Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство строительством русских городов






«Канцелярия от строений», созданная вначале для руководства стро­ительством Петербурга, а затем и Москвы, пережив ряд реорганизаций, постепенно распространила свои полномочия на остальные русские го­рода. Основы ее деятельности были положены в 1768 г. подписанным Екатериной указом «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Тем самым была нача­та деятельность, которая в истории строительства городов не имеет своей аналогии. В течение нескольких лет была подготовлена целая ар­мия архитекторов и землемеров, которые под руководством «Канцеля­рии» на протяжении нескольких десятилетий разработали планы рекон­струкции более пятисот русских городов, причем некоторые планы раз­рабатывались в нескольких вариантах. В истории проектирования городов это была самая большая градостроительная мастерская, и ее работа, наверняка, была известна и за границей. В обширных материа­лах этих планов, изданных в начале XIX в., можно обнаружить все ти­пичные черты градостроительства классицизма, обогащенные многочис­ленными новыми элементами, связанными, например, с сохранением старых кремлей и соборов, рельефом, ориентацией города к реке и дру­гими местными условиями15.



О градостроительстве периода барокко и классицизма не сохрани­лось достаточно подробных теоретических работ, в которых бы принципы проектирования и строительства городов рассматривались в целом. Существуют лишь отдельные статьи в разных архитектурных учебниках и словарях, которые вместе с сохранившейся застройкой дают некото­рое представление о развитии градостроительных идей. В это время в качестве основных теоретических произведений наряду с Витрувием все еще используются трактаты эпохи Возрождения. Но общественные ус­ловия постепенно меняются, и реальное проектирование и строительство городов все. больше отличается от первоначальных теоретических об­разцов.

Даже в России, где тогда проводилось самое грандиозное строитель­ство городов, положение не было иным. Правда, в конце XVIII в. по инициативе «Канцелярии от строений» был разработан документ, хотя и не имеющий формы трактата, но представляющий собой сборник пра­вил и принципов руководства строительством русских городов под наз­ванием «Должность архитектурной экспедиции»16. Сборник явился ре­зультатом труда коллектива архитекторов. Наибольшую часть книги разработал Петр Еропкин, который в процессе работы был арестован и казнен за участие в заговоре против царя.

Градостроительные принципы классицизма в большинстве европей­ских стран были живучи в XIX в. и проникли в XX в. При этом, разуме­ется, обнаруживались их отрицательные черты, на которые было обра­щено внимание именно в России. В критическом анализе архитектуры своего времени Н. В. Гоголь упрекнул архитекторов в том, что они «всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, про­стую форму. Дома старались делать как можно более похожими один на другой; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей... Оттого новые города не имеют никакого вида; они так правильны, так гладки, монотонны, что, прошедши одну ули­цу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в дру­гую» 17.

Разумеется, помимо Италии, Франции, Германии и России исполь­зование и развитие архитектурных принципов классицизма, можно про­следить и в таких странах, как Англия, Польша, Скандинавские страны и др. Во многих местах можно найти интересные варианты планировок центрических, радиальных и симметричных градостроительных концеп­ций городов и соответствующих им теоретических работ.

На территории Чехословакии подобные концепции проявились лишь в отдельных случаях — при расширении городов и при закладке нес­кольких поздних городов-крепостей, таких как Леопольдов в Словакии, а также Иозефов и Терезин в Чехии.


Новые идеи XIX в.


В 1829 г. в Праге была издана интересная теоретическая работа Рульфа «Мысли о прекрасном строительном искусстве». Ее автор — строительный управляющий и землемер князя Шварценберг.

Свое внимание он сосредоточил на эстетических вопросах архитек­туры, ссылаясь в нескольких местах на Витрувия, Палладио. Скамоцци и Виньолу и обращаясь прежде всего к наследию греческой и римской архитектуры. Его работа, имеющая традиционную форму трактата, со­стоит из десяти частей и начинается, как у Витрувия. перечислением требований к подготовке архитектора. В качестве основного компози­ционного принципа автор выдвигает «регулярность, порядок, уравно­вешенность, симметрию и взаимную гармонию» 18.

Рульф говорит о значении архитектуры для пробуждения благород­ных чувств и укрепления нравственности, о правильном размещении зданий, о соотношении архитектуры и природной среды, о различиях в зданиях, определяемых их расположением на площадях, на широких или узких улицах.



Однако в ои:.яс ч;:::г преимуществ регулярной планировки город­ских территорий внезапно врывается новый мотив — восхваление живо­писных, асимметричных решений, обоснованное примером Праги и осо­бенно подробным разбором композиции Кржижовшщкой площади. Эта короткая часть книги отличается от остального делового и довольно су­хого тона текста своей увлеченностью и восторженностью, свидетель­ствующей о любви к городу и о появлении романтизма как системы но­вых эстетических воззрений, с которыми мы не раз встретимся в рабо­тах XIX и XX вв.


Сноски к главе I!


Идеальным городам посвящена до­вольно обширная литература, но при этом подробная разработка этой обшир­ной темы также до сих пор отсутствует. Общий обзор, включающий основную литературу, сделал G. Miinter Idcal-stadte (Hire Geschihte vom 15—17. Jahr-hundert). Berlin, 1957.

1. Д ж о р Д ж о В а з а р и. Жизне­
описания наиболее знаменитых живо­
писцев, ваятелей и зодчих, т. П. М..
1963.

2. Леон Баггиста Л л ь б е р т и. Де­
сять книг о зодчестве. М., 1935.

3. Матвей Корвин получил трактат
Филарете от гуманиста эпохи Возрож­
дения Франческо Бандшш из Флорен­
ции, который долго жил при его дворе.
Перевод сделан историографом Корви-
па Антонпо Боифшш из Асколи. Он был
закопчен в 1489 г., незадолго до смерти
Корвипа. В настоящее время перевод
хранится в венецианской библиотеке. На
его первой странице, так же как и в
последующих рукописных вариантах,
сделано посвящение Матвею Корвину,
венгерскому и чешскому королю.

Не все периоды жизни Филарете из­вестны одинаково хорошо. Некоторые исследователи (Б. П. М и х а й л о в. Леонардо да Винчи — архитектор. М., 1952, ст. 22) предполагают даже, что Филарете сам посетил двор Матвея. Поводом для такого предположения мо­жет быть и тот факт, что друг Филаре­те Аристотель Фпораванти из Болоньи жил в Венгрии до своей деятельности в России, где он находился с 1465 по 1475 г. Венгрия того времени в силу исторических условий была одной из первых стран, куда из Италии проник ренессанс.

4. Antonio Averlino Filarete's Tractat
iiber die Baukunst. Zum ersten Male he-
rausgegeben und bearneitet von Dr. Wolf­
gang von Gettingen. Qullenschriften fur
kunstgeschichte und Kunsttechnik des
Mittelalters und der Neuzcit. Neue Folge,
III. Wien, 1890, 92.

5. Vincenzo Scamozzi. L'idea del-
la architettura universale. Venetia, 1615.

6. Jaques P e r r e t. Des fortificati­
ons et artifices architecture et perspec­
tive. Paris, 1601.

7. Daniel Speckle. Architecture
von Vestungen, wie die zu unsern zeiten
an Statten, Schloessern und Claussen zu
Wesser, Land, Berg und Thai mit ihren
Bollwercken... Strassburg, 1608.

8. Albrecht Diirer. Etliche under-
richt zu befestigung der Stctt, Schloss
und flecken. Niirenberg, 1527.


9. Dan S t a n i s 1 a \v s k i. Early
Spanish Town Planning in the New-
World. The Geographical Rewiew, I
(1947), p. 103. Статья написана на осно­
ве материалов мадридских архивов.
В пей автор сравнивает содержание ин­
струкций с трактатом Витрувня и ука­
зывает на совпадение в тексте. Единст­
венный упоминаемый в литературе ис­
панский трактат Ренессанса (Fra Loren-
za de S. Nicolas. Arte у uso de arqui-
tectura...) вышел лишь в 1663 г., т. е.
после издания королевских указов.

10. Encyclopedic, ou Dictionaire rai-
sonne des sciences des arts et des metiers.
Tom Dix — septieme a Livourne. 1775.
Troisieme edition enrichie de plusicurs
notes. Ville, S. 262—272.

11. Декарт. Рассуждение о мето­
де, чтобы хорошо направлять свой ра­
зум и отыскивать истину в науках. М.,
1953, стр. 17.

12. A. G. Da vile r. Cours d'archi-
tecture, qui comprend... Paris, 1691, III.
p. 872.

13. Этому периоду русского градо­
строительства посвящена книга:
В. А. Ш к в а р и к о в. Очерк истории
планировки и застройки русских горо­
дов. М., 1954. Период Возрождения, ба­
рокко и классицизма в европейском
градостроительстве подробно рассмот­
рен также в книге: А. В. Бунин. Исто­
рия градостроительного искусства, т. 1.
М„ 1953.

14. Устав ратных, пушечных и дру­
гих дел, касающихся до воинской науки.
состоящей в 663 указах... Спб., 1777,
стр. 91. Составной частью трактата, су­
дя по ссылкам в тексте, были также
иллюстрации, которые, однако, не най­
дены. На трактат обращает внимание
Ю. Грепберг в статье «Древние доку­
менты о переводах Витрувня в России».
(Архитектура СССР, 1956, № 5).

15. Полное собрание законов Россий­
ской империи (соб. 1-е). Книга черте­
жей и рисунков (планы городов). Спб..
1839. В томе содержится 416 утвержден­
ных планов реконструкции городов; в
большинстве случаев нанесены и перво­
начальные неправильные городские пла­
ны и выделены сохранившиеся при ре­
конструкции здания и ансамбли. Планы
разрабатывались по отдельным губер­
ниям и есть даже возможность увидеть
определенные различия концепций, вы­
текавшие, очевидно, из индивидуального
подхода архитекторов к данной задаче.

16. Должность архитектурной экспе­
диции 1737—1740. Архитектурный ар­
хив. М, 1946.


■\\


17. Н. В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1831. Соч., т. 3, По.. 1915, стр. 115—116.


18. Joh. Wenzel R u 1 f. Gedanken iiber die schoene Baukunst, in Hinsicht der Art und Weise, wie... Prag, 1829, S. 33.


Date: 2016-05-16; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию