Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды речи близнецов





1. Автономная речь. Возникая примерно в 1 год, речь ребенка не похожа на взрослую речь. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что она отлична от взрослой речи в артикуляционным, фонетическом плане, по смысловой стороне, аграмматична и понятна только близким людям. Это так называемая автономная речь в норме является переходящей и переходной формой овладения ребенком речью. Многие исследователи отмечают, что автономная речь может наблюдаться у близнецов вплоть до 4-6 лет. Они могут постепенно начать применять ее только для внутрипарного взаимодействия, но не в общении с окружающими, с которыми близнецы начинают использовать специализированные языковые формы. Таким образом, автономная речь у близнецов имеет свои отличия: в следствии дефицита общения со взрослым и замкнутости друг на друге она может развиваться в сторону ее углубления и усложнения.

2. Эгоцентрическая речь. Психологи заметили, что маленькие дети часто разговаривают вслух сами с собой, в присутствии других людей, непосредственно не обращаясь к ним и проговаривая то, что он делает в данный момент. Отмечено, что обычно у детей в 3 года она составляет 75% всей спонтанной речи и, постепенно убывая, после 7 лет практически исчезает совсем. В первых исследованиях языкового и речевого развития детей-близнецов было обнаружено, что эгоцентрическая речь у них встречается существенно реже, чем у одиночнорожденных детей. Р.Заззо считал, что низкий уровень развития речи «для себя» у близнецов является следствием их речевого недоразвития, которое, в свою очередь, есть результат негативного влияния близнецовой ситуации. Таким образом, эгоцентрическая речь у близнецов проявляется существенно реже и имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте. Однако в случае близнецов можно говорить о ранней трансформации эгоцентрической речи в направленную, социализированную вследствие тесных отношений между ними. При этом развитие планирующей функции речи у каждого близнеца в отдельности задерживается.

3. Криптофазия. Термин впервые ввел в научный лексикон Рене Заззо. Под этим термином он понимал собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически непонятный окружающим. Он отмечал, что, являясь следствием близнецовой ситуации, этот язык постепенно приобретает произвольный, осознанный характер и еще более изолирует близнецов от окружающий. По мнение французского исследователя, именно криптофазия, являясь продуктом близнецовой ситуации, обуславливает отставание близнецов от одиночнорожденных в развитии речи. Исследовав 461 пару близнецов, автор пришел к выводу, что криптофазия – нередкое явление среди начинающих говорить близнецов. Встречается этот феномен в 37,5 % случаев. Даже при постепенном овладении взрослой речью, близнецы, по-видимому, могут осознанно и произвольно использовать «секретную» речь для общения между собой, при этом не пытаясь взаимодействовать посредством нее со взрослыми. Обращает на себя внимание и то, что многие исследователи отмечают наличие криптофазии у близнецов в 4-6 лет, что может говорить о задержке речевого развития. Наличие криптофазии в раннем возрасте может обуславливать речевые нарушения у близнецов в старшем возрасте.



4. Социализированная речь. Овладение ребенком социализированными формами речи является творческим процессом, который отражает уровень усвоения им языковой действительности (правил фонетики, морфологии, грамматики, синтаксиса, значений слов и основных смысловых категорий и т.д.). Обычно в старшем дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения родным языком, что находит воплощение во все более усложняющихся формах обыденной речи ребенка. Большинство исследователей отмечают, что в развитии социализированной речи близнецы отстают от одиночнорожденных детей, например, П. Миттер, экспериментально исследовав близнецов в возрасте 4 лет, обнаружил, что эта задержка составляет в среднем 6 месяцев. Современные исследования также указывают, что отставание близнецов от одиночнорожденных детей в становлении социализированной речи наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза. Р.Заззо подчеркивал, что речь близнецов характеризует: бедность словаря, позднее проявление и краткость предложений, медленное развитие грамматических структур, ограниченность употребления средств абстракций и отношений, преобладание в речи категорий эмоциональной тональности. Все это существенно обедняет речь близнецов. Именно овладение такими средствами языка, необходимыми для формирования обобщений, как существительные, прилагательные, глаголы и т.д., отражает качество активного словаря ребенка и уровень его речевого мышления. Итак, отставание в развитии социализированной речи у детей-близнецов наблюдается только в раннем и дошкольном возрастных периодах, в то время как в более старшем возрасте задержки не столь явны. При этом речь у них дольше, чем у одиночнорожденных детей, носит ситуативный, непосредственный характер, что и объясняет частое использование ими в речи эмоционально окрашенных высказываний.



 

1.3. Основные причины отставания речи у детей-близнецов

1) Биологические особенности. Поскольку в период внутриутробного созревания, рождения и в течение первых месяцев после рождения близнецы подвержены большему риску аномалий и осложнений развития, чем одиночнорожденные дети, и это может прямо или косвенно влиять на их психического развитие, вполне обоснованно пытаться объяснить задержку близнецов в речевом и языковом развитии биологическими причинами. Однако в первых исследованиях речи близнецов специальной задачи по обнаружению связи уровня речевого развития с наличием пре- и перинальных факторов риска не ставилось. Исследования не дают ясной картины, а в некоторых случаях их результаты противоречат друг другу. Данные Е.А. Сергиенко указывают на то, что влияние биологических факторов риска на психическое развитие близнецов, скорее всего, компенсируется в раннем возрасте: на психомоторное развитие – в 1-2 года; на когнитивное развитие – в возрасте 2-3 лет.

2) Отставание в сфере интеллекта. Существование негативных биологических факторов может приводить к задержке близнецов в интеллектуальном развитии. К примеру, травмы при рождении могут обусловливать мозговые нарушения, что приводит к задержке интеллектуального развития близнецов, а последнее – к отставаниям от одиночнорожденных в развитии языка и речи. Однако, как показали исследования, близнецы отстают от одиночнорожденных детей в развитии вербального, но – не в сфере невербального интеллекта. Можно сделать вывод, что задержку детей-близнецов в развитии нельзя объяснить отставанием в интеллектуальном развитии; эта задержка может влиять на отставание в развитии у них вербального интеллекта. Близнецы, хотя и отстают от одиночнорожденных детей в речевом развитии, в сфере невербального интеллекта эти различия отсутствуют либо являются несущественными, а значит, задержку детей-близнецов в становлении речи нельзя объяснить отставанием их в развитии невербального интеллекта.

3) «Близнецовая ситуация». Является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Некоторые авторы утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» ответственен за отставание близнецов в речевом развитии. Близнецовая ситуация определяется ими как ситуации взаимодействия близнецов, которые, развиваясь в специфической среде пары, удовлетворяют друг друга в качестве партнеров по общению и, вследствие этого, не нуждаются в общении со взрослыми другими детьми. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р.Лурия).
Благодаря специальным тестам было выявлено, что действительно одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Результаты исследования показали, что средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов. Феноменом «близнецовой ситуации» является скорее теоретическим предположением, нежели экспериментально проверенным фактом.

4) Дефекты речи близнецов. Корни этой проблемы зачастую кроются в дефиците общения и в необходимости делить на двоих все впечатления и переживания. Торопливая речь не оставляет мблизнецам возможности проследить за правильностью поизносимого. Потому то дети из близнецовых пар частенько грешат тем, что путают местами буквы и слоги ( "моколё" - вместо "молоко", " гобули" - вместо "голуби", "восили" вместо "волосы" и т.д.),"проглатывают" части слов, и это может привести их к заиканию.

5) Разные темпы развития речи в близнецовой паре. Чаще всего это наблюдается у разнополых близнецов: Один(чаще девочка) начинает говорить быстрее и чище, а второй как бы прячется за её спиной, предоставляя ей отвечать на поставленные обоим вопросы и рассказывать о совместных свершениях. Таким образом "разговорчивый" близнец начинает доминировать в речевой сфере и это неблагоприятно сказывается на развитии второго. Трудность может заключаться и в том, что хуже развитый малыш начинает копировать брата или сестру, повторяя его ошибки и дублируя несовершенства речи близнеца.

6) Минимальное общение со взрослыми. Большинство исследователей склоняется к мнению, что именно минимизация общения со взрослым, сопутствующая феномену «близнецовой ситуации», является главное причиной отставания близнецов в речевом развитии. Д. Конвэй обнаружил, что матери близнецов в обращениях к своим детям употребляют более короткие, менее комплексные и более директивные формы высказываний, чем в случаях вербального взаимодействия матерей с одиночнорожденными детьми. Различия во взаимодействии матерей с близнецами и одиночнорожденными сверстниками по результатам наблюдений за ситуацией чтения матерью книг своим детям в 1г. 8 мес. и 3г. обнаружил К. Торп: оказалось, что матери близнецов уделяли меньше времени чтению книг детям, реже обращали внимание детей на картинки в предлагаемой им книжке и рассказывали по картинке истории, реже побуждали их высказываться по ним и уточнять свои высказывания. Э. Браен отмечает, что мать с самого рождения может предпочитать одного близнеца другому, и это может повлиять на внутрипарные различия близнецов в дальнейшем психическом развитии. Характер коммуникации в рамках близнецовой ситуации ведет к существенному снижению качества и количества общения с матерью с каждым из со-близнецов в отдельности. В свою очередь, поскольку, кроме матери, близнец взаимодействует и со своим партнером по паре, это, по-видимому, обуславливает разделение внимания ребенка-близнеца между матерью и со-близнецом, что также может минимизировать общение каждого близнеца с матерью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. В настоящее время большинство исследователей речевого развития у детей-близнецов склоняются к мнению, что именно минимизация качества и количество родительско-детского общения является наиболее значимой, хотя и не единственной причиной отставания близнецов от одиночнорожденных детей в развитии речи.

1.4 Дополнительные причины отставания речи близнецов.

1. Зиготность. Многие исследователи отмечают, что ДЗ близнецы начинают говорить раньше, чем МЗ близнецы. Э. Леннеберг приходит в выводу, что приблизительно 35% пар МЗ близнецов и 40% пар ДЗ близнецов начинают говорить в то же время, что и одиночнорожденные дети. В первых исследованих речевого развития было обнаружено, что ДЗ в целом имеют лучшие, чем у МЗ близнецов, оценки речевого развития. Но отмечается, что разнополые ДЗ близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между МЗ и однополыми ДЗ близнецами. Итак, можно утверждать, что речь действительно возникает раньше у ДЗ, чем МЗ близнецов.

2. Половые различия. Речь у близнецов-девочек возникает раньше, чем у близнецов-мальчиков. Например, Р. Заззо обнаружил, что задержка речевого развития у мальчиков наблюдается в 33,7%, а у девочек – в 24,8% случаев. Феномен криптофазия встречается чаще у мальчиков, чем у девочек (по Р.Заззо). Современные исследователи подтвердают: если у близнецов в 2-3 года наблюдается секретная речь, то с большей долей вероятности можно утверждать, что близнецы – мальчики.

3. Социальный и экономический уровень родителей. Уже в первых исследованиях Э. Дэй и Э. Дэвис было найдено, что в семьях с низкой социально-экономическим статусом близнецы более существенно задерживались в речевом развитии, чем близнецы из семей с высоким социально-экономическим статусом. Так же можно предположить, что на успешность речевого развития детей-близнецов некоторое влияние оказывают положительные установки родителей к обучению.

 


Заключение

Большинство авторов заключает, что развитие речи у близнецов в целом отстает от нормы. Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. Кроме того, близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.

Все вышеизложенные причины отставания речи у детей-близнецов можно кратко сформулировать в следующих выводах:

1. Есть основание полагать, что речь у близнецов возникает позже, они дольше задерживаются на стадии автономной речи по сравнению с одиночнорожденными детьми и, постепенно овладевая социализированной речью, осознанно и произвольно используют автономную речь для внутрипарного взаимодействия вплоть до 4-6 лет.

2. Видимо, вследствие частоты случаев и тяжести криптофазии артикуляционные трудности у детей-близнецов – это частое явление не только в раннем и дошкольном, но и в школьном возрастах.

3. Эгоцентрическая речь в рамках близнецовой ситуации рано принимает направленный характер и поэтому имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте. Это может повлиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности.

4. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обуславливает частое использование ими в своей речи эмоционально окрашенных высказываний. Отставания в речи у близнецов отчетливо проявляется только в раннем и дошкольном возрастах, и к школьному возрасту они постепенно догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии.

5. Отставание в речевом развитии у близнецов может приводить к задержке развития вербального интеллекта.

6. В отставании близнецов, по-видимому, большую роль играют психологические факторы, и, в частности, минимизация качества и количества вербального взаимодействия со взрослым, обуславливающая близнецовую ситуацию развития. Это ставит вопрос об исследовании общения в рамках близнецовой ситуации как процесса коммуникации детей и их родителей в ходе повседневной жизни.

7. Речь у близнецов-девочек возникает раньше, чем у близнецов-мальчиков; у последних чаще встречается феномен криптофазии. Можно предположить, что превосходство в вербальных навыках у девочек наблюдается только в раннем и дошкольном возрастах, тогда как в школьном возрасте, так же как и у одиночнорожденных детей, эти различия в целом сглаживаются.

8. Речевое развитие протекает лучше у близнецов, родители которых имеют более высокий социальный и образовательный статус: по всей вероятности, такие родители имеют определенные воспитательные установки по отношению к детям, которые позволяют создать для детей обогащенную речевую среду.

 

 

http://mama.ru/cubics/view/id/189

http://www.gen.su/node/5518

http://www.nuby.ru/club/articles/detail.php?sid=193&id=11562

http://neboley.com.ua/ru/family/2008/06/12/4534

http://www.portal-bliznetsy.ru/index.php?newsid=152

Сергиенко Е.А. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: 1996

 








Date: 2016-05-17; view: 89; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию