Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зачем они нужны - эти падежи?У Падежа как-то спросили: - А зачем нужны, вы, падежи, существительным? -Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - Указываем на отношении: А) действия и места (идти лесом, сидеть на стуле) Б) действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом) В) действия и объекта (читать книгу, собирать урожай) Г) целого предмета и его части (ветка берёзы) Без нас существительное не проживёт, как без рода и числа. Использование стихотворной подсказки упростит запоминание количества падежей. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Используем считалочку как задание для определения падежа в слове топор. Можно представить в виде таблицы
Если определить падеж слова ДЕЛО в разных «дельных» пословицах, то получим последовательность всех его падежных форм. И. Дело шуток не любит. Р. От слова до дела целая верста. Д. Не по сути дела, а по делу сути. В. Ты за дела, а дело за тебя. Т.Велик телом, да мал делом. П. И умен, и крепок, и в деле гож. Использование занимательных стихотворений, включающих в себя разносклоняемые существительные, облегчит их запоминание: 1. Десять слов с концовкой -мя! Чтоб начать запоминать, Надо все их срифмовать: имя, вымя, бремя, время, семя, племя, темя, пламя, стремя, знамя. Но при этом не забудь: Всякий раз, как их склоняешь, Суффикс-ен- ты прибавляешь. В список вставим слово путь. Все! И можно отдохнуть.
2. У коровы полно ВЫМЯ. Папуаске нужно ИМЯ Для сынишки сочинить И корову подоить. Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ, Прилепив перо на ТЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ: Призывает всех опять Не работать - воевать. Но не хочет ПЛЕМЯ вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее мирный ПУТЬ. Сказку нашу не забудь! Есть занимательные стихотворения, включающие в себя глаголы, относящиеся ко второму спряжению: 1. Ко второму ко спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы что на-ить, Исключая брить, стелить. И еще 11 глаголов-исключений: Гнать, держать, смотреть, обидеть, Слышать, видеть и вертеть, И дышать, и ненавидеть, И зависеть, и терпеть.
Правило «Чередующиеся гласные е-и в корне слова» представлено в учебнике в следующем виде: В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать - расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть. На запоминание данного правила написания слов с чередующейся гласной в корне можно рассказать следующее стихотворение: Жили-были две подружки, Симпатичные вполне, Две подружки-побегушки, Буква Ии буква Е. Корни нескольких глаголов Рады были их принять, Только нужно было знать, Как в них встать без лишних споров. Но подружки не ругались, Меж собой чередовались. Скажет буква Е едва: Здесь за корнем суффикс-А-! И без лишней кутерьмы Примет корень букву И. Если суффикс где-то бродит, В корне место Е находит. До сих пор живут согласно Представить правило на чередование Е-И в корне можно и следующим образом: если в слове есть ИРА, то пишется И (5 корней): бер- бИРА (соберу – собИРАть) дер – дИРА (удеру – удИРАть) мер – мИРА (умер – умИРАть) пер – пИРАа (запер – запИРАть) тер – тИРА (стёр – стИРАть)
Правило на чередование А-О в корне слова можно представить в виде следующей таблицы:
На основании изученных данных таблицы можно сделать вывод, что правописание чередующихся а-о зависит от ударения. Запомнить это главное поможет стихотворение-напоминалка: Загорелый, наклоненье, наклоненье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненье.
4. Одним из правил, в которых учащиеся часто путаются, является правило правописания З-С на конце приставок.
В приставках, оканчивающихся на –З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Облегчить запоминание правописания приставок на -з, -с поможет следующее стихотворение. Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-, Пред согласными глухими Быстро сменят 3 на С. Приставки З- в русском языке нет. Ученики часто путают это, выделяя в словах здание, здесь, здоровье приставку, что приводит к неправильному написанию этих слов.
Помощниками в написании станут следующие строки: Ученик, тебе задание: Как напишешь слово здание? Все учти, продумай, взвесь, Не свихнись на слове здесь. Помни все условия, Чтоб написать здоровье. Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить, -десь, -доровье, -дание Лишены здесь содержания. Верните 3, и снова Заговорят три слова. Здесь, здоровье, здание -Ты заучи слова. В них не ищи приставки С с 3 пиши всегда! При выборе суффикса чик или щик, образовывая существительное, можно ориентироваться на правило: суффикс –чик- пишется, если основа оканчивается на З,Д,С,Т,Ж. Все эти буквы есть всловах: ЗД е С ь Т о Ж е При образовании относительных прилагательных от существительных на ч, к, ц (Запоминаем словосочетание Ч ёрная К ури Ц а) суффикс – ск - упрощается в –к-, а к и ч меняются на ц. Использование мнемотехники - это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши». Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную. Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило, «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность), удерживается в памяти прочнее, дольше. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения. Предлагаемый мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, способствует активизации мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. Он незаменим на «провальных» моментах обучения. Таким образом, можно говорить о результативности того или иного мнемотехнического приема на уроке русского языка, который определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности словесника и к самому предмету. ЛИТЕРАТУРА 1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-26. 2. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучениюслов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16-18. 3. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальнаяшкола. – 1992. - №7-8. – с. 13-17. 4. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальнаяшкола. – 1994. - №1. – с. 23-27. 5. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989. - №8. – с. 23-28. 6. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями //Начальная школа. – 1993. - №11. – с. 53-56. 7. Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. – Ленинград, 1988. 8. «Зеленый дом без окон». Сборник загадок. / Сост. Л.М. Сукач. - Минск, 1980. 9. Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием //Начальная школа. – 1990. - №6. – с. 6-8. 10. 10. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыминаписаниями // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 4-6. 11. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.– 1988. - №1. – с. 45-46. 12. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988. 13. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А.Ладыженской. – Москва, 1980. 14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986. 15. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. – Москва., 1991. 16. 16. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 1996. - №1. – с. 28-30. 17. 17. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов снепроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 15- 16. 18. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф, П. Филин. – Москва, 1989. 19. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Гл. ред. Д. Э/ Розенталь. – Москва, 1984. 20. Успенский Л. В. Слово о словах. – Москва, 1984. 21. Успенский Л. В. Почему не иначе? – Москва, 1987. Часть 6.
|