Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы запоминания абстрактной информации





 

Запоминать зрительную информацию в чистом виде нам приходится не так часто. Обычно мы все таки можем ее каким-то образом описать словами, и тогда уже назвать ее зрительной в строгом смысле этого слова нельзя. Однако встречается материал, который мы преимущественно запоминаем именно зрительно. Это абстрактные значки, символы, иероглифы, орнаменты и т.п. Потренироваться в запоминании зрительного материала такого рода очень полезно и просто так, для развития самой способности к запоминанию. Это такой же хороший тренинг (или если хотите, зарядка для ума) как и запоминание рядов несвязанных друг с другом слов.

Метод трансформации

Само слово “трансформация” произошло от латинского transformatio, что значит “превращение”. Именно в превращении чего-либо во что-либо и состоит этот метод. Термин “превращение” подразумевает под собой некий процесс, совершающийся постепенно. Так что-то маленькое становится постепенно большим и мы говорим, например: “Он превратился из маленького щенка в большого пса”. Что-то плоское превращается в объемное, черно-белое в цветное, незаконченное в завершенное и т.д.

Метод трансформации чаще всего применяется при запоминании графических символов (геометрических фигур, абстрактных значков и т.п.), а также при запоминании иероглифов. Метод трансформации состоит в превращении какого-либо в той или иной степени абстрактного символа в конкретный объект. Например, плоскую фигуру - прямоугольник, мы можем мысленно дорисовать до объемной фигуры - параллелепипеда (помните, как в школе нас учили делать из прямоугольника параллелепипед, дорисовывая пунктирными линиями невидимые грани), затем сделать его непрозрачным, раскрасить, а дальше уже пожеланию превратить его в кирпич, или в коробку торта, или в коробку от обуви, или в спичечный коробок, или в телевизор. Кому-то может показаться, что метод трансформации ничем не отличается от метода ассоциаций (например, при подборе ассоциаций к цифрам или буквам).

Действительно, между этими методами есть много общего. И самое важное из этого общего - цель или конечный результат применения и одного, и другого методов - получение из информации достаточно абстрактной, слабо пригодной для запоминания информации конкретной, образной, удобной для применения к ней различных мнемических средств (составление сюжета и т.п.). Основное же различие между этими двумя методами состоит вот в чем. При подборе ассоциации к какому-либо объекту, мы как бы задаем сами себе вопрос: “А что мне напоминает это, на что это похоже, с чем ассоциируется?” Иными словами мы подыскиваем из всех объектов, представленных в нашем сознании такой объект, который близок к первоначальному по каким-то параметрам. Ищем одномоментно, без каких-то бы ни было промежуточных стадий. При применении же метода трансформации мы приходим к конечной цели через промежуточные стадии, останавливаясь на них, проговаривая их про себя. Эти два метода можно сравнить с прыжком (в первом случае) на несколько метров в длину или же с преодолением того же расстояния шагами (во втором случае), согласитесь в некоторых случаях имеет смысл пройти эти несколько шагов, например, чтобы лучше разглядеть окружающий пейзаж. Поэтому к некоторому виду информации удобнее применять метод трансформации. В этом случае легче проделать обратный путь - путь от конкретного объекта к абстрактному (ведь воспроизводить же надо первоначальный материал), поскольку дорога уже знакома - это во-первых. А во-вторых, производя превращение последовательно можно заметить, а следовательно и запомнить больше особенностей усваиваемого материала. Точно также, как если вы идете шагами, вы сможете обратить внимание на большее количество деталей окружающей вас обстановки и, в частности самой дороги, чем если вы будете передвигаться прыжками. Именно поэтому к некоторым графическим символам (или имеющим слишком много ассоциаций как, например, простые геометрические фигуры) в отличие от других (цифры, буквы) целесообразнее применять метод трансформации.

 

Как запомнить геометрические фигуры

Предположим, вам надо запомнить такую последовательность геометрических фигур:

круг, прямоугол. треугольник, трапеция, маленький круг, квадрат, ромб, трапеция, овал, маленький.прямоугольник

Как это сделать? Геометрические фигуры - это достаточно абстрактный для запоминания материал, следовательно сначала его нужно превратить в более удобную для запоминания форму. Поэтому я предлагаю сначала применять к каждой из фигур метод трансформации, а затем последовательно связывать их в сюжет. Тему сюжета можно выбрать заранее, а можно определить ее в процессе запоминания. Как правило заранее выбранная тема впоследствии облегчает вспоминание, особенно если вы запоминали не один ряд состоящий из однотипных элементов, а несколько. К тому же при запоминании конкретно этого материала (геометрических фигур) заранее суженное поле для нахождения образов не усложнит, а облегчит задачу, поскольку для геометрических фигур можно найти сколько угодно много различных образов в любых областях окружающего мира.

Итак, я выбираю тему для сюжета, пусть это будет “Сюжет на кухне”. Я постараюсь процесс трансформации первых нескольких фигур показать как можно подробнее. Первую фигуру - круг - я мысленно трансформирую в круглый блин. Сначала я утолщила совершенно плоский круг и подумала на что “кухонное” это могло бы быть похоже. Как-то неосознанно для самой меня этот круг приобрел желтоватый цвет, и тогда я превратила его в блин. В этом месте полезно применить метод соощущений: мысленно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Иногда образ для геометрической фигуры может появиться сразу, без промежуточных стадий. В таких случаях, в целях лучшего запоминания эти стадии нужно пройти искусственно, как бы вставляя их между первоначальной фигурой и результатом. Следующая фигура - прямоугольник. Я мысленно пытаюсь трансформировать его различными способами - утолщаю, делаю объемным и смотрю, на что бы это могло быть похоже, но не могу найти подходящего предмета, чтобы его легко связать с первым. Наконец, я решаю, не утолщая вытянуть его в длину и... сразу приходит в голову образ кухонного полотенца. Я представляю, как накрываю свой единственно испеченный блин полотенцем. (Я использую слова “единственно испеченный” специально, чтобы сюжет был все таки необычным - мы же никогда не печем блины по одному.) Следующий образ приходит сразу. Треугольник - это дырка на полотенце соответствующей формы. В процесс трансформации мне нужно вставить промежуточную стадию. Я представляю, что треугольник как фигура не сплошной, а только его каркас, то есть дырка треугольной формы. Следующая фигура - трапеция. Я трансформирую ее в совок, а для того, чтобы связать эту фигуру с предыдущими, представляю, как блин через эту дырку падает на пол и я беру совок для того, чтобы его убрать. Маленький круг я превращаю в мышку, которая забирается на совок и поедает остатки блинчика.

Продолжите сюжет самостоятельно или придумайте для оставшихся пяти фигур новый сюжет.

Можете проверить себя, зарисовав все десять запоминавшихся фигур, стараясь соблюдать их пропорции. Это совсем несложно сделать, если вы будете использовать при вспоминании промежуточные стадии трансформации.

Запоминание таблиц с графическими символами.

Для запоминания рядов или таблиц, состоящих из символов, подобных тем, которые вы видите ниже, также целесообразно использовать метод трансформации вместе с методом последовательных или связанных ассоциаций. Их запоминание осложняется лишь тем, что для подобных значков гораздо меньше потенциальных объектов, в которые их можно было бы превратить, чем в ситуации с простыми геометрическими фигурами. Однако обратите внимание на то, что некоторые из них можно трансформировать в большинство тех же объектов, в которые вы трансформировали простые геометрические фигуры, проявляя фантазию и воображение для запоминания их особенностей. Например, круг в мелкую крапинку вы можете превратить также, как и простой круг, в блинчик, но этот блинчик может быть с изюмом, а квадрат с диагональными полосками может быть все той же коробкой с тортом, но случайно поставленной на свежевыкрашенную скамейку. А одна десятилетняя девочка сказала мне, что квадрат с диагональной полоской - это вид через открытую чердачную дверь на небо и провода, которые тянутся над крышей. Вот это фантазия! Некоторые значки напоминают вполне реальные предметы, и для них существует не так уж много вариантов объектов, в которые их было бы можно трансформировать, однако, если проявить побольше фантазии и воображения, то это окажется не совсем так. Например, звездочка. Первое, что обычно приходит в голову – это звезда на небе, звезда на Кремлевской башне, морская звезда, салют и еще, быть может, леденец на палочке в виде звезды. Но ведь форму звезды может иметь и печенье, ее форму могут иметь серьги для ушей, в синхронном плавании также есть фигура под названием звезда и т.п. При запоминании графических символов или значков важно запомнить не только форму или название элемента, но и его особенности, пропорции, размер относительно других элементов таблицы, наличие штриховки и ее характеристики и др. (в отличии, скажем, от цифр, при запоминании которых важно запомнить лишь их “номинал”). Поэтому для запоминания таких значков лучше подходит именно метод трансформации, который позволяет при запоминании сделать акцент на всех особенностях элемента. Не забывайте про метод соощущений, который также бывает незаменим при запоминании сложных графических символов.

 

Date: 2016-05-17; view: 1224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию