Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды речи близнецов





1. Автономная речь. Возникая примерно в 1 год, речь ребенка не похожа на взрослую речь. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что она отлична от взрослой речи в артикуляционным, фонетическом плане, по смысловой стороне, аграмматична и понятна только близким людям. Это так называемая автономная речь в норме является переходящей и переходной формой овладения ребенком речью. Многие исследователи отмечают, что автономная речь может наблюдаться у близнецов вплоть до 4-6 лет. Они могут постепенно начать применять ее только для внутрипарного взаимодействия, но не в общении с окружающими, с которыми близнецы начинают использовать специализированные языковые формы. Таким образом, автономная речь у близнецов имеет свои отличия: в следствии дефицита общения со взрослым и замкнутости друг на друге она может развиваться в сторону ее углубления и усложнения.

2. Эгоцентрическая речь. Психологи заметили, что маленькие дети часто разговаривают вслух сами с собой, в присутствии других людей, непосредственно не обращаясь к ним и проговаривая то, что он делает в данный момент. Отмечено, что обычно у детей в 3 года она составляет 75% всей спонтанной речи и, постепенно убывая, после 7 лет практически исчезает совсем. В первых исследованиях языкового и речевого развития детей-близнецов было обнаружено, что эгоцентрическая речь у них встречается существенно реже, чем у одиночнорожденных детей. Р.Заззо считал, что низкий уровень развития речи «для себя» у близнецов является следствием их речевого недоразвития, которое, в свою очередь, есть результат негативного влияния близнецовой ситуации. Таким образом, эгоцентрическая речь у близнецов проявляется существенно реже и имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте. Однако в случае близнецов можно говорить о ранней трансформации эгоцентрической речи в направленную, социализированную вследствие тесных отношений между ними. При этом развитие планирующей функции речи у каждого близнеца в отдельности задерживается.

3. Криптофазия. Термин впервые ввел в научный лексикон Рене Заззо. Под этим термином он понимал собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически непонятный окружающим. Он отмечал, что, являясь следствием близнецовой ситуации, этот язык постепенно приобретает произвольный, осознанный характер и еще более изолирует близнецов от окружающий. По мнение французского исследователя, именно криптофазия, являясь продуктом близнецовой ситуации, обуславливает отставание близнецов от одиночнорожденных в развитии речи. Исследовав 461 пару близнецов, автор пришел к выводу, что криптофазия – нередкое явление среди начинающих говорить близнецов. Встречается этот феномен в 37,5 % случаев. Даже при постепенном овладении взрослой речью, близнецы, по-видимому, могут осознанно и произвольно использовать «секретную» речь для общения между собой, при этом не пытаясь взаимодействовать посредством нее со взрослыми. Обращает на себя внимание и то, что многие исследователи отмечают наличие криптофазии у близнецов в 4-6 лет, что может говорить о задержке речевого развития. Наличие криптофазии в раннем возрасте может обуславливать речевые нарушения у близнецов в старшем возрасте.

4. Социализированная речь. Овладение ребенком социализированными формами речи является творческим процессом, который отражает уровень усвоения им языковой действительности (правил фонетики, морфологии, грамматики, синтаксиса, значений слов и основных смысловых категорий и т.д.). Обычно в старшем дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения родным языком, что находит воплощение во все более усложняющихся формах обыденной речи ребенка. Большинство исследователей отмечают, что в развитии социализированной речи близнецы отстают от одиночнорожденных детей, например, П. Миттер, экспериментально исследовав близнецов в возрасте 4 лет, обнаружил, что эта задержка составляет в среднем 6 месяцев. Современные исследования также указывают, что отставание близнецов от одиночнорожденных детей в становлении социализированной речи наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза. Р.Заззо подчеркивал, что речь близнецов характеризует: бедность словаря, позднее проявление и краткость предложений, медленное развитие грамматических структур, ограниченность употребления средств абстракций и отношений, преобладание в речи категорий эмоциональной тональности. Все это существенно обедняет речь близнецов. Именно овладение такими средствами языка, необходимыми для формирования обобщений, как существительные, прилагательные, глаголы и т.д., отражает качество активного словаря ребенка и уровень его речевого мышления. Итак, отставание в развитии социализированной речи у детей-близнецов наблюдается только в раннем и дошкольном возрастных периодах, в то время как в более старшем возрасте задержки не столь явны. При этом речь у них дольше, чем у одиночнорожденных детей, носит ситуативный, непосредственный характер, что и объясняет частое использование ими в речи эмоционально окрашенных высказываний.

 

1.3. Основные причины отставания речи у детей-близнецов

1) Биологические особенности. Поскольку в период внутриутробного созревания, рождения и в течение первых месяцев после рождения близнецы подвержены большему риску аномалий и осложнений развития, чем одиночнорожденные дети, и это может прямо или косвенно влиять на их психического развитие, вполне обоснованно пытаться объяснить задержку близнецов в речевом и языковом развитии биологическими причинами. Однако в первых исследованиях речи близнецов специальной задачи по обнаружению связи уровня речевого развития с наличием пре- и перинальных факторов риска не ставилось. Исследования не дают ясной картины, а в некоторых случаях их результаты противоречат друг другу. Данные Е.А. Сергиенко указывают на то, что влияние биологических факторов риска на психическое развитие близнецов, скорее всего, компенсируется в раннем возрасте: на психомоторное развитие – в 1-2 года; на когнитивное развитие – в возрасте 2-3 лет.

2) Отставание в сфере интеллекта. Существование негативных биологических факторов может приводить к задержке близнецов в интеллектуальном развитии. К примеру, травмы при рождении могут обусловливать мозговые нарушения, что приводит к задержке интеллектуального развития близнецов, а последнее – к отставаниям от одиночнорожденных в развитии языка и речи. Однако, как показали исследования, близнецы отстают от одиночнорожденных детей в развитии вербального, но – не в сфере невербального интеллекта. Можно сделать вывод, что задержку детей-близнецов в развитии нельзя объяснить отставанием в интеллектуальном развитии; эта задержка может влиять на отставание в развитии у них вербального интеллекта. Близнецы, хотя и отстают от одиночнорожденных детей в речевом развитии, в сфере невербального интеллекта эти различия отсутствуют либо являются несущественными, а значит, задержку детей-близнецов в становлении речи нельзя объяснить отставанием их в развитии невербального интеллекта.

3) «Близнецовая ситуация». Является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Некоторые авторы утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» ответственен за отставание близнецов в речевом развитии. Близнецовая ситуация определяется ими как ситуации взаимодействия близнецов, которые, развиваясь в специфической среде пары, удовлетворяют друг друга в качестве партнеров по общению и, вследствие этого, не нуждаются в общении со взрослыми другими детьми. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р.Лурия).
Благодаря специальным тестам было выявлено, что действительно одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Результаты исследования показали, что средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов. Феноменом «близнецовой ситуации» является скорее теоретическим предположением, нежели экспериментально проверенным фактом.

4) Дефекты речи близнецов. Корни этой проблемы зачастую кроются в дефиците общения и в необходимости делить на двоих все впечатления и переживания. Торопливая речь не оставляет мблизнецам возможности проследить за правильностью поизносимого. Потому то дети из близнецовых пар частенько грешат тем, что путают местами буквы и слоги ("моколё" - вместо "молоко", " гобули" - вместо "голуби", "восили" вместо "волосы" и т.д.),"проглатывают" части слов, и это может привести их к заиканию.

5) Разные темпы развития речи в близнецовой паре. Чаще всего это наблюдается у разнополых близнецов: Один(чаще девочка) начинает говорить быстрее и чище, а второй как бы прячется за её спиной, предоставляя ей отвечать на поставленные обоим вопросы и рассказывать о совместных свершениях. Таким образом "разговорчивый" близнец начинает доминировать в речевой сфере и это неблагоприятно сказывается на развитии второго. Трудность может заключаться и в том, что хуже развитый малыш начинает копировать брата или сестру, повторяя его ошибки и дублируя несовершенства речи близнеца.

6) Минимальное общение со взрослыми. Большинство исследователей склоняется к мнению, что именно минимизация общения со взрослым, сопутствующая феномену «близнецовой ситуации», является главное причиной отставания близнецов в речевом развитии. Д. Конвэй обнаружил, что матери близнецов в обращениях к своим детям употребляют более короткие, менее комплексные и более директивные формы высказываний, чем в случаях вербального взаимодействия матерей с одиночнорожденными детьми. Различия во взаимодействии матерей с близнецами и одиночнорожденными сверстниками по результатам наблюдений за ситуацией чтения матерью книг своим детям в 1г. 8 мес. и 3г. обнаружил К. Торп: оказалось, что матери близнецов уделяли меньше времени чтению книг детям, реже обращали внимание детей на картинки в предлагаемой им книжке и рассказывали по картинке истории, реже побуждали их высказываться по ним и уточнять свои высказывания. Э. Браен отмечает, что мать с самого рождения может предпочитать одного близнеца другому, и это может повлиять на внутрипарные различия близнецов в дальнейшем психическом развитии. Характер коммуникации в рамках близнецовой ситуации ведет к существенному снижению качества и количества общения с матерью с каждым из со-близнецов в отдельности. В свою очередь, поскольку, кроме матери, близнец взаимодействует и со своим партнером по паре, это, по-видимому, обуславливает разделение внимания ребенка-близнеца между матерью и со-близнецом, что также может минимизировать общение каждого близнеца с матерью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. В настоящее время большинство исследователей речевого развития у детей-близнецов склоняются к мнению, что именно минимизация качества и количество родительско-детского общения является наиболее значимой, хотя и не единственной причиной отставания близнецов от одиночнорожденных детей в развитии речи.

1.4 Дополнительные причины отставания речи близнецов.

1. Зиготность. Многие исследователи отмечают, что ДЗ близнецы начинают говорить раньше, чем МЗ близнецы. Э. Леннеберг приходит в выводу, что приблизительно 35% пар МЗ близнецов и 40% пар ДЗ близнецов начинают говорить в то же время, что и одиночнорожденные дети. В первых исследованих речевого развития было обнаружено, что ДЗ в целом имеют лучшие, чем у МЗ близнецов, оценки речевого развития. Но отмечается, что разнополые ДЗ близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между МЗ и однополыми ДЗ близнецами. Итак, можно утверждать, что речь действительно возникает раньше у ДЗ, чем МЗ близнецов.

2. Половые различия. Речь у близнецов-девочек возникает раньше, чем у близнецов-мальчиков. Например, Р. Заззо обнаружил, что задержка речевого развития у мальчиков наблюдается в 33,7%, а у девочек – в 24,8% случаев. Феномен криптофазия встречается чаще у мальчиков, чем у девочек (по Р.Заззо). Современные исследователи подтвердают: если у близнецов в 2-3 года наблюдается секретная речь, то с большей долей вероятности можно утверждать, что близнецы – мальчики.

3. Социальный и экономический уровень родителей. Уже в первых исследованиях Э. Дэй и Э. Дэвис было найдено, что в семьях с низкой социально-экономическим статусом близнецы более существенно задерживались в речевом развитии, чем близнецы из семей с высоким социально-экономическим статусом. Так же можно предположить, что на успешность речевого развития детей-близнецов некоторое влияние оказывают положительные установки родителей к обучению.

 


Заключение

Большинство авторов заключает, что развитие речи у близнецов в целом отстает от нормы. Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. Кроме того, близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.

Все вышеизложенные причины отставания речи у детей-близнецов можно кратко сформулировать в следующих выводах:

1. Есть основание полагать, что речь у близнецов возникает позже, они дольше задерживаются на стадии автономной речи по сравнению с одиночнорожденными детьми и, постепенно овладевая социализированной речью, осознанно и произвольно используют автономную речь для внутрипарного взаимодействия вплоть до 4-6 лет.

2. Видимо, вследствие частоты случаев и тяжести криптофазии артикуляционные трудности у детей-близнецов – это частое явление не только в раннем и дошкольном, но и в школьном возрастах.

3. Эгоцентрическая речь в рамках близнецовой ситуации рано принимает направленный характер и поэтому имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте. Это может повлиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности.

4. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обуславливает частое использование ими в своей речи эмоционально окрашенных высказываний. Отставания в речи у близнецов отчетливо проявляется только в раннем и дошкольном возрастах, и к школьному возрасту они постепенно догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии.

5. Отставание в речевом развитии у близнецов может приводить к задержке развития вербального интеллекта.

6. В отставании близнецов, по-видимому, большую роль играют психологические факторы, и, в частности, минимизация качества и количества вербального взаимодействия со взрослым, обуславливающая близнецовую ситуацию развития. Это ставит вопрос об исследовании общения в рамках близнецовой ситуации как процесса коммуникации детей и их родителей в ходе повседневной жизни.

7. Речь у близнецов-девочек возникает раньше, чем у близнецов-мальчиков; у последних чаще встречается феномен криптофазии. Можно предположить, что превосходство в вербальных навыках у девочек наблюдается только в раннем и дошкольном возрастах, тогда как в школьном возрасте, так же как и у одиночнорожденных детей, эти различия в целом сглаживаются.

8. Речевое развитие протекает лучше у близнецов, родители которых имеют более высокий социальный и образовательный статус: по всей вероятности, такие родители имеют определенные воспитательные установки по отношению к детям, которые позволяют создать для детей обогащенную речевую среду.

 

 

http://mama.ru/cubics/view/id/189

http://www.gen.su/node/5518

http://www.nuby.ru/club/articles/detail.php?sid=193&id=11562

http://neboley.com.ua/ru/family/2008/06/12/4534

http://www.portal-bliznetsy.ru/index.php?newsid=152

Сергиенко Е.А. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: 1996

 

Date: 2016-05-17; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию