Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснованность применения мнемонических приёмов на урокахСамое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческих знаний: истории, географии, ботанике, биологии. Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка же нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова). Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила - «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря которым и начинает работать эмоционально-образная память ребенка. Поскольку мнемотехника - это психологический термин, то в процессе мнемонического приема происходит следующее: «Установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу» [7, с. 54]. В.В. Агафонов, занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приема. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову» [7, с. 56]. Надо еще учитывать и биохимическую природу мнемоприема. Если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются такие нейротрансмиттеры (химические вещества), как гамма-аминомасляная кислота, ацетихолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют создание и реорганизацию нервных сетей коры головного мозга, что делает мышление и запоминание более результативным. Следовательно, мнемонические приемы оправданы на биохимическом уровне. Причина, заставляющая обращаться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого - потеря интереса к уроку, к предмету. Именно поэтому следует говорить о необходимости применения мнемотехники на уроках. Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают и страшат многошаговые рассуждения в решении орфографической задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где-то на третьем этапе ученик начинает скучать, а на четвертом - мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученик не начнет применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же опознавательный признак орфограммы. А. А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: «Каждая орфограмма - сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех - четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик-аналитик каждое слово должен писать не менее чем за минуту. Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я-концепцией правилами, зависит от нас» [6, с. 23]. Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный. Конечно, в задачи учителя-словесника входит и интеллектуальное развитие детей, и развитие речи, и формирование представлений о языке как о системе, и многое другое, но все-таки программа-минимум есть грамотное письмо. И в этом плане, думается, не столь важно на каком уровне была осознана тема слабым учеником - на «бытовом» или научном уровне, - главное, чтобы осознанно. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или хотя бы вспоминать физические и прочие законы, подходя к компьютеру или включая утюг. Годится и мнемоприем, и яркая ассоциация, если они помогут запомнить, как правильно писать. Мнемотехника - это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия. Также мнемоприем - это средство для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка. М.Б.Успенский пишет:«В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)» [6, с. 31]. Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника. Подчас неалгоритмизуемое правило вызывает затруднение не только у слабых ребят. Учащиеся с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой-выручалочкой». Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные-е и-и можно переставить местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограммы. Так, слово «корабль» этимологически родственно словам «корка», «корыто», «короб», «коричневый», у них единый исторический корень - кор - (от значения кора у дерева). Незначительная, казалось бы, ассоциация - фраза «коричневый корабль-короб, он сделан из коры» объединяет единицы одного семантического поля, создает внутренние искусственные связи, тем самым заставляет работать эмоционально-образную память ребенка. Нехитрая игра со словом сделает свое дело, а обезличено-неуклюжая фраза «Надо запомнить» поможет лишь ребятам с хорошей зрительной памятью. Всем известна классическая фраза, содержащая одни глухие согласные: - Степка, хочешь щец? - Фи! К ней можно прибавить фразу «лимонный рай», где все согласные звуки только непарные звонкие. А вот фразы, помогающие запомнить слова-исключения: «Уж замуж невтерпеж» и «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!». Смешно представить цыкающего цыгана, но таковы странности человеческой памяти: чем нелепее текст, тем легче и охотнее он запоминается. Рифма, как и четкий ритм, облегчает запоминание. Так уж устроен человеческий мозг. Неспроста в далеком прошлом многие трактаты излагались в стихах. Стихи помогают и при изучении грамматики на современном этапе. Часть 4.
|