Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование стихотворного текста в качестве опорных списков





В качестве отличного опорного списка могут быть использованы ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И.А. Крылова “Ворона и лисица”. Слова, в плане удобства привязывания к ним других слов просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное, например, “мелиорация” слово). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди расскажу без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы “Руслан и Людмила” (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус. Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы.

ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять их в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность.

Посмотрите, как можно связать список дел, который, предположим, необходимо сделать назавтра со словами вспомогательного списка.

1. пропылесосить (запоминаем слово “пылесос”)

2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (молоко)

3. пришить вешалку (иголка)

4. снять высушенное белье (прищепка)

5. засыпать яблоки сахаром для варенья (яблоко)

6. поколоть орехи для торта (орехи)

7. вымыть окно (окно)

8. отправить телеграмму (телеграмма)

9,10, 11, 12. купить: свеклу (свекла), капусту, майонез, стиральный порошок

13. оплатить счет (счет)

14. подготовить доклад (доклад)

15.сходить в парикмахерскую (парикмахерская)

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел.

Представляем, как пылесосим Лукоморье; из ДУБА льется молоко; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ; у КОТА на каждом ухе по прищепке; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали телеграмму (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того насколько удачные связи между словами вам удастся создать зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите Лешего, поедающего ЯБЛОКИ, вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов развития памяти. о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания.

Метод Цицерона

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) Прославился он и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть – подготовить опорный список. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем у большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые, в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. выше). Метод Цицерона, повторимся, является разновидностью метода связанных ассоциаций, который заключается в том, что с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается тоже самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в “обыкновенном” методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово “лес”. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую “опорную” комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали. Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две (четыре, если будете использовать ЦБК) цифры, расставляя предметы, обозначающие их по два в одном месте, например слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам “опорной” комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании “обыкновенного” метода связанных ассоциаций или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций, достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь). Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Наоборот, если ваша цель - детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности, ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

Метод цифровых крючков

Это тоже разновидность метода связанных ассоциаций, опорный список составляется здесь следующим образом.

Любую из разновидностей метода связанных ассоциаций можно представить как вешалку с крючками для одежды. Сами крючки на вешалке неизменны, меняется лишь одежда. В методе цифровых крючков в роли крючков выступают сами цифры, а точнее ассоциации по форме к ним. Список из таких слов-ассоциаций очень легко запомнить, так как, с одной стороны, порядковый номер (цифра) натолкнет вас на то, что же это за слово, а с другой стороны, и в этом дополнительное преимущество этого опорного списка, посмотрев, с каким крючком было связано запоминаемое слово, вы с легкостью сможете сказать, какой порядковый номер оно имело.

Итак: Пусть цифра 1 будет гвоздь (вы можете выбрать и другие образы для некоторых или же всех цифр);

2 – лебедь

3 – волны (усы)

4 – стул (перевернутый)

5 – утюг (беременная женщина, надкусанное яблоко)

6 – навесной замок (вишня)

7 – клюшка (удочка, коса)

8 – снеговик (женщина с пышными формами)

9 – воздушный шарик с ниткой (зонтик, фонарь)

0 – мяч (глаз)

Для каждой цифры надо выбрать только один, самый подходящий для вас ключевой образ. Проверить себя несколько раз насколько хорошо вы помните этот список, повторяя его подряд и выбирая цифры наугад. Когда вы будете уверены, что список усвоен вами не хуже, чем “2х2”, то приступайте к запоминанию. Теперь, чтобы запомнить любые десять слов по порядку вам нужно поочередно связывать их с соответствующими ключевыми словами.

Существуют специальные способы увеличения этого списка (см. литературу).

Date: 2016-05-17; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию