Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности проведения электронных аукционов20 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон № 53-ФЗ (далее - Закон № 53-ФЗ), который изменил нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о госзаказе). Утвердив Закон № 53-ФЗ, законодатели показали, что поддерживают курс на развитие аукционного способа размещения госзаказов. Согласно пункту 4.1 статьи 10 Закона о госзаказе, внесенному Законом № 53-ФЗ, заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд с 1 января 2008 г. можно будет разместить только путем проведения аукциона. В его основу легла классическая модель голландского обратного аукциона, на таком аукционе торг начинается с наиболее высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный купить по объявленной цене, В пункте 1 статьи 32 Закона о госзаказе дано такое определение аукциону: это торги, победителем в которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену госконтракта (за исключением предусмотренных законом случаев). Госзаказ на поставки товаров, выполнение работ (в том числе подрядных), оказание услуг, согласно пункту 4 статьи 10 Закона о госзаказе, размещается посредством аукциона только тогда, когда совладают три необходимых признака. 1. Работы выполняются (оказываются) не по конкретным заявкам заказчика. Расшифруем это положение: здесь под термином «конкретная заявка» понимается наличие на рынке данного вида товаров (работ, услуг), Когда нет необходимости их делать или разрабатывать персонально под потребность какого-либо заказчика. И это обстоятельство подтверждается вторым условием. 2. Для работ есть функционирующий рынок. 3. Сравнивать работы можно только поих ценам. Есть еще одно ограничительное условие: существует перечень товаров, работ и услуг, подлежащих закупке исключительно на аукционе, который в настоящее время утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2007 г, № 609-р. Чем же аукцион отличается от конкурса? Во-первых, участник аукциона, в отличие от, например, участника конкурса или запроса котировок, может предлагать несколько цен контракта. Во-вторых, участник аукциона, предлагая свою цену, знает цены конкурентов. В-третьих, победитель аукциона определяется только по цене. И еще: если в конкурсе еще можно определить и учесть качество работ на стадии оценки и сопоставления заявок, то про аукцион этого сказать нельзя. Тут качество может быть учтено только на стадии рассмотрения заявок путем четкого сопоставления предложений участника с грамотно и четко составленным техническим заданием заказчика. Подготовка к проведению аукциона В ходе подготовительной стадии проведения аукциона заказчику необходимо: - четко определить потребность в конкретных закупках или работах (составить их перечень с указанием объема); - сформулировать требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам предмета закупки или работ (это особенно важно при проведении аукциона, так как грамотное техническое задание - основа качества выполненных по результатам аукциона подрядных работ); - установить желаемый срок закупки или выполнения работ и разработать комплект регламентирующих документов. Разработка документации об аукционе При подготовке к аукциону заказчику необходимо уделить особое внимание подготовке необходимой документации. Состав, структура и содержание этих документов напрямую зависят от процедуры размещения заказа, которая определена положениями главы 3 Закона о госзаказе. Всю процедуру размещения заказа путем проведения аукциона можно условно разбить на шесть ключевых блоков: - принятие решения о закупке; - публикация и размещение извещения и документации; - прием заявок на участие в аукционе; - рассмотрение заявок на участие в аукционе и принятие решения о допуске; - проведение аукциона; - подписание контракта с победителем аукциона. Размещение заказа всегда начинается с принятия решения о закупке, а не с публикации и размещения извещения, как считают многие. Именно принятие решения о закупке является отправной точкой для формирования соответствующей комиссии и начала разработки документации об аукционе. Минимальный срок между моментом публикации и размещения в Интернете извещения о проведении процедуры до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе - 20 дней. Все заявки на участие в аукционе, полученные до установленного срока, подлежат обязательному рассмотрению членами комиссии. Продолжительность этой процедуры законодателем ограничена 10 днями со дня окончания подачи заявок. Так как сроки исполнения ряда процедур жестко регламентированы законодательством, на подготовительной стадии необходимо установить временные границы для принятия решений по различным процедурным вопросам. Рекомендуем заказчику составить организационную схему работ с описанием и детализацией важнейших задач и порядка их выполнения - организационный план. Это поможет удержать временные рамки. Условия и порядок проведения аукциона должны найти отражение в документации об организации и проведении аукционного торга. Эту документацию - обратите внимание! - должен утвердить заказчик (уполномоченный орган). Документация об аукционе может состоять из следующих разделов: - общие сведения; - документация об аукционе; - порядок подготовки заявки на участие в аукционе; - подача заявок на участие в аукционе; - рассмотрение заявок на участие в аукционе; - порядок проведения аукциона; - заключение контракта; - техническое задание; - приложения (форма заявки на участие в аукционе и проект контракта). В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Закона о госзаказедокументация об аукционе должна содержать требования к предмету закупки - его качеству, техническим характеристикам товара (работ,услуг), безопасности, функциональным характеристикам(потребительским свойствам) товара (работ, услуг), кразмерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и иным показателям, определяющим соответствие поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Ни в коем случае в документации о торгах не должны указываться желаемые товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования (кроме специально оговоренных законом случаев), патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Формирование техзадания В техническом задании как разделе документации об аукционе заказчик должен установить значения основных параметров требуемого товара (работ, услуг). В некоторых случаях заказчику целесообразно даже установить требование о соответствии закупаемой продукции конкретному образцу. На практике в техническое задание обычно включается: - описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики и потребительские свойства); - требования по качеству; - указание на то, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся; - требования по комплектации; - требования к обслуживанию товара; - требования к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости); - требования по количеству, периодичности и месту поставок; - требования к шеф-монтажу (монтаж поставщиком); - требования к обучению персонала; - требования к передаваемой вместе с товаром документации и необходимому количеству расходных материалов; - требования по наличию сервисной сети; - требования по гарантийному и послегарантийному обслуживанию; - требования к остаточному сроку годности, сроку хранения. Это не обязательные требования; заказчики часто используют какие-то отдельные позиции из этого списка в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика. Как уже сказано выше, при формировании технического задания заказчику следует избегать использования торговых марок, патентованных наименований и иных обозначений, ведущих к ограничению количества участников размещения заказа. Если это все же необходимо для уточнения характеристик закупаемой продукции, в документации нужно указать, что для заказчика приемлема указанная продукция или эквивалент. Определение начальной цены контракта Определение начальной (максимальной) цены контракта вызывает много вопросов у заказчиков. Риски При определении начальной цены контракта возникают риски. Они связанны, во-первых, с потенциальной угрозой срыва размещения заказа. Например, если начальная цена занижена, то есть не соответствует рыночному уровню цен или возможностям вероятных исполнителей контрактных обязательств, то заказчик не получит ни одной заявки на участие в аукционе. Во-вторых, с неэффективностью проведенной закупки - если начальная цена завышена, при допуске к аукциону только одного участника контракт может быть заключен по начальной цене. Но только если участник не воспользуется правом на ее снижение. А значит, государство понесет необоснованные затраты бюджетных средств при исполнении заказчиком денежных обязательств по контракту. Ограничительные условия Для выявления оптимальной начальной цены заказчику необходимо строить свои расчеты исходя из таких ограничительных условий, как: -утвержденные и доведенные лимиты бюджетных обязательств на финансирование закупки данной продукции; - показатели экономической эффективности проекта в сравнении предполагаемых затрат подрядчика, срока окупаемости проекта и полученной выгоды. Но стоит помнить, что наиболее экономичные закупки не всегда означают заключение контракта с поставщиком, предложившим самую низкую цену за единицу продукции. Для определения максимально возможной эффективности расходования средств необходимо провести сопоставление соответствующих выгод и затрат в течение всего срока выполнения закупаемых работ. Важно помнить, что цена сама по себе не является адекватным показателем всех соответствующих затрат. Заявка с самой низкой ценой не обязательно обеспечит наилучшую отдачу от вложенных средств. Эффективное и экономичное расходование средств достигается, если закупки проведены: - в нужном количестве; - работ нужного качества; - по приемлемой цене; - в подходящем месте; - в подходящее время. С точки зрения заказчика, начальная (максимальная) цена контракта - это та сумма, которую он готов заплатить за выполнение необходимой работы. Она складывается из себестоимости работ и суммы сопутствующих расходов, которые необходимо произвести чтобы закупленные заказчиком товары (работы, услуги) начали выполнять для него свои потребительские функции.
Способы определения начальной цены контракта на подрядные работы Определить начальную (максимальную) цену контракта можно различными способами. Например, когда проводится аукцион на размещение госзаказа на подрядные работы, применяется ресурсный способ расчета начальной цены контракта, В этом случае начальная цена контракта формируется на основании утвержденных расценок работ, материалов, использования машин и механизмов. Нужно суммировать возможные трудозатраты на ее выполнение, а также сопутствующие затраты на используемые при оказании услуги товары и расходные материалы. Причем определять начальную (максимальную) цену контракта нужно и заказчику (он должен определить начальную цену для торга), и участнику аукциона, которому нужно определиться с минимальной ценой своего предложения. Стоимость подрядных работ надо определять строго по смете. Правильно определить сметную стоимость подрядных работ могут только специалисты. Они могут быть сотрудниками заказчика или внешними сотрудниками, выполняющими эту работу по заказу. У некоторых заказчиков, не представляющих, в какую сумму может обойтись строительство того или иного объекта, может возникнуть вопрос: зачем так скрупулезно подходить к определению начальной цены, если выбор все равно будет происходить по минимальной стоимости предложения? Если не определить максимально точно начальную цену контракта, проиграет заказчик: при таком подходе серьезные подрядчики в ходе торгов выбывают. Они-то в своих предложениях указывают реальную стоимость работ. А вот их менее добросовестные конкуренты всегда занижают стоимость в своих предложениях, зная, что они при этом ничего не теряют и ни за что не отвечают, - стоимость строительства впоследствии может быть пересмотрена. И действительно, стоимость строительства на практике часто пересматривается в большую сторону либо ее дробят, разделяя на отдельные этапы и комплексы. В итоге конечная стоимость строительства таким подрядчиком всегда превышает ее первоначальную реальную стоимость. А заказчик в таком случае теряет как минимум дважды: во-первых, он перерасходует средства на строительстве своего объекта, во-вторых, ему достается недобросовестный подрядчик, который скорее всего обманет не только при проведении аукциона, но и в ходе исполнения контракта - с качеством работ, сроками и стоимостью. Заказчик, подготовив проектно-сметную документацию, будет иметь представление о том, во сколько ему обойдется выполнение строительных или ремонтных работ. Подрядчики, претендующие на участие в аукционе, смету не получают, им передаются только объемы работ, чертежи, перечень необходимого оборудования, описание участка, на котором необходимо выполнить определенные работы, включая технологию выполнения работ. По этим документам каждый подрядчик определяет стоимость строительства и готовит свои предложения по срокам истоимости их выполнения. Определение стоимости строительства при рыночных отношениях В условиях рыночных отношений стоимость строительной продукции определяется заказчиком и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство, в том числе при подрядных торгах. Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются: - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек) - при разработке обоснований инвестиций (предпроектных проработок) и проектно-сметной документации по заказу инвестора; - расчеты (сметы, калькуляция издержек производства) подрядчика - при подготовке договора (контракта), в том числе и в случае проведения подрядных торгов, когда разработана тендерная документация. Стоимость инвесторской сметы и сметы подрядчика не совпадает. В смете подрядчика не учитываются затраты, которые несет заказчик, в том числе затраты: - на отвод и освоение застраиваемой территории; - компенсации за сносимые здания, сооружения, насаждения; - плату за землю; - возмещение убытков, причиненных пользователям земли, возмещение потерь сельскохозяйственной продукции; - научно-исследовательские работы; - премирование за ввод в действие объекта; - оплату услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС); - содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия (учреждения); - подготовку эксплуатационных кадров; - проектные и изыскательские работы, авторский надзор. Кроме того, как правило, в обязанности заказчика входит приобретение оборудования (отдельная графа в сводном сметном расчете), что составляет значительную часть средств в составе инвесторской сметы. Стоимость объекта состоит из основной части цены предмета торгов и прочих работ и затрат (включая налоги, относимые на стоимость строительства).
|