования, у гуманистических – общечеловеческие ценности, у психоаналитиков – бессознательное, у экзистенциалистов – бытие и т. д. Таким образом, в зависимости от того, какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по-разному представляются и виды групп личностного роста. В целом к ним относятся:

● группы встреч;

● гештальтгруппы;

● психодраматические группы;

● психодинамические группы;

● экзистенциальные группы;

● группы арт-терапии;

● группы танцевальной терапии и т. д.

Основная цель личностно– ориентированного тренинга – изменение в сознании и разрешение на этой основе проблем клиента (развитие Я-концепции, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем эмоционального самоконтроля, самопонимания, самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта).

● Отдельно от инструментально-ориентированных и личностно-ориентированных тренингов выделяют так называемые бизнес-тренинги. Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность – корпоративный тренинг) предполагает развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам относятся тренинги продаж и обслуживания клиентов, тренинги управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента. Бизнес-тренинг позволяет развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые в профессии. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.

Иногда в литературе можно встретиться с понятием индивидуальный тренинг. Данная разновидность тренинга предполагает использование тренинговой системы и технологий для одного человека или очень маленькой группы (1–3 человека), например семейный психологический тренинг или тренинг микрогруппой. При индивидуальной тренировке все внимание тренера сосредоточено на проблеме единственного клиента или микрогруппы, присутствует возможность преодоления застенчивости и боязни раскрыться перед другими, а также отсутствуют трудности, возникающие при работе с традиционной тренинговой группой (10–12 человек) – отвлечение внимания тренера на активных или демонстративных участников и выполнение их задач и целей, проявление «соревновательного» или «игрового» принципа, не всегда полезного для выработки необходимых навыков, особенно если человек не уверен в себе или смущается. Тем не менее следует помнить, что тренинг возник как эффективная форма групповой работы и основные преимущества она сохраняет, если идеи групповой работы, разработанные К. Левиным, присутствуют в работе тренера. Если тренинг используется только в своем узком значении – как практическая отработка неких умений, то для этой цели существует соответствующая форма психологической работы – коучинг (от англ. coaching) – непосредственное обучение менее опытного сотрудника (ученика) более опытным в процессе работы или выполнения конкретных видов деятельности; форма индивидуального наставничества, консультирования.

К. Рудестам (1982, 1990, 1998, 2004) указывает на следующие преимущества групповой работы, которая реализуется в тренинге.

1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.

3. В условиях группы возможно получение обратной связи.

4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания с конкретными участниками группы.

5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и контролируемой обстановке.

6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, конформизм, социальное влияние, распределение ролей.

7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения.

8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование «Я» концепции индивида.

В то же время при всех достоинствах тренингов эта форма психологической работы имеет свои ограничения и недостатки.

1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения, принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни может быть болезненным. Может возникнуть определенная дезадаптация на какой-то период времени. Участник ждет от людей, его окружающих, тех реакций, того поведения, стиля общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя.

2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые формируются в группах, могут привести к такому явлению, как зависимость от тренингов. У человека развивается потребность участия в групповых формах психологической работы. Это связано с тем, что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может найти в реальной жизни. Зачастую желание и стремление участвовать постоянно во все новых группах (особенно личностно-ориентированных) обусловлено поиском все более сильных и значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных психологических проблем. Для избегания данного явления необходимо научиться переносить опыт, полученный в группе, в реальную жизнь.

3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов, убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть разочарование вследствие того, что близкие люди:

● не видят произошедших в нем изменений;

● не разделяют его новую систему ценностей;

● сами никаким образом не изменились.

Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их ближайшее окружение, и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по отношению к ним.

4. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от профессионализма и мастерства ведущего.

5. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной жизни без учета обстановки может привести к неадекватному восприятию индивида окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).

Для оценки степени эффективности тренинга используется комбинация показателей опросника (опросников), самооценочных шкал поведения, когнитивных и/или аффективных реакций, данных естественнонаучного поведения и оценок исполнения ролей в играх. Традиционные психодиагностические тесты обычно не используются, поскольку не существует ни стандартизованной номенклатуры навыков, ни общепринятой системы оценки достигнутых результатов. С другой стороны, их создание противоречит самой идее тренинга, инициирующего раскрытие внутреннего потенциала личности, который можно измерить только в сравнении с самим собой, относительно индивидуальной нормы поведения.

 

Date: 2016-05-13; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию