Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем они нужны - эти падежи?





У Падежа как-то спросили:

- А зачем нужны, вы, падежи, существительным?

-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Указываем на отношении:

А) действия и места (идти лесом, сидеть на стуле)

Б) действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом)

В) действия и объекта (читать книгу, собирать урожай)

Г) целого предмета и его части (ветка берёзы)

Без нас существительное не проживёт, как без рода и числа.

Использование стихотворной подсказки упростит запоминание количества падежей. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой!

Используем считалочку как задание для определения падежа в слове топор. Можно представить в виде таблицы

Взял Егор в углу топор. С топором пошёл во двор. Стал чинить Егор забор, Потерял Егор топор. Вот и ищут до сих пор. Поищи и ты топор! В.п. Т.п.   В.п.   В.п.

Если определить падеж слова ДЕЛО в разных «дельных» послови­цах, то получим последовательность всех его падежных форм.

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дела, а по делу сути.

В. Ты за дела, а дело за тебя.

Т.Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и крепок, и в деле гож.

Использование занимательных стихотворений, включающих в себя разносклоняемые существительные, облегчит их запоминание:

1. Десять слов с концовкой -мя!

Чтоб начать запоминать,

Надо все их срифмовать: имя, вымя,

бремя, время, семя, племя,

темя, пламя, стремя, знамя.

Но при этом не забудь:

Всякий раз, как их склоняешь,

Суффикс-ен- ты прибавляешь.

В список вставим слово путь.

Все! И можно отдохнуть.

 

2. У коровы полно ВЫМЯ.

Папуаске нужно ИМЯ

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ,

Прилепив перо на ТЕМЯ,

Над собою поднял ЗНАМЯ,

Раздувает распри ПЛАМЯ:

Призывает всех опять

Не работать - воевать.

Но не хочет ПЛЕМЯ вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный ПУТЬ.

Сказку нашу не забудь!

Есть занимательные стихотворения, включающие в себя глаголы, относящиеся ко второму спряжению:

1. Ко второму ко спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы что на-ить,

Исключая брить, стелить.

И еще 11 глаголов-исключений:

Гнать, держать, смотреть, обидеть,

Слышать, видеть и вертеть,

И дышать, и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть.

 

Правило «Чередующиеся гласные е-и в корне слова» представлено в учебнике в следующем виде: В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать - расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

На запоминание данного правила написания слов с чере­дующейся гласной в корне можно рассказать следующее стихотворение:

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква Ии буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

Здесь за корнем суффикс-А-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Представить правило на чередование Е-И в корне можно и следующим образом: если в слове есть ИРА, то пишется И (5 корней):

бер- бИРА (соберу – собИРАть)

дер – дИРА (удеру – удИРАть)

мер – мИРА (умер – умИРАть)

пер – пИРАа (запер – запИРАть)

тер – тИРА (стёр – стИРАть)

 

Правило на чередование А-О в корне слова можно представить в виде следующей таблицы:

Гор/гар Пишется –а- под ударением. Иначе –о- Заг а р, заг о релый
Зор/зар Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится. Оз а рить, з о ри. З а рево Искл.: з о ревать, птица з о рянка
Клан/клон Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится. Покл о н, кл а няться, покл о ниться
Твор/твар Пишется - о – без ударением, под ударением – то, что слышится. Тв а рь, тв о рчество, тв о рить. Искл.: утв а рь.

На основании изученных данных таблицы можно сделать вывод, что правописание чередующихся а-о зависит от ударения. Запомнить это главное поможет стихотворение-напоминалка:

Загорелый, наклоненье,

наклоненье, озаренье –

Что писать под удареньем,

Что писать без ударенья?

Мы под удареньем пишем,

Без сомненья, то, что слышим.

Если ж звук без ударенья,

Вызывает он сомненье.

Заг?релый Оз?ренье
Накл?ненье Уд?ренье

4. Одним из правил, в которых учащиеся часто путаются, является правило правописания З-С на конце приставок.

Буквы З, С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на –З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.

Облегчить запоминание правописания приставок на -з, -с поможет следующее стихотворение.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-,

Пред согласными глухими

Быстро сменят 3 на С.

Приставки З- в русском языке нет.

Ученики часто путают это, выделяя в словах здание, здесь, здоровье приставку, что приводит к неправильному написанию этих слов.

(з\ с)дание? (з\с)десь? (з\с)доровье?

 

Помощниками в написании станут следующие строки:

Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово здание?

Все учти, продумай, взвесь,

Не свихнись на слове здесь.

Помни все условия,

Чтоб написать здоровье.

Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить,

-десь, -доровье, -дание

Лишены здесь содержания.

Верните 3, и снова

Заговорят три слова.

Здесь, здоровье, здание

-Ты заучи слова.

В них не ищи приставки С

с 3 пиши всегда!

При выборе суффикса чик или щик, образовывая существительное, можно ориентироваться на правило: суффикс –чик- пишется, если основа оканчивается на З,Д,С,Т,Ж. Все эти буквы есть всловах:

ЗД е С ь

Т о Ж е

При образовании относительных прилагательных от существительных

на ч, к, ц (Запоминаем словосочетание Ч ёрная К ури Ц а) суффикс – ск - упрощается в –к-, а к и ч меняются на ц.

Использование мнемотехники - это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши». Практическое, целенаправленное применение мнемониче­ских приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемо­техники, сначала элементарную, а затем более совершенную.

Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, бла­годаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преоб­разуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто не­произвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного ма­териала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обес­печивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило, «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность), удерживается в па­мяти прочнее, дольше.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивиду­альные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, ис­пользование в работе с ними специальных приемов и способов, соответст­вующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Предлагаемый мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, способствует активизации мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. Он незаменим на «провальных» моментах обучения.

Таким образом, можно говорить о результативности того или иного мнемотехнического приема на уроке русского языка, который определяет­ся не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности словесника и к самому предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-26.

2. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучениюслов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16-18.

3. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальнаяшкола. – 1992. - №7-8. – с. 13-17.

4. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальнаяшкола. – 1994. - №1. – с. 23-27.

5. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989. - №8. – с. 23-28.

6. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями //Начальная школа. – 1993. - №11. – с. 53-56.

7. Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. – Ленинград, 1988.

8. «Зеленый дом без окон». Сборник загадок. / Сост. Л.М. Сукач. - Минск, 1980.

9. Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием //Начальная школа. – 1990. - №6. – с. 6-8.

10. 10. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыминаписаниями // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 4-6.

11. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.– 1988. - №1. – с. 45-46.

12. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988.

13. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А.Ладыженской. – Москва, 1980.

14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986.

15. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. – Москва., 1991.

16. 16. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 1996. - №1. – с. 28-30.

17. 17. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов снепроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 15- 16.

18. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф, П. Филин. – Москва, 1989.

19. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Гл. ред. Д. Э/ Розенталь. – Москва, 1984.

20. Успенский Л. В. Слово о словах. – Москва, 1984.

21. Успенский Л. В. Почему не иначе? – Москва, 1987.

Часть 6.

Date: 2016-05-15; view: 1949; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию