Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция и антиинфляционная политика государства





 

В переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными ростом соответствующей товарной массы.

Инфляция – это долговременный процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности по причине того, что в экономике денег становиться больше, чем нужно для осуществления текущего товарооборота в текущих ценах, в текущем периоде.

Инфляция – это чрезмерное увеличение находя­щихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обраще­ния по сравнению с реальным предложением това­ров.

Но не любое повышение цен в стране является формой проявления инфляции. Цены часто растут в результате повышения качества товаров и внедрения новых технологий. Только повышение общего уровня цен называется инфляцией.

Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте общего уровня цен в стране. Открытую форму инфляция принимает в результате свободного ценообразования в условиях рыночной экономики. Скрытая или подавленная инфляция формируется в плановой экономике, где цены государственные и стабильно низкие, фиксированы государством. В этом случае, если совокупный спрос AD превышает совокупное предложение AS, то возникает устойчивый дефицит товаров и услуг. Такая форма инфляции измеряется величиной сберегаемых денег, которые не на что потратить.

Причины инфляции. Объяснения причин инфляции в дисбалансе, то есть превышении совокупного спроса над совокупным предложением. Одни экономисты (Дж.М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости. Другие - неоклассики - искали причину в росте производственных расходов или издержек производства и сокращении предложения товаров.Истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т.е. объяснять инфляцию, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождать такие причины, как:

- превышение государственных расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, покрываемый за счет денежной эмиссии («печатного станка»). Несоответствие между количеством денег в обращении и товарной массой ведет к росту цен;

- неправильная политика Центрального Банка по регулированию денежной массы, приводящая к ее чрезмерному приросту. Эту причину признают все экономисты, а монетаристы считают главной.

- милитаризация экономики, вследствие которой увеличиваются бюджетные расходы. Военное производство поглощает материальные и трудовые ресурсы, которые изымаются из сферы производства потребительских товаров, одновременно возникает дополнительный платежеспособный спрос со стороны занятых в ВПК;

- несовершенство конкуренции и монополизация рынков, создающая возможность для производителя сокращать предложение и повышать цены;

- инфляционные ожидания, обусловленные самоподдерживающим характером инфляции, которая «сама себя генерирует». Люди, ожидая роста цен, увеличивают спрос, стимулируя действительный рост цен;

- падение курса национальной валюты, рост цен на импортируемую продукцию.

- необоснованное повышение цен и заработной платы, несоответствующие росту производительности труда.

Измерение инфляции. Одним из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции является показатель индекса цен.

Индексы цен - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду (формула 3.2):

Темп инфляции для данного года можно вычислить как процентное изменение индекса цен за различные периоды.

Различают следующие виды инфляции:

1. С позиции темпа роста цен, т.е. количественно выделяются:

Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с рыночной экономикой.

Галопирующая инфляция (рост цен на 20-200% в год). Потребительские цены опережают рост денежных доходов населения.

Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Разрушается финансовая система государства. В России инфляция была в 1992 г. – 2580 процентов.

2. С позиции соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг другу, причем в различных пропорциях.

3. С точки зрения ожидаемости инфляции выделяют:

а) ожидаемую инфляцию;

б) неожидаемую инфляцию.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

4. По причинам делят: инфляция спроса и предложения (издержек):

Инфляция спроса возникает при превышении совокупного спроса над товарным предложением. В результате возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены.

Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:

- монополизм государства на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных расходов и т.д.;

- монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;

Инфляция предложения (издержек),вызывается ростом издержек производства (заработная плата, средства производства и др.). Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих факторов:

- снижение роста производительности труда и падение производства;

- возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства;

- ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции

- монополизм крупнейших фирм на определение цен и издержек.

5. По форме проявления:

Открытаяинфляция выражается в росте общего уровня цен и падении покупательной способности денег.

Скрытая или подавленная (в странах с нерыночной экономикой) инфляция выражается в товарном дефиците при неизменных ценах. На легальных рынках, где цены «заморожены», товаров нет вообще или мало. Однако на «черном рынке» товары продаются, но по более высокой цене.

Последствия инфляции сложны и противоречивы. Назовём некоторые из них:

- снижение реальных доходов населения;

- обесценивание сбережений (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падения реальных размеров сбе­режений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании каче­ственных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого каче­ства, сокращается производство относительно дешевых товаров);

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе их производителями в силу падения заинтересованности и в ожи­дании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет гос­бюджета);

- ослабление позиций властных структур (снижается доверие к про­граммам и мероприятиям, намечаемым и проводимым прави­тельством).

Инфляция препятствует реализации планов экономических субъектов и нарушает факторное распределение доходов, обеспечивающее оптимальное использование производственных ресурсов общества. Рассмотрим основные негативные последствия инфляции.

Перераспределение дохода между частным сектором и государством. Во время инфляции экономическим субъектам для поддержания размера реальных кассовых остатков на неизменном уровне приходится увеличивать свой номинальный денежный фонд пропорционально темпу инфляции.

Величину уплачиваемого инфляционного налога легко вычислить, используя в качестве базы налогообложения размер реальных кассовых остатков на начало периода, а в качестве ставки налога – темп инфляции за период.

Получателем инфляционного налога является эмитент дополнительных денег, т. е. государство. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и издержками их изготовления. Этот доход называется сеньоражем.

Сеньораж – этот прибыль государства, которую оно получает при выпуске дополнительных единиц наличных денег в экономику. В результате происходит переход реального дохода от населения к государству, т.к. в случае роста цен реальные доходы уменьшаются.

Так как доход государства от сеньоража основывается на желании населения поддержать на неизменном уровне уменьшающиеся во время инфляции реальные кассовые остатки, то, увеличивая темп инфляции, государство получает дополнительный источник дохода. По оценке МВФ, во втором полугодии 1992 г. сеньораж в России составил 38% дохода домашних хозяйств или 15% ВНП, что только на 0,9 пункта ниже его уровня в Боливии в период гиперинфляции 1984 г.

Инфляционный налог не следует смешивать с другим дополнительным доходом государства, образующимся в периоды инфляции при прогрессивной шкале подоходного налогообложения. По мере роста инфляции налогоплательщики с неизменным реальным доходом могут подпасть под более высокую ставку обложения вследствие увеличения их номинального дохода.

Однако в периоды гиперинфляции у государства обычно возникают потери при сборе налогов из-за разрыва во времени между получением дохода и уплатой налога.

Перераспределение национального дохода между участниками производства и получателями трансфертных выплат. Поскольку номинальные факторные доходы участников производства растут одновременно с повышением уровня цен, а денежные размеры пенсий и пособий корректируются решениями административных инстанций, как правило, с опозданиями, то по мере развития инфляции доля получателей трансфертов в национальном доходе снижается.

Перераспределение дохода между трудом и капиталом. При определенных условиях инфляция влияет и на функциональное распределение национального дохода.

Таким образом, динамика доли труда в национальном доходе зависит от соотношения темпов прироста ставки реальной зарплаты и средней производительности труда.

Инфляция приводит к перераспределению дохода между трудом и капиталом в условиях, когда цены на блага определяются на рынке совершенной конкуренции, а цена труда из-за адаптивных ожиданий с опозданием реагирует на изменение уровня цен.

Таким образом, в рассматриваемых условиях ценообразования на рынках благ и труда при ускорении инфляции (πt > πt–1) доля труда в национальном доходе снижается, а при дезинфляции – повышается. В состоянии динамического равновесия, когда темп инфляции фиксирован, пропорция распределения дохода между трудом и капиталом в рассматриваемом случае остается неизменной.

Перераспределение имущества. Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к дебиторам (заемщикам), так как долг возвращается подешевевшими деньгами. Кредиторы проигрывают, а заемщики выигрывают, поэтому происходит обесценивание сбережений на депозитах в банках.

Сокращение инвестиций в производство. Частные инвесторы во время инфляции переводят активы в недвижимость, землю, драгоценные металлы и пр.

Понижение реальных доходов населения (бюджетных работников). Во время инфляции понижаются реальные доходы у всех лиц, не имеющих возможности повышать цены больше, чем на процент инфляции.

Выигрывают монополисты, владельцы недвижимости, антиквариата, заемщики, работники свободных профессий. В результате усиливается социальное неравенство.

Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А. Филлипсом. Кривая Филлипса показывает взаимосвязь уровней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка при высокой безработице, то есть между инфляцией (уровнем цен Р) и безработицей обратная зависимость (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Кривая А. Филлипса

 

В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Снижение безработицы увели­чивает совокупный спрос и одновременно вызывает напряжен­ность на рынках труда (спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет) и товаров (производство не может быть расширено). Превышение спроса над возможностями расширения производ­ства, дефицит рабочей силы, вызывающий необходимость повышать заработную плату, и, следовательно, увеличение издержек производства ведут к росту цен, т.е. порождают инфляцию. Наобо­рот, снижение цен имеет своим следствием падение доходности производства, сокращение его масштабов, что, естественно, вызы­вает рост численности безработных.

Длительная инфляция может перерасти в стагфляцию, т.е. одновременный прирост инфляции и безработицы.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государствен­ному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Когда в стране темп роста уровня цен достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Как следует из модели инфляции, необходимым условием ее возникновения является ускорение темпа роста количества денег, находящихся в обращении.

Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа прироста предложения денег или денежной массы. Выбор у правительства имеется лишь в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко и однократно (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются.

Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции.

Примером удачной шоковой терапии может служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень инфляции резко снизился, сопровождаясь на первых порах сокращением ВНП.

В России первую волну инфляции, начавшуюся с 1992 г., удалось погасить только к 1996 г. По своей природе это была инфляция спроса, которая в подавленном виде существовала последние 20 лет существования социализма. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег, прекращение финансирования дефицита федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка РФ, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий.

Инфляция второй волны была инфляцией издержек. После обвала российской денежной системы в августе 1998 г. обменный курс рубля совершил скачок с 6,2 руб/дол. в июле до 23 руб/дол. в январе 1999 г.

Поскольку в то время около 50% товаров народного потребления были импортными, то ИПЦ возрос к началу 1999 г. на 70,6%. Вместе с резким сокращением импорта повышение цен способствовало оживлению отечественного производства. Производители смогли повысить отпускные цены, и в 1999 г. сводный индекс цен производителей возрос на 47%.

Рост отечественного производства сопровождался увеличением спроса на деньги. Поэтому, несмотря на существенную денежную эмиссию, на которую вынужден был пойти Банк России для финансирования дефицита госбюджета и поддержания коммерческих банков (в 1999 г. предложение денег возросло на 57,2%), инфляция быстро пошла на убыль.

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. Конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов, в то время как простая либерализация цен выравнивает уровень реальных доходов по сокращающемуся из-за роста уровня цен объему реальных кассовых остатков.

Конфискационные денежные реформы разной степени жесткости проводились во многих странах, особенно в послевоенные годы (Венгрия – 1946 г., ФРГ – 1948 г. и др.). Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежно-кредитной политики в сторону ее ужесточения.

Как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет.

Дилемма шоковая терапия – градуирование стимулирует разработку моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и/или номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – увеличением расходов на оплату труда (вариант градуирования), либо замораживает тарифы естественных монополий. Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов – заработную плату.

Оппоненты политики цен и доходов обращают внимание на то, что без сокращения роста денежной массы подобная политика обречена на неудачу. Обычно при этом указывают на опыт введения контроля за ценами в США администрацией президента Р. Никсона. Контроль был введен в августе 1972 г., когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3–5%. Спустя 2 года она достигла 12%, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами. Поэтому такой контроль может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент антиинфляционной политики.

Наиболее жесткие оппоненты политики цен и доходов идут в своей критике дальше. Они указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита госбюджета будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

В целом антиинфляционную политику можно проводить эффективно, если тщательно проанализировать причины возникновения инфляции. Ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе:

а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения;

б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода при полной занятости);

в) валютной политики не допускать импорта инфляции.

В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

Кроме того, необходимо проводить эффективную антимонопольную политику, структурную политику по стимулированию эффективных структурных сдвигов в экономике, сокращение военных расходов и масштабов ВПК и стимулирования малого бизнеса.

Монетарные инструменты делятся на прямые и косвенные. К прямым относится: темпы эмиссии, меры по банковскому кредитованию. К косвенным: норма минимального резервного покрытия, учетная ставка Центрального Банка, операции с ценными бумагами.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

Кейнсианство. Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов - углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу - дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь - прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции.

Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, далее - на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.) и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя малый и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Вывод: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят сильные производители, которые поощряются низкой ставкой налогов.

Кейнсиансы главным рычагом снижения инфляции считают сдерживание совокупного спроса, поэтому антиинфляционная политика использует меры сдерживающей налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Монетаристы считают, что государство должно применять следующие меры:

- увеличивать денежную массу равномерно и не более, чем на 3-6% в год;

- сократить дефицит государственного бюджета и стремиться к сбалансированному бюджету;

- сократить государственные программы по социальной поддержке населения;

- повысить товарность экономики, выбрасывая на рынок разнообразные товары, ресурсы, информацию;

- проводить разумную приватизацию;

- снять барьеры движения капитала;

- ограничить спрос через конфискационную денежную реформу, замораживать сбережения;

- ввести дорогой кредит, которые разорит нерентабельные фирмы, а рентабельным понизить налоги и т.д.

Структурализм. Ключевой элемент этой концепции - утверждение о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который практически невозможно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»). Это привело структуралистов к мысли о неэффективности монетаристских «стабилизационных» мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены.

Date: 2016-05-16; view: 1064; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию