Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа





Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

«Логика»

Краткий курс лекций

(для первого года изучения)

Уфа 2011

Оглавление:

1. Введение. Логика как наука, её становление и значение. Понятие.

2. Суждение

3. Логические законы мышления

4. Умозаключение

5. Доказательство

6. Заключение

Лекция 1.

Тема: “Введение. Логика как наука, ее становление и значение. Понятие”

 

План:

1. Сущность логики.

2. Психология и логика.

3. Предмет логики.

4. Задачи и значение логики.

5. История логики, ее главные направления и ответвления.

6. Понятие

 

1. Сущность логики.

Слово ”логика” греческого происхождения – ”logos” и в переводе на русский язык означает “мысль”, ”разум,” рассуждение”. В русском языке данное слово употребляется с несколькими смысловыми нагрузками. В рамках данного курса под логикой будем подразумевать, прежде всего, науку о мышлении, которая помогает достичь нам человеческого познания. Учитывая то, что цель познания, в конечном счете, заключается в достижении истины при помощи мышления, можно определить, что логика есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина. Она выявляет те правила, которым должно подчиняться мышление, чтобы достичь истинны. Практика человеческого познания показывает, что при помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. В связи с этим, то мышление, при помощи которого достигается истина, принято называть правильным мышлением.

Логика – это философская дисциплина о формах, в которых протекает мышление, наука о законах правильного мышления или наука о законах которым подчиняется правильное мышление.

Таким образом, логика, в сущности, исследует законы мышления.

 

2. Психология и логика.

Мышление может быть рассмотрено с двух точек зрения. Прежде всего, оно есть известный процесс, законы которого мы исследуем. Как совершается этот процесс, описывает психология.

С другой стороны, мышление - это средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.

Таким образом, психология рассматривает мышление так, как оно есть, как реально протекающий процесс, который состоялся либо протекает сам по себе. Логика же рассматривает его так, как оно должно быть. В этом отношении логика сближается с этикой, или наукой о нравственности, и с грамматикой. Подобно тому, как этика указывает законы, которыми должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, нормальной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так, логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным.

И так, психология наука преимущественно описательная. Логика же наука нормативная.

 

3. Предмет логики.

Предметом изучения логики являются следующие стороны и особенности мышления:

1) Логика изучает элементарные единицы мышления – понятия, а также операции, позволяющие их связать в мысли – это суждения и умозаключения.

2) Законы мышления, выработка которых и составляет одну из главных задач логики.

3) Правильность мышления в логики рассматривается не со стороны содержания мышления, а исключительно со стороны формы выражения мысли.

Мы считаем какое – либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности и вещам. Мы считаем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е. когда верен способ соединения мыслей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности.

Правила, которые указывают, когда получаются заключения истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые определяют материальную истинность, мы можем назвать материальными критериями истинности.

Формальная логика по преимуществу изучает те отделы логики. В которых может быть применяем формальный критерий истинности.

Логика изучает законы и формы правильного мышления. При этом логические законы можно назвать необходимыми нормами, принципами. Но эта нормативность логических законов отличается от нормативности законов установленных по воле людей, например от норм права, так как логические законы не зависят от воли людей. Все люди мыслят в одних и тех же логических формах, их мышление подчиняется одним и тем же логическим законам.

 

 

4. Задачи и значение логики.

Есть положения или факты, истинность которых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается непосредственно, через посредство положений или фактов.

К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результатом чувств. Восприятия, а также и внутреннего опыта. К ним относятся также математические аксиомы и определения.

Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие явления, а также и будущие), могут быть познаваемы только посредственно.

Посредственное значение доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством.

Доказательство заключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным.

Познание посредственное нуждается в доказательствах; познание непосредственное в них не нуждается и служит основой для доказательства познаний посредственных.

Когда мы доказываем что-либо мы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но существуют определенные правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных. Эти правила указывает ложка. Задача ложки, поэтому заключается в том, что бы показывать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным.

Логика не ставит перед собой цель открытие истин, ее цель – доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Определяющим критерием служит практика. Логический же критерий истинности – вспомогательный и производный, вытекающий из практики и сам опирающийся на окончательный критерий истинности.

”Ложка есть преследователь темного запутанного мышления”.

Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительней, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо ранее совершает ошибки, заблуждается.

По мнению многих ошибки можно открывать без помощи ложки, посредством лишь здравого смысла. Но часто бывает недостаточно найти ошибку, нужно объяснить ее. Можно знать, что в том или ином умозаключении есть ошибки, но не всегда на основе лишь здравого смысла можно уяснить, почему же это умозаключение нужно считать ошибочным. Это часто можно сделать только благодаря знанию правил ложки.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами).

 

5. История логики, ее главные направления и ответвления.

Логика как наука о мышлении является одной из древнейших наук, возникших более двух тысяч лет тому назад, в 4 веке до н.э. в Индии, Китае и достигшей своего расцвета в Древней Греции. Первоначально логика разрабатывалась в связи с ораторским искусством, как часть риторики.

Творцом логики как науки следует считать Аристотеля /384-322/, который одним из первых обстоятельно обследовал понятие и суждение, разработал теорию умозаключения и доказательства, сформулировал основные законы мышления. Заслуживает упоминания сочинение последователей философа Декарта /1596-1650/ по логики /1662г./, принадлежащей к так называемому формальному направлению.

Формальная логика – это наука (или дисциплина), изучающая законы формального мышления.

Формальное мышление – это последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам.

Основателем особого направления в логике, которое называется индуктивным, считается английский философ Френсис Бэкон /1561-1626/.

Для того чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлениям в логике, нужно уяснить различие между материальной и формальной истинностью.

Ко второй половине 19 в. сложилась символическая логика или математическая логика, ряд идей который был сформулирован еще в 18 веке нем. мыслителем Г.В.Лейбницем /1646-1716/. Символическая логика возникла как результат применения математических методов к логике, точнее к некоторым ее разделам, прежде всего к умозаключению и доказательству.

В настоящее время логическая наука имеет много ответвлений. Это модальная логика, комплексная логика, многозначная логика и т.д. Американский логик Н.Решер в одной из своих работ перечисляет все известные сейчас ответвления логики как науки, и это перечисление заняло у него 4 страницы. При этом можно с уверенностью сказать, что общим для всех логик является то, все они изучают сущность и закономерности мышления.

По большому счету современная логика включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Формальная логика рассматривает форма мышления как уже сложившиеся, отвлекаясь от их возникновения, развития, т.е. от их диалектики. Диалектическая же логика исследует возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она “выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними соотношение субординации”.

 

6.Понятие

6.1. Реальность понятий. Что такое понятие. Признаки предмета и понятий. Структура и логические приемы формирования понятий.

6.2. Содержание и объем понятия.

6.3. Виды понятий. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.

6.4. Логическая операция определения понятий.

6.5. Деление понятий. Классификация.

6.6. Ограничение и обобщение понятий.

 

 

6.1. Реальность понятий. Что такое понятие. Признаки предмета и понятий. Структура и логические приемы формирования понятий.

 

На основе переработки (при помощи мышления) представлений в понятия достигается цель выявление сущности предмета.

Вопрос о реальности понятий волновал еще древних философов. Так, Платон считал, что идеи или понятия существуют отдельно от вещей; а, по мнению Аристотеля, они существуют в самих вещах. Но и по Платону, и по Аристотелю понятия существуют реально. Поэтому и Платон, и Аристотель в решении этого вопроса – реалисты. В средние же века появилась иная точка зрения, точка зрения номинализма, согласно которого реальны только единичные вещи, понятия же не более как простые названия, имена.

Понятия более совершенны, чем общие представления. Их содержание более устойчиво, более определенно, более постоянно. В то время как общие представления у различных лиц различны, понятия у всех людей должны быть одинаковыми.

В представлении могут фиксироваться живые подробности, которыми определяется внешняя сторона предмета, но при помощи лишь одних представлений невозможно проникнуть во внутренние, глубинные связи, отношения, познать в предмете то, что составляет его существенные черты, его сущность. Последнее достигается при помощи понятий. Понятие является одной из форм абстрактного мышления, отражающей предметы в их общих существенных признаках.

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Как в общих, так и в отличительных признаках могут фиксироваться существенные и не существенные свойства предметов. Поэтому признаки бывают существенные и не существенные. При этом существенность того или иного признака (свойства) выражается двояко: существенность относительно других предметов (пища для человека); существенность для самого предмета. В самом слове “признак” заключена часть его значения. Признак – то, что состоит при знаке, то, что, как и знак, указывает на объект, то, при помощи чего можно опознать объект. Признаки, скорее, связаны со свойствами и отношениями.

Признаки предметов подразделяют еще на основные и производные, случайные и необходимые.

В зависимости от количества существенных признаков предметов, фиксируемых понятиями, последние делятся на простые и сложные. В пределе число элементов содержания понятия может быть равным единице, например в понятии ”существование”, но в понятии меньшей степени абстракции их всегда больше, и все вместе они составляют единое логическое целое, соответствующее единству признаков в предмете. Элементы содержания понятия и сами называются признаками. Понятия, имеющие в своем содержании больше одного элемента, различаются либо как более простые и менее простые, либо более сложные и менее сложные.

Содержание всякого сложного понятия представляет собой синтез элементов, понятия представляет собой синтез элементов, их единство. Особенность этого единства характеризует структуру понятия, в которой существенным является различие между родовым признаком, который часто называют главной частью содержания понятия, и видовой разницей, которая называется обычно побочной частью содержания понятия. Гл. часть отвечает на вопрос: ”кто? или что?”, а побочная – на вопрос “какой?” (например: “квадрат” - гл. часть является понятие “прямоугольный”, а побочный понятие “имеющий равные стороны”). Побочная часть может быть ближайшей или отдаленной в зависимости от того, примыкают ли соответствующие признаки к главной части содержания понятия непосредственно или по средствам других признаков.

Признаки бывают положительные и отрицательные (о наличии у объекта свойств или отношений); существенные и несущественные (без которых нельзя и без которых мы можем помыслить существование данного объекта). Отличительные и не отличительные (присуще только объектам, входящих в объем данного понятия и присуще не только им).

Языковыми формами выражений понятий являются слова или словосочетания. Существуют слова – омонимы (мир, коса, и т.п.) и слова синонимы (око - глаз, враг - недруг и т.п.). Основными логическими приемами формирования понятий являются:

Анализ –мысленное расчленение предметов на составные части, выделения из них признаков.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечения от других.

Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

 

6. 2. Содержание и объем понятия.

Понятия могут быть рассматриваемыми с точки зрения содержания и объема. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “ромб” является совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”. Говоря иначе, содержания понятия – это то, что мыслится в понятии.

Объем – это те мыслимые в понятии объекты, ради выделения которых из всех других объектов и образуется содержание понятия.

Понятие с большим объемом называется рядом по отношении к тому понятию с меньшим объемом, в которое входит в его объем. Понятие с меньшим объемом в этом случае называется видом.

Следует упомянуть о попытке греческого философа Порфирия(233-304) при помощи схемы облегчить понимание отношения между охватывающими друг друга понятиями, т.е. понятиями, из которых одно входит в объем другого. Эта схема называется “деревом Порфирия”. Например, понятие “бытие”:

 


“Бытие” здесь есть высший род, который уже не может быть видом для другого рода. “Человек” есть низший вид.

Содержание и объем понятия находятся в обратном отношении. Говоря иначе, можно вести речь о законе обратного отношения между объемами и содержанием понятий. Например: ”моторная лодка” и “лодка”. Закон обратного отношения между объемами и содержанием понятий указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже и определеннее круг предметов.

Объем понятия “человек” обширнее, чем, например, объем понятия “негр”. Но о содержании этих двух понятий следует сказать как раз наоборот: содержание понятия “негр” будет обширнее содержания понятия “человек”. В “негре” все признаки понятия “человек” плюс еще некоторые особенные признаки: черный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы и т.д.

 

6. 3. Виды понятий. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.

Понятия можно классифицировать по объему и содержанию.

По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс.

Объем общего понятия включает число элементов большее единицы. По объему выделяют еще пустые понятия (с нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество.

По содержанию же можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов.

Абстрактным называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятий отдельно от самого предмета.

Относительные и безотносительные понятия.

Относительные понятия – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого.

Положительные и отрицательные понятия.

Положительные понятия характеризуют в предмете наличия того или иного качества или отношения.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах.

Собирательные и не собирательные понятия.

Собирательные – понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое.

Собирательные понятия бывают общими и единичными. Собирательные понятия служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц. Но эти же самые термины могут сделаться общими, когда мы их мыслим как отдельные представители известного класса (“библиотека” среди “библиотек”, и т.п.)

Содержание не собирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии. В таких случаях наши утверждения будут верны, справедливы относительно каждой отдельной единицы, входящей в ту или иную группу предметов.

“вся бригада рабочих утомилась” – “все рабочие бригады утомились”.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Типы совместимости понятий:

- равнозначность (тождество),

- перекрещивание,

- подчинение (отношение рода и вида).

Типы несовместимости понятий:

- соподчинение (координация),

- противоположность,

- противоречие.

 


Круги Эйлераантонимы

А -Л.Н.Толстой, B -колхозник А -строение А -ель А -храбрость А -большой дом

B -автор романа А -орденоносец В -дом В -береза В -трусость В -небольш. дом

“Воина и мир” В -студент А -млекопи- С -дерево А -белая краска А -белая бумага

A- равностор. А -спортсмен тающее А -грузовик В -черная В -небелая бума-

треугольник В -школьник В -кошка В -легковушка га

B- квадрат А -филотелист А -животное С -автомобиль

А -река Волга В -корова

В -самая длинная

Река в Европе

 

 

6. 4. Логическая операция определения понятий.

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

Если нам нужно определить какое-либо понятие, то мы выражаем наше определение при помощи суждения, содержащего подлежащие и сказуемое. Подлежащие этого суждения называется определяемым (definiendum), сказуемое называется определенным (definiens).

Разнообразных определений больше, чем различных понятий.

Все понятия делятся на:

1. номинальные и реальные,

2. явные и неявные.

Деление определений на номинальные и реальные связано с нашим отношением к тому понятию, которое определяется. Если определяется понятие, то определение будет реальным. Если определяется термин, обозначающий понятие, то определение будет номинальным. Реальным называется определение такого понятия о содержании и объеме, которого мы имели представление до этого определения.

Номинальным называется определение, создающее содержание вновь вводимого понятия (задаваемого каким-либо термином). Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слова «называют(ся)».

Деление определений на явное и неявное отвечает на вопрос: может ли данное определение быть приведено к форме равенства двух понятий, одно из которых выступает в качество определяемого, а другое – определяющего.

Явным называется определение, которое имеет форму равенства или может быть приведено к ней. Говоря иначе явные определения – это такие, в которых даны definiendum (определяемое понятие) и definiens (определяющее понятие) и между ними устанавливается некоторое отношение равенство, эквивалентности.

Большинство явных определений принадлежит к числу родовидовых, т.е. определений через ближайший род и видовые отличия.

Большая часть определений, которыми занимается логика, относится к числу явных. Получается, что логика в основном занимается реальными явными определениями.

В отличие от явных определений, имеющих структуру definiendum º definiens, в неявных определениях на место definiens подставляется контекст или набор аксиом, или описание способа построения определяемого объекта. Неявное определение – это определение, которое не имеет формы равенства. Различаются два вида неявных определений: аксиоматические и контекстуальные.

Существуют правила, при соблюдении которых получается правильное определение.

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Типы логических ошибок при нарушении этого правила:

а) широкое определение;

б) узкое определение;

в) определение в одном отношение широкое, в другом – узкое.

2. Определение не должно содержать круга.

Кругом в определение называется логическая ошибка, заключающаяся в том, что понятие А определяется при помощи понятия В, а понятие В, в свою очередь, определяется при помощи понятия А.

3. Определение не должно быть отрицательным, т.е. оно должно указывать признаки, присущие данному понятию, а не чуждые ему, ибо эти последние для нас не важны и, кроме того, их можно указать очень много.

4. Определение должно быть ясным, т.е. в определении нельзя пользоваться выражениями двусмысленными, метафорическими и вообще мало понятными.

Можно указать следующие способы заменяющие определения:

- указания

- характеристика

- разъяснение посредством примера

- сравнение

- различение

 

6.5. Деление понятий. Классификация.

Деление – это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия, распределяется на ряд подмножеств с помощью выбранного основания деления.

Признак, который дает объем делимого понятия, называется основанием деления. Объем понятия можно делить по различным основанием деления в зависимости от цели деления. Но при каждом делении на некотором его уровне должно учитываться лишь одно основание.

Деление бывает двух видов: 1)деление по видообразующему признаку (признак, по которому образуются видовые понятия).

В процессе деления иногда употребляется прием (2) который называется дихотомией и которой заключается в делении данного понятия А на противоречащие понятия В и не – В.

Члены деления могут оказаться в роли делимого понятия, т.е. и В, и не -В могут быть, в свою очередь, подвергнуты делению.

Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила:

(1) – деление должно быть адекватно, или соразмерно (сумма видов должна равняться делимому роду).

(2) – деление должно проводиться только по одному основанию.

(3) – члены деления должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов.

(4) – деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в делении.

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т.д.

 

 

6.6. Ограничение и обобщение понятий.

Ограничение – это логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. При ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом (от рода к виду, от вида к подвиду и т.д.). Пределом ограничения является единичное понятие.

Обобщение – обратная ограничению операция, это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем обрабатывания о содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков). Пределом обобщения являются категории, используемые в науке и философии.

 

 

Лекция 2.

Тема: “Суждение”.

План:

  1. Предложения - суждение. Понятие и суждение. Основная характеристика суждения.
  2. Структура суждений.
  3. Виды простых суждений.
  4. Виды сложных суждений.
  5. Деление суждения по модальности.
  6. Отношения между суждениями

1. Предложения - суждение. Понятие и суждение. Основная характеристика суждения.

Все языковые знаки имеют смысл и значение.

Имя –знак Предложение – знак

Понятие – смысл имени Суждение – смысл предложения

Предмет – значение имени Истина / ложь – значение предложения

С грамматической точки зрения речь ведется о предложении, а с логической точки зрения – о суждении.

Значением не любого предложения является, истинна или ложь, ибо смысл не всякого предложения есть суждение. Суждение – смысл только повествовательного предложения. Суждение выражается в языке при помощи повествовательных предложений.

В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается.

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками.

Таким образом, и понятие, и суждение есть мысль. Понятие выделяет и обобщает объекты при помощи признаков. Суждение не выделяет и не обобщает. Суждение говорит, что состояние мира таково, что данный признак присущ или не присущ данному объекту. Однако суждение может быть истинным, а может быть и ложным. Традиционная логика является двузначной, так как в ней суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо истинно, либо ложно. В трехзначных логиках суждение имеет одно из трех значений истинности: оно может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным. Пусть значение “неопределенно” соответствует нашему незнанию истинности или ложности суждения. Кроме того, бывают такие суждения, истинность которых или ложность может быть признана только на основании веры. Таким образом, основная характеристика суждения – его истинность и ложность. Для чего важно суметь различать истинные суждения от ложных. На помощь ему в этом приходит ложка.

 

2. Структура суждения.

То, относительно чего мы высказываем, называется подлежащим, субъектом, а то, что мы о нем высказываем, называется сказуемым,

предикатом. Подлежащее обычно обозначается символом S, а сказуемое - символом P. Субъект суждения S – это понятие о предмете суждения; предикат суждения Р – понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

То, что связывает субъект и предикат в единое суждение называется связкой суждения. Связка может быть выражена одним словом: “есть” или “не есть”, “суть” или “не суть”, “является” или “не является”; или группой слов, или тире, или простым согласованием слов: “собака лает”. Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: “все” или “ни один”, или “некоторые” и т.д.

Простыми суждениями называются суждения, ни одна логическая часть которых не является суждением.

Сложными являются суждения, какая- либо логическая часть которых является суждением. Сложные суждения состоят из нескольких простых.

 

3. Виды простых суждений.

Наша логическая онтология подсказывает нам, что существуют признаки-свойства и признаки-отношения. Положив их в основания деления простых суждений мы выделим:

1) атрибутивные суждения (суждения свойства),когда признак связан с наличием или отсутствием свойств.(“У розы приятный запах”, “Всякий терьер –собака”; схема “S есть Р” или “S не есть Р”);

2) реляционные суждения (суждения с отношениями), когда признак

связан с наличием или отсутствием отношения. В этих суждениях говорится об отношения между предметами. В отличии от атрибутивных суждений в реляционных суждениях всегда более, чем один, субъект, и также, как в атрибутивных суждениях, один предикат, только выраженный признаком- отношением (“Эльбрус выше Монблана”; “Всякий протон тяжелее электрона ”);

3) суждения существования (экзистенциальные), в которых утверждается или отрицается существование предметов в действительности.

В традиционной логике все три указанных вида представляют простые категорические суждения. Категорическими называются суждения, у которых точно выяснено их качество и количество. Поэтому их принято делить на виды по двум основаниям: по качеству и по количеству.

Date: 2016-05-15; view: 2112; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию